Проектно - исследовательские технологии, как средство саморазвития личности обучающихся
Автор: Свиридова Людмила Алексеевна, преподаватель истории ОГБПОУ «Рязанский технологический колледж»Единственный путь, ведущий
к знаниям, - это деятельность
Бернард Шоу
Приоритетной задачей современного образования является повышение качества знаний обучающихся, развитие их познавательных и творческих способностей. В рамках учебной деятельности должно гармонично сочетаться формирование базовых знаний, умений и навыков с исследовательской, творческой деятельностью.
Условием качественного образовательного процесса является устойчивый познавательный интерес[3;318]. Английская пословица гласит: «Можно привести коня к водопою, но нельзя заставить его пить». Преподаватель не может заставить студента получать знания против его воли. Следовательно, его целью должна стать активизация познавательной деятельности, одним из способов которой являются проектно-исследовательские технологии. Эти современные педагогические технологии соединяют в единую систему теоретические знания и практические навыки, позволяют каждому раскрыть, реализовать и развить творческий потенциал своей личности.
Цель проектных технологий – стимулировать интерес обучающихся к определенным проблемам, для решения которых предполагается владение некоторой суммой знаний. Благодаря этой деятельности, можно показать их практическое применение. Под проектом понимается спланированная последовательная деятельность, направленная на формирование определенной системы интеллектуальных и практических умений [1; 245].
Главной идеей проектной деятельности является направленность на конкретный результат, который достигается при решении практической или теоретической проблемы. Она должна быть обязательно личностно и социально значимой.
Проектные технологии в мировой педагогике применяются ещё с начала прошлого столетия. Однако за столь долгую историю они претерпели значительные изменения. Интерес к методу возник благодаря сочетанию теоретических знаний и их практического применения. Как известно, результат обучения напрямую зависит от его мотивации[6; 27]. Если студент видит реальную возможность применения своих знаний, он будет заинтересован в их получении.
Суть метода проектов состоит в том, что обучающиеся в ходе групповой самостоятельной деятельности решают какую-то проблему.
Основные условия технологии:
1) наличие значимой проблемы;
2) теоретическая или практическая значимость результатов;
3) самостоятельная групповая деятельность;
4) представление результатов в виде публикации, презентации, макета, видеофильма, альбома, стенгазеты.
Этапы работы над проектом:
1) выбор темы;
2) формирование творческих групп;
3) составление плана реализации проекта;
4) исследовательская деятельность;
5) оформление результатов проекта;
6) презентация результатов деятельности;
7) рефлексия.
Тематика проектов вытекает из учебного материала с целью углубления знаний о нём. В программе по истории содержится очень много проблемных вопросов, требующих всестороннего изучения, привлечения дополнительных источников информации. В этой связи целесообразно применение метода проектов.
Примерами могут служить учебные проекты: «Открытие Нового Света: прогресс или трагедия?» (тема «Великие географические открытия»), «Искусство отражает или изменяет жизнь?» (тема «Эпоха Возрождения»). Большой простор для проектной деятельности представляет материал о реформах российских правителей. Подготовка и реализация учебных проектов по истории позволит развить интерес к предмету.
Проектная деятельность - это эффективное средство самостоятельной учебной деятельности, которая связана с развитием индивидуальных качеств обучающихся, их познавательной активностью, умением решать нестандартные задачи [5;147].
Особенностью метода проектов является то, что он всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся. Она может быть индивидуальной, парной, групповой и выполняться в течение определенного отрезка времени. Роль преподавателя заключается в том, чтобы стимулировать, направлять её, но не предоставлять готовые знания.
В проектной деятельности формируются рефлексивные умения, которые выражаются в том, что обучаемые могут осмыслить проблему, понять, что для её решения необходимы дополнительные знания.
Большое значение имеют поисковые или исследовательские умения. Работая над проектом, студенты развивают умение самостоятельно генерировать идеи, выдвигать гипотезы, опираясь на знания из различных областей, находить несколько вариантов решения проблемы.
В современном мире значимость приобретает умение работать с информацией. Этому учатся в ходе работы над проектом. Важно не только найти дополнительные источники знаний, но и отобрать наиболее ценные из них с точки зрения изучаемой темы, использовать для аргументации своих идей, уметь представить эту информацию аудитории.
Проектно - исследовательские технологии являются средством формирования мышления обучающихся. Начиная от выбора темы, формулирования проблемы и составления плана реализации проекта, их мыслительная деятельность постоянно развивается. Совершенствуются мыслительные умения и навыки – анализа, сравнения, обобщения, систематизации, доказательств и опровержения. Актуализируются внутрипредметные и межпредметные связи
Успеха в современном обществе можно достичь, лишь имея необходимые навыки сотрудничества. Они развиваются благодаря коллективной или групповой работе. К ним можно отнести навыки коллективного планирования, поиска и обработки информации. Приобретая их, обучающиеся формируют представление о научной организации труда, используют их в своей практической деятельности, тем самым способствуя саморазвитию, повышению своего статуса [1;252]
К коммуникативным умениям, которые развиваются в ходе проектно-исследовательской деятельности, следует отнести умение вести дискуссию, находить компромисс, взаимодействовать с любым партнёром. Изменяется и характер взаимоотношений «учитель-ученик» в сторону сотрудничества.
Необходимо отметить также презентационные умения и навыки. Это навыки монологической речи, умение аргументированно доказать свою точку зрения, логично представить свои взгляды, идеи, отвечать на незапланированные вопросы, использовать в ходе выступления различные средства наглядности.
Следует отметить, что для развития личности обучающихся большое значение имеет и оценивание его результатов [2; 24]. Подводя итоги проектной деятельности, педагог должен остановиться не только на конкретных практических результатах, но и проанализировать активность учащихся во время работы над проектом, степень сформированности навыков сотрудничества. Это станет стимулом для последующей работы.
Подводя итог, необходимо отметить, что исследовательская деятельность учащихся - это способ повышения эффективности усвоения знаний, умений, навыков; средство саморазвития личности, её творческого потенциала; способ профориентации; средство приобщение к культуре и науке; средство социализации и историко-патриотического воспитания; один из наиболее эффективных способов повышения познавательной активности студентов.
Научно-исследовательская работа в учебном заведении создаёт условия для достижения высокого уровня образования, которое отличается от базового не только объёмом знаний, но и овладением способов продуктивной мыслительной деятельности [4;78]. К исследовательским приёмам обучения педагог должен готовить учащихся постепенно, используя сформированные общеучебные умения и навыки и на их основе строить проектную деятельность.
Безусловно, применение метода проектов требует значительной подготовки, но является показателем высокой квалификации педагога.
Список литературы
1. Буланова-Топоркова М. В., Духавнева А. В. и др. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей/Под общей ред. В. С. Кукушина. – Москва: ИКЦ «МарТ», 2004. - 336 с.
2. Оценивание успешности учащихся в проектной деятельности. Методическое пособие / Н.Ю. Пахомова, Н.В. Дмитриева, Е.В. Кузьмина / Под ред. Н.Ю. Пахомовой – г. Дзержинский: ДМУП «Информационный центр», 2014. – 40 с. – С. 24
3. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/ Под ред. П. И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.
4. Поспелов Н.Н., Поспелов М.Н. Формирование мыслительных операций у старшеклассников. – М.: Просвещение, 1996. – 286с.
5. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. – М.: Народное образование,1998. — 256 с.
6 Студеникин М. Т. Современные технологии преподавания истории в школе: Пособие для учителей и студентов вузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 79 с.
Скачать вложение