Организация практического обучения студентов СПО
Автор: Быканова Елена Юрьевна, методист ЦНМиАСПО ОГБОУ ДПО «РИРО»; Никулина Вера Алексеевна, преподаватель ОГБОУ СПО МАДК им. А.А. Николаева
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р) отмечается, что «в середине текущего десятилетия российская экономика оказалась перед долговременными системными вызовами, отражающими как мировые тенденции, так и внутренние барьеры развития».
Одним из таких вызовов является «возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития.
Уровень конкурентоспособности современной инновационной экономики в значительной степени определяется качеством профессиональных кадров, уровнем их социализации и кооперационности». [1]
Таким образом, ключевая проблема развития инновационной экономики – проблема подготовки квалифицированных кадров.
Одним из путей решения этой проблемы является реализация практико-ориентированного подхода в образовании.
Практико-ориентированное обучение – это процесс освоения студентами образовательной программы с целью формирования у студентов профессиональной компетенции за счёт выполнения ими реальных практических задач.
В основе практико-ориентированного обучения должно лежать оптимальное сочетание фундаментального общего образования и профессионально-прикладной подготовки. [6]
В Рекомендациях по разработке базисного учебного плана по специальности среднего профессионального образования (для очной формы обучения) приводится формула для расчета практикоориентированности (в %):
ЛПЗ+КР+(УП+ПП)+ПДП
ПрО = • 100
УНобяз+ (УП+ПП)+ ПДП
где
ПрО – практикоориентированность;
ЛПЗ – суммарный объем лабораторных и практических занятий (в часах);
КР – объем часов на курсовую работу (проект);
УП – объем учебной практики (в часах);
ПП – объем производственной практики (по профилю специальности) (в часах);
ПДП – объем производственной практики (преддипломной);
УНобяз – суммарный объем обязательной учебной нагрузки (в часах)
Диапазон допустимых значений практикоориентированности для ОПОП СПО базовой подготовки составляет 50–65%; углубленной подготовки – 50–60%. [3]
Можно выделить четыре подхода к практико-ориентированному образованию:
1. Внедрение профессионально-ориентированных технологий обучения, способствующих формированию у студентов значимых для будущей профессиональной деятельности качеств личности, а также знаний, умений и навыков (опыта), обеспечивающих качественное выполнение профессиональных обязанностей по профилю подготовки.
2. Создание в ОУ инновационных форм профессиональной занятости студентов с целью решения ими реальных научно-практических и опытно-производственных работ в соответствии с профилем обучения.
3. Создание условий для приобретения знаний, умений и опыта при изучении учебных дисциплин с целью формирования у студента мотивированности и осознанной необходимости приобретения профессиональной компетенции в процессе всего времени обучения.
4. Организация учебной, производственной и преддипломной практик студента с целью приобретения реальных профессиональных компетенций по профилю подготовки. [5]
Практика - вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. [4]
Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы, и ее виды утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. В настоящее время нормативно-правовой базой организации, проведения и контроля практики студентов образовательных организаций и учреждений системы СПО являются документы: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями от: 7 мая, 7 июня, 2, 23 июля, 25 ноября 2013 г., 3 февраля, 5, 27 мая, 4, 28 июня, 21 июля, 31 декабря 2014 г.); Приказ Минобрнауки РФ от 18 апреля 2013 г. N 291 "Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования»; ФГОС СПО.
Цель практики: комплексное освоение обучающимися всех видов профессиональной деятельности по специальности (профессии) среднего профессионального образования, формирование общих и профессиональных компетенций, а также приобретение необходимых умений и опыта практической работы по специальности (профессии). [2]
Проведение практики обучающихся предусмотрено имеющими государственную аккредитацию программами подготовки специалистов среднего звена.
При реализации ППССЗ предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная
Производственная практика состоит из двух этапов: практики по профилю специальности и преддипломной практики
Учебная практика и производственная практика (по профилю специальности) проводятся образовательным учреждением при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Учебная практика проводится в учебных, учебно-производственных мастерских, лабораториях, учебно-опытных хозяйствах, учебных полигонах, учебных базах практики и иных структурных подразделениях образовательной организации либо в организациях в специально оборудованных помещениях на основе договоров между организацией, осуществляющей деятельность по образовательной программе соответствующего профиля, и образовательной организацией.
Учебная практика проводится мастерами производственного обучения и (или) преподавателями дисциплин профессионального цикла.
Производственная практика проводится в организациях на основе договоров, заключаемых между образовательной организацией и предприятиями.
В период прохождения производственной практики обучающиеся могут зачисляться на вакантные должности, если работа соответствует требованиям программы производственной практики.
Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
В период прохождения практики обучающимся ведется дневник практики. По результатам практики обучающимся составляется отчет, который утверждается организацией.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательным учреждением по каждому виду практики (Приложение 1-3).
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций
Обязательная форма промежуточной аттестации по учебной и производственной практике – дифференцированный зачет (зачет).
Необходимым условием допуска к государственной (итоговой) аттестации является представление документов, подтверждающих освоение обучающимся компетенций при изучении теоретического материала и прохождении практики по каждому из основных видов профессиональной деятельности. В том числе выпускником могут быть представлены отчеты о ранее достигнутых результатах, дополнительные сертификаты, свидетельства (дипломы) олимпиад, конкурсов, творческие работы по специальности, характеристики с мест прохождения преддипломной практики.
Литература:
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р) [Электронный ресурс] // Система ГАРАНТ – http://base.garant.ru/194365/
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2013 г. N 291 "Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования» [Электронный ресурс] // Российская газета – http://www.rg.ru/2013/06/26/obr-dok.html
3. Рекомендации по разработке базисного учебного плана по специальности среднего профессионального образования (для очной формы обучения). [Электронный ресурс] // ФИРО – http://www.firo.ru/
4. ФГОС СПО [Электронный ресурс] // http://spo-edu.ru/
5. С.С.Полисадов. Практико-ориентированное обучение в вузе. Национальный исследовательский Томский политехнический университет. Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции «Качество подготовки современного предпринимателя: опыт и инновации». 19-20 апреля 2010г. – Томск: изд-во «КИТ», 2010. – 272 с.
6. Ялалов Ф. Г. Деятельностно-компетентностный подход к практико-ориентированному образованию [Электронный ресурс] // Интернет-журнал "Эйдос". – 2007. – 15 января. – http://www.eidos.ru/journal/2007/0115-2.htm (24.04.2015)
Рабочие программы дисциплин во вложении (pdf, 865KB)
Скачать вложение