Психологическая характеристика тревожности учащихся
Автор: Кашина Ольга Михайловна, педагог-психолог, МБДОУ «Детский сад № 69», г. Рязань; под редакцией к.психол.н. Елгиной С.В. – доцента кафедры профессионального образования и психолого-педагогического сопровождения ФГОС РИРО.(на примере сравнения младшего и среднего школьного возраста).
Актуальность проблемы тревожности обосновывается тем, что в настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Возникновение и закрепление тревожности связанно с неудовлетворением возрастных потребностей ребенка. Она является производной широкого круга нарушений. Закрепление и усиление тревожности происходит по механизму «замкнутого психологического круга», ведущего к накоплению и углублению отрицательного эмоционального опыта, который, порождая в свою очередь негативные прогностические оценки и определяя во многом модальность актуальных переживаний, способствует увеличению и сохранению тревожности.
Учеба и практическое овладение формами общения, а также возрастная специфика психического развития вызывает у младших и средних школьников характерные для них психические переживания и состояния. Тревога дезорганизует не только учебную деятельность, она начинает разрушать личностные структуры. Поэтому знание причин возникновения повышенной тревожности приведет к организации и своевременному проведению коррекционно – развивающей работы, способствующей снижению тревожности и формированию адекватного поведения детей.
Мною было проведено исследование, основной целью которого являлось выявление факторов, формирующих тревожность у детей младшего и среднего школьного возраста.
Объектом исследования являлось проявление тревожности у детей младшего и среднего школьного возраста.
Предмет исследования – причины, факторы, влияющие на формирование тревожности у детей младшего и среднего школьного возраста.
Задачи исследования:
- проанализировать научные представления о проблеме детской тревоности;
- организовать и провести исследование тревожности у учащихся первых и пятых классов;
- провести обработку и интерпретацию полученных результатов;
- разработать рекомендации по работе с детьми, имеющими повышенный уровень тревожности.
Гипотезы выдвигались следующие:
1. Тревожность в среднем школьном возрасте формирует учебная деятельность, взаимоотношения со сверстниками, а в младшем – первостепенную роль играет семья.
2. Тревожность у младших школьников выше, чем у учащихся средних классов.
Методы исследования:
- наблюдение;
- беседа с учителями;
- психодиагностические методики (тесты);
- изучение продуктов деятельности;
- методы математической статистики.
Испытуемые – две группы: 21 человек в возрасте 7 лет, и 25 человек в возрасте 11 лет, учащиеся 1-го и 5-го классов.
Использовались методики:
1) Для изучения уровня и характера тревожности связанной со школой у учеников 5-ых классов использовалась «методика диагностики школьной тревожности Филлипса».
2) Для изучения особенностей учеников 1-го класса, дезадаптированных к условиям школы по результатам длительного наблюдения, использовалась методика «Карта наблюдения Стотта», в частности 2 синдрома: тревога по отношению к взрослым (ТВ) и тревога по отношению к детям (ТД).
3) Для диагностики внутрисемейных отношений и в 1 и 5 классах использовалась методика «Кинетический рисунок семьи» (метод Бернса). Тест помогает выявить отношение ребенка к членам своей семьи.
4) Для выявления школьной тревожности (для всех испытуемых) использовался специальный детский тест тревожности, разработанный американскими психологами Р.Тэммл, М.Дорки и В.Амен. Тест оценивает тревожность ребенка в типичных для него жизненных ситуациях, где соответствующее качество личности проявляется в наибольшей степени.
По результатам была проведена математическая обработка данных с применением критерия Фишера для сравнения двух выборок по количественно определенному признаку.
Результаты следующие: по Кинетическому рисунку семьи, тревожность относительно семейной ситуации выявлена у 66% учащихся 1-го класса, и у 60% учеников 5-го класса. Различия между группами незначительны.
Сравнивая тревожность относительно школы, по тестам Филлипса для 5-го класса и Стотта для 1-го класса, различия между группами также оказались незначительными.
Таким образом, первая гипотеза не подтвердилась.
Для подтверждения гипотезы 2 сравниваем результаты детского теста тревожности. Процент высокой тревожности в 1-ом классе – 4,7%, а в 5-ом классе – 4%.Различия между группами незначительны.
По результатам исследования можно сделать вывод о том, что нельзя однозначно утверждать, у какой из групп тревожность выше. Факторы формирования тревожности присутствуют в обеих группах.
Полученные результаты следует учесть и обратить внимание не только на школьников, показавших высокий уровень тревожности, но и на учащихся, показавших очень низкий уровень тревожности, так как подобная нечувствительность носит защитный характер. Школьник как бы не допускает неприятный опыт в сознание, что препятствует полноценному формированию личности.
На основе результатов исследования мною разработаны рекомендации по работе с детьми, имеющими повышенный уровень тревожности.
Работа с тревожными детьми
Такая работа должна проводиться в трех направлениях:
1. Повышение самооценки – надо ежедневно проводить целенаправленную работу. Обращаться к ребенку по имени, хвалить его даже за незначительные успехи, отмечать их в присутствии других детей.
2. Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих ситуациях, избегать сравнения детей друг с другом. Полезно применять в работе с тревожными детьми ролевые игры, совместно со взрослыми сочинять сказки и истории, что учит их выражать свою тревогу и страх.
3. Снятие мышечного напряжения – проводить с детьми упражнения на релаксацию, массаж, техники глубокого дыхания.
Литература:
1. Альманах психологических тестов - Москва: «КСП»,1995. Стр. 40.
2. Аракелов Г.Г., Шишкова Н.Р. Тревожность, и методы ее диагностики и коррекции//Вестник Моск. Университета, сер.14 Психология,№1 1998. Стр. 18-20.
3. Герасимова В.С., Орлова Л.М. «Старший школьник и младший школьник: психодиагностика и коррекция». – М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. 256 с.
4. Исследование состояния тревожности у школьников. Вопросы клинической психиатрии/Рязань 2001. Стр. 128.
5. Макщанцева Л.В. Тревожность и возможности ее снижения у детей// Психологическая наука и образование – 1998, №2. Стр.15.
6. Методы диагностики тревожности. Костина Л.М., Речь, 2005. 198 с.
7. Микляева А.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция/СПб., 2005 стр. 37.
8. Немов Р.С. Психология: учеб. пособие для студентов высш. Пед. Учеб. заведений:в 3 кн. – кн.3: Психодиагностика. Введение в научно – психологическое исследование с элементами математической статистики – 3-е изд. – М.: Гуманит. Центр ВЛАДОС, 1998. 601 с.
9. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ «Сфера», 2005. Стр.47-48.
10. Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности.//Ж. «Психологическая наука и образование» 1998, №2. Стр. 39.
11. Степанов С. Беспокойство, его причины и следствия//Школьный психолог, №8, 2004. Стр.138.
12. Тревога. Тревожность. Явления тревожного ряда./ Психологический словарь. – М.: Педагогика – Пресс, 1999. Стр. 385 -386.
13. Тревожность у детей 2-е изд. Астапов В.М., Питер, 200
Скачать вложение