Галактика «Маленькая страна»
Автор: Мишина Ольга Валерьевна, Петрова Ольга Викторовна, педагоги-психологи МБДОУ «Детский сад №115», г. РязаньТренинг с педагогами.
Актуальность проблемы. Cегодня важность работы по сохранению и укреплению здоровья всех участников образовательного процесса не вызывает сомнений. Говоря о дошкольных образовательных учреждениях, все чаще звучат призывы к широкому применению здоровьесберегающих технологий в работе с детьми. И это, безусловно, важно, однако не стоит забывать, что во многом здоровье воспитанников дошкольного учреждения определяется педагогом, его здоровьем – не только физическим, но и психическим и психологическим.
Специфика работы воспитателя требует большой эмоциональной отдачи, активизации всех физических и душевных сил. Только им подвластно зажигать детские сердца и вести воспитанников детского сада за собой.
Постоянное напряжение может вести к снижению работоспособности, к повышенной утомляемости, к эмоциональному выгоранию, к снижению показателей психических процессов (памяти, мышления, внимания). Все это приводит к снижению эффективности профессиональной деятельности педагога. Причем совершенно очевидно, что только психологически здоровый человек способен создать эмоционально комфортную атмосферу для обучения и развития ребенка, а также для его воспитания как личности.
Психологическое сопровождение реализации Основной образовательной программы ДОУ, в соответствии с Федеральными государственными стандартами призывает педагога-психолога к взаимодействию с педагогами, которое может строиться только на глубоком анализе качества профессиональной деятельности педагога.
Проблемой формирования психического здоровья занимались Братусь Б.С., Лазурский А.Ф., Никифоров Г.С., Никольский А.В., Слободчиков В.И., Холмогорова А.Б.
Проблемой психологического здоровья озадачены в настоящее время такие ученые, как Дубровина И. В., Смирнов Н. К., Хухлаева О. В., Шувалов А. И., Слободчиков В. И.
Специалисты (Гозилек Э., Бойко В.В.) обращают особое внимание на необходимость проведения профилактической работы.
В основе тренинга лежат методические разработки Мониной Г.Б., Лютовой-Робертс Е.К., Серафимович И. В., Лопаковой Ю. А.
Выделены основные факторы, приводящие к нарушениям психологического здоровья педагогов (Митина Л. М., Чумакова М. И. и Смирнова З. В.):
1. Объективные причины: физическая и психологическая напряженность труда, постоянное оценивание со стороны различных людей; высокий уровень ответственности; авторитарный стиль управления педагогическими кадрами.
2. Субъективные причины: неоправданные надежды потребностей педагога (потребность в уважении, одобрении психологической поддержки); склонность к эмоциональной ригидности; интенсивное восприятие и переживание обстоятельств профессиональной деятельности.
В связи с этим разработан и реализован данный тренинг с педагогическими работниками ДОУ.
Научная новизна состоит в обращении к использованию новых практических подходов в формировании и укреплении психологического здоровья педагогов ДОУ, с учетом требований профессиональных стандартов и федеральных государственных образовательных стандартов.
Выводы и оценка продуктивности.
Использование ролевых игр позволяет реализовать принцип активности участников занятий, а также принципы исследовательской, творческой позиции педагогов и объективизации поведения, так как без активного, осознанного участия в этом процессе педагогов сложно ожидать положительных результатов. Предлагаемые занятия способствуют самореализации, взаимообогащению всех участников образовательного процесса. Создается особый микроклимат, для которого характерны уважение к личности человека, забота о каждом, доверительные отношения между детьми и педагогами. Эффективность работы определяется на основе результатов мониторинговых исследований (анкетирование и беседы с педагогами).
Цель: создание, сохранение атмосферы принятия, поддержки.
Задачи:
· дать возможность педагогам открыть новые формы сотрудничества друг с другом;
· мотивирование на познание своего внутреннего «Я»;
· развитие эмпатии;
· сплочение коллектива;
· создание благоприятного психологического климата в коллективе;
· снятие мышечного и эмоционального напряжения, улучшение эмоционального состояния педагогов.
Предполагаемые результаты:
· формируется благоприятный климат в коллективе;
· создается хорошее настроение;
· развивается способность понимания своего состояния и состояния других людей.
Продолжительность: 45 мин.
Количество человек в группе: 15- 20.
Оборудование:
· ватман;
· цветные карандаши;
· маркеры;
· мольберты (2 шт.);
· аудиозапись «космическая музыка»;
· ноутбук,
· проектор для демонстрации презентации;
· заготовки звездочек (двухсторонний скотч),
· поднос
Ход тренинга.
Звучит музыка
Добрый день, дорогие участники нашей встречи! Любому человеку свойственно осваивать различные пространства и даже космические. Сегодня мы предлагаем вам создать Галактику нашего детского сада и активировать процесс самопознания. Научиться использовать приемы доброжелательного взаимодействия с окружающими, улучшить свое настроение. И просто снять мышечное и эмоциональное напряжение.
1. Упражнение «Давайте поздороваемся».
Участники произвольно двигаются по группе. Им предлагается приветствовать друг друга определенным способом:
один хлопок ведущего — игроки здороваются за руку;
два хлопка — плечами;
три хлопка — спинами.
Участники стоят в кругу. Звучит «космическая» музыка.
2. Игра «Атомы и молекулы».
Педагог-психолог. Представьте, что наш детский сад — это целая Вселенная без начала и конца, в которой есть молекулы ДНК, она как известно, самая красивая и плотная молекула, в структуру которой входят отдельные частицы (атомы). Попробуем и мы превратиться в свободные частицы, которые будут двигаться под музыку, представьте себя в свободном полете, а как только музыка прекратит звучать, мы с вами объединяемся в прекрасную, сплоченную молекулу ДНК, которая находится в нашем прекрасном садике – вселенной. Ну что, вы готовы? Начинаем!
Рефлексия.
Педагог-психолог. Оказывается, что уже с давних времен люди, жившие на Земле, так же как и мы, каждую ночь любовались звездным небом. Глядя на звезды, они мечтали.
Звёзды — это красиво и загадочно. Но однажды люди, подняв головы к небу, вдруг не обнаружили ни одной звезды.
Вносится синее поле (ватман)
У людей появилось чувство, что они одни на Земле, во всей Галактике. Как же вернуть людям мечту? (ответы). Как сделать так, чтобы небо стало интересным, сказочным, ярким? (ответы)
Оживим небо вновь?
Но только добрые, внимательные друг к другу люди смогут зажечь звезды на этом небе.
Дорогие коллеги, а сейчас нам предстоит оживить этот кусочек неба, вернуть в небо звезды.
3. Упражнение «Оживи небо».
(Включается «космическая» музыка.)
Устройтесь удобнее, расслабьтесь, закройте глаза, постарайтесь погрузится в себя и представьте ночное небо, на котором появляются звезды. Сначала нам кажется, что все они одинаковые. Присмотритесь, проходит минута, другая, и мы уже замечаем, что вот та, одна из звезд больше остальных и светит ярче других, а какая-то тусклая и далекая, но от этого не менее привлекает наше внимание. Отличаются они так же и по характеру света, который они посылают на Землю: он может быть и голубым, и розовым, и белым, холодным или теплым.
Продолжим вглядываться в ночное небо. Найдите на нем именно свою звезду. «Приблизьте» ее к себе и получше рассмотрите. Какая она? Она больше других звезд, меньше или такая же? Какого цвета ваша звезда? Какой свет она излучает — теплый или холодный? А теперь уменьшите свою звезду до размеров небольшого мячика и положите ее на ладонь. Она ведь чудесна, не правда ли? Пошлите ей свое тепло, нежность, шепните: «Ты прекрасна!».
А теперь отпустите ее обратно на небо, проследите ее путь, а когда она займет свое место на ночном небе, улыбнитесь ей, чтобы она знала: вы всегда рядом с нею.
Теперь откройте глаза. Удалось ли Вам представить, увидеть, найти свою звезду? Опишите свои ощущения.
4. Упражнение «Создание Галактики «Маленькая страна».
Теперь наша задача – найти свое место в Галактике «Маленькая страна».
Пока на нашей Галактике нет ни одной звезды. Но давайте вместе это исправим (на подносе лежат заготовки звездочек). Предлагаю заполнить синее панно, вместе создадим нашу Галактику. Найдите среди предложенных звезд ту, которая больше всего вам нравится, — свою звезду. Подпишите ее. Поместите звездочку на нашу Галактику. Вам нравится такая Галактика? Может быть захотите соединить некоторые звезды в созвездия? А теперь давайте посмотрим, что у нас получилось. Обратите внимание на то, где находится ваша звездочка: в центре листа, вверху, внизу или сбоку. Если ваша звезда большая и находится в центре листа или выше, значит, вы хотите быть в центре внимания. У вас высокая самооценка. Если звездочка маленькая, и вы поместили ее в уголке, вдали от других, то, может, следует задуматься, не преуменьшаете ли вы собственную значимость.
Теперь мы создали целую Галактику нашего детского сада.
Как эти звезды и планеты будут сотрудничать друг с другом, зависит от психологического климата, который они создадут.
Все меняется, и в итоге молекулы, похожие друг на друга, встречаются и образуют планеты. Психологический климат — это межличностные отношения, типичные для коллектива, они определяют его основное настроение. В одном климате планета может расцвести, в другом — зачахнуть.
Сейчас каждому из вас предлагаю назвать признак благоприятного психологического климата в коллективе.
5. Упражнение «Признаки благоприятного психологического климата».
Педагог-психолог. Давайте определим признаки благоприятного психологического климата. Участники называют признаки, педагог-психолог записывает на лист ватмана предложенные признаки. Обсуждение.
Вывод: благоприятный климат, если в коллективе царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и требовательности. Если члены коллектива готовы к работе, проявляют творчество и достигают высокого качества, работая без контроля и неся ответственность за дело.
В галактике нашего сада царит только положительный психологический климат, который поднимает настроение и «боевой дух», делает нас дружными и приветливыми, придает уверенности в работе, стимулирует к труду, помогает раскрыть профессиональный и творческий потенциал, повышает готовность брать на себя ответственность и решать сложные задачи, способствует созданию команды профессионалов.
6. Рефлексия.
Педагог-психолог. Спасибо вам, что пришли на игру. Вы молодцы!
Поделитесь впечатлениями от игры. Что понравилось, что нет? Что чувствовали во время игры? Какие мысли, а может, идеи приходили?
Ваши звезды оставили свое тепло и свет. Давайте это тепло возьмем с собой. Раздать участникам тренинга «Звезды с пожеланиями».
Вселенная это не только то, что окружает нас. Внутри нас тоже есть целая вселенная. Мы хотим пожелать Вам почаще вспоминать это, прислушиваться к своей внутренней вселенной, ценить себя и беречь! Чтобы была возможность обратиться к себе, сконцентрироваться на своих чувствах и мыслях и просто отдохнуть мы предлагаем Вам необычные раскраски.
Литература
1. Клюева, Н. В., Касаткина,Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль.: Академия развития, 1996. – 240 с.
2. Крюкова, С. В., Слободяник, Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. — М.: Генезис, 2007. – 208 с.
3. Осинина Г.Н., Ненашева А.В., Тараканова И.Н.: Коммуникативная компетентность педагога ДОУ. Семинары-практикумы, тренинги, рекомендации. – Волгоград.: Учитель, 2020. – 143 с.
4. Шитова Е.В.: Практические семинары и тренинги для педагогов. Воспитатель и ребенок: эффективное взаимодействие. – Волгоград.: Учитель, 2020. – 168 с.
5. Кадырова О. Психологическая игра «Созвездие» [Электронный ресурс]. – Режим доступа URL: https://www.maam.ru/detskijsad/psihologicheskaja-igra-sozvezdie.html (дата обращения 19.04.2019).
Скачать вложение