Современные тенденции развития интеллектуально-творческой, исследовательской и учебно-познавательной деятельности обучающихся СПО
Автор: Кузьмина Полина НиколаевнаИз опыта работы методиста ОГБОУ СПО "Ряжский дорожный техникум".
Кузьмина Полина Николаевна выпускница Рязанского педагогического института 1985 года, по специальности - учитель русского языка и литературы. Педагогический стаж работы – 30 лет. В Ряжском дорожном техникуме работает с 2003 года. Как методист имеет первую квалификационную категорию. Полина Николаевна одним из ведущих направлений в работе методической службы считает технологическую деятельность, с одной стороны, позволяющую формировать (готовить, «выращивать») в соответствии с требованиями образовательных стандартов, рынка труда и запросов работодателей качественно иного выпускника, а с другой стороны, способствует как внедрению в работу педагогов личностно-ориентированной развивающей технологии обучения, так и реализации проектно-исследовательского метода обучения, направленного на максимальное развитие личности обучающегося. По ее мнению, одним из направлений совершенствования образовательного процесса является интеллектуально-творческая, исследовательская и учебно-познавательная деятельность обучающихся. В сфере среднего профессионального образования такая деятельность становится важной составляющей учебного процесса, необходимым средством повышения мотивации к обучению и, как следствие, хорошей профессиональной подготовки. Участие студентов техникума в интеллектуально-творческой, исследовательской и учебно-познавательной деятельности делает их более конкурентоспособными при поступлении на работу или в вуз, а приобретенные исследовательские навыки выгодно выделяют обучающихся среди других и способствуют более быстрому формированию профессионального статуса. Изменения, произошедшие в последние годы в обществе, ставят перед профессиональным образованием новые цели в вопросах подготовки специалистов. Сегодня успешность личности в профессиональном плане во многом определяется её творческим потенциалом. Поэтому на смену образованию, дававшему высокий уровень общих знаний, должно прийти образование, ориентированное на творческое развитие личности каждого обучающегося. Подготовке таких специалистов предшествуют изменения в содержании, методах и формах преподавания в профессиональных образовательных учреждениях. Поиск новых форм, подходов, способов и приемов обучения привели педагогический коллектив Ряжского дорожного техникума к разработке системы обучения и воспитания по активизации интеллектуально-творческой, исследовательской и учебно-познавательной деятельности на основе современных и эффективных технологий. Для педагогов и методиста такими технологиями стали личностно-ориентированная развивающая и деятельностная технологии обучения. Целями личностно- ориентированной развивающей и деятельностной технологий обучения, основанных на проектно-исследовательском методе, и используемых в учебном заведении, являются приобретение обучающимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизация личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного обучающегося). Следует отметить, что образовательный уровень студентов техникума и материально-техническая база не располагают к глубоким научным исследованиям. Несмотря на это, можно выделить несколько направлений по применению и внедрению различных видов и форм исследовательской и учебно-познавательной деятельности студентов на учебных занятиях и во вне учебное время: написание докладов, статей, подготовка сообщений; проведение олимпиад и конференций; разработка проектов для получения грантов; факультативные формы обучения; научно–исследовательские кружки и др. На аудиторных учебных занятиях можно использовать различные ситуационные и проблемные задания, когда студенты в рамках обозначенной проблемы или цели проводят глубокие аналитические исследования в поисках нужных решений. Выполняя такие работы, обучающиеся приобретают новые познания в исследуемой области, делают личные открытия и накапливают опыт творческой деятельности. По выполненным работам можно судить о творческом потенциале каждого из студентов техникума. Учитывая специфику образовательного процесса техникума и возраст студентов, преподаватели Ряжского дорожного техникума считают, что наиболее перспективной формой работы является использование проектного обучения, методической основой которого является метод проектов. Для этого применяются развивающие технологии: проблемно-поисковый метод, система малых творческих групп, саморазвивающее обучение. За основу берется методика коллективных творческих дел. Система образования, построенная педагогами техникума, строится на предоставлении обучающимся возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знания фактов, законов, закономерностей науки, на собственные наблюдения, свой и чужой опыт. Одной из острых проблем учреждений среднего профессионального образования является низкое качество общеобразовательной подготовки учащихся первого курса, отсутствие у большинства из них сформированности общеучебных умений, навыков самостоятельной работы, мыслительной деятельности, недостаточная развитость коммуникативной культуры. Опираясь на опыт работы, педколлектив пришел к выводу о том, что именно самостоятельная поисковая работа - существенный фактор формирования целеустремленной личности, настойчивой в достижении поставленных целей, поэтому важно обучить учащихся рациональным и эффективным приемам ее выполнения. Под исследовательской стратегией понимается такой системный подход к построению модели профессиональной подготовки студентов, который обеспечивает формирование у них целого спектра умений и навыков. В основе такого подхода лежит системная организация учебного процесса, при которой осуществляется интеграция дисциплин, происходит постановка поисковых целей и задач по определенным проблемам, что дает возможность формировать профессиональные качества будущего специалиста с учетом перспектив развития отрасли, на которую он ориентирован. Работая над этим (были проведены семинары, заседания цикловых комиссий, консультации и изучение научно-методической литературы, разработана нормативная документация), педагогический коллектив пришел к выводу о необходимости внедрения в практическую деятельность системы обучения по активизации познавательной деятельности через интеллектуально-творческую, исследовательскую и учебно-познавательную деятельность обучающихся.
Полный вариант статьи во вложении (zip, 4.4MB)
Полный вариант статьи во вложении (zip, 4.4MB)
Скачать вложение