Профессиональное самоопределение учащихся
Автор: Журавлёва Ирина Викторовна, учитель «Технологии» МОУ «Малостуденецкая СОШ» Сасовского района Рязанской областиУрок технологии в 9 классе
Тема: «Здоровье и выбор профессии»Продолжительность урока: 45 минут
Тип урока: комбинированный, с элементами развивающего обучения. Методы обучения: объяснительно-демонстрационный с практической работой учащихся.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Межпредметные связи: обществознание, биология.
Цифровые образовательные ресурсы урока: компьютерная презентация «Здоровье и выбор профессии». Оборудование, материалы и инструменты: компьютер, проектор, экран, рабочая тетрадь, раздаточный материал.
Цель урока педагогическая:
организовать учебную деятельность учащихся :
- по формированию знаний учёта состояния своего здоровья при выборе профессии;
- по освоению понятий «здоровье», «медицинские противопоказания», «профпригодность», «профотбор»;
- по формированию и развитию нравственных, трудовых качеств личности;
- по выработке умений учащихся диагностировать состояния своего здоровья.
организовать:
- мотивацию учащихся на освоение новых знаний и умений;
- осмысление целей и задач урока по теме: «Здоровье и выбор профессии»;
- освоение знаний учащихся о новых понятиях «здоровье», «медицинские противопоказания», «профпригодность», «профотбор»;
- самоконтроль и взаимоконтроль действий учащимися результатов своей самостоятельной работы;
- рефлексивную оценку учащимися результатов своей учебной деятельности.
- освоить знания по учёту состояния своего здоровья при выборе профессии;
- освоить определения и понятия «здоровье», «медицинские противопоказания», «профпригодность», «профотбор»;
- приобрести умения диагностики состояния своего здоровья;
- формировать и развивать нравственные и трудовые качества.
- отработать действия по формированию знаний по учёту состояния своего здоровья при выборе профессии;
- познакомится с понятиями «здоровье», «медицинские противопоказания», «профпригодность», «профотбор»;
- выполнить диагностику состояния своего здоровья;
- проконтролировать результаты одноклассников и своих практических действий;
- проделать рефлексивную оценку хода и результатов учебных действий.
Ход урока
Организационное начало урока (по звонку учащиеся заходят в мастерскую и рассаживаются по своим местам): (5 мин)
Здравствуйте, ребята, мне очень приятно видеть вас сегодня на нашем занятии, где мы продолжим разговор о профессиональном самоопределении, а конкретно о том, что следует учитывать при выборе будущей профессии. Ведь именно от этого будет зависеть успех вашей дальнейшей профессиональной деятельности. Вы находитесь в ситуации выбора правильного пути. (Слайд №2)
Прежде чем перейти непосредственно к теме урока, послушайте, пожалуйста, притчу.
После смерти души нескольких людей попали в Рай. В этом месте все их желания мгновенно исполнялись. Стоило им о чем-нибудь подумать, чего-то захотеть - и в тот же миг желаемое появлялось перед ними. Вот это жизнь!!! То, на что многие люди на земле тратили годы, а некоторые даже всю жизнь - здесь случалось в мгновение ока. Они чувствовали себя Богами и были безмерно счастливы.
Так продолжалось какое-то время, их желания становились все изощрённее, но тем не менее исполнялись с той же точностью и в то же мгновение. Они попробовали все, что можно было вообразить и даже, то, чего вообразить нельзя - все, даже самые смутные желания, мгновенно исполнялись. И вот настал день, когда их разум не смог придумать ничего нового. Ощущение пустоты, вселенской скуки поселилось внутри. И взмолились они: «О, Господи, покажи нам Землю». И раздвинулись облака и увидели они Землю. А на Земле миллиарды людей придумывали себе ничтожные и великие цели, чего-то желали, тратя на осуществление своих желаний всю свою короткую жизнь. Посмотрев на все это и от души, посмеявшись, они снова стали жить беззаботно и счастливо.
Но прошло всего три дня, и все это им ужасно наскучило. И взмолились они тогда: «О, Господи, мы хотим снова посмотреть на Землю». И вновь раздвинулись облака, и Земля предстала перед ними. Но на этот раз вид человеческого муравейника не помог, и они в ужасе подумали о Вечности, которая словно гигантская пропасть чернела впереди. Тогда взмолились они: «О, Господи, покажи нам Ад». (Слайд № 3)
-Как вы думаете, в чем смысл данной притчи?
(Учащиеся отвечают на вопрос)
Учитель продолжает урок
Потребность в труде для нормального человека так же естественна, как потребность в питании и отдыхе. Непосильная работа или безделье так же вредны для человека, как избыток или дефицит сна и пищи. Человек может заболеть из-за нелюбимой работы.
Перед вами на столах лежат карточки самооценки, в которые вы в течение урока будете вписывать баллы, в конце урока их переведёте в оценки. Приложение № 1
Сейчас предлагаю вам качестве разминки ответить на вопросы представленные на слайде, правильный ответ 1 балл (слайд №4) (2 мин)
Представитель какой профессии управляет процессами: роста, созревания, уборки урожая?
(Ответ: агроном.)
Назовите профессию, содержание которой полностью меняется, как только она переходит из мужских рук в женские.
(Ответ: машинист - машинистка.)
Кто из царей знал 14 ремесел? Назовите царя, и не менее 6 занятий, которыми он владел?
(Ответ: Петр I - плотник, кораблестроитель, кузнец, токарь, моряк, оружейный мастер.)
Назовите учебное заведение нашего района, где можно получить профессию.
(Ответ: индустриальный техникум г.Сасово)
Представитель какой профессии следит за ростом, очисткой, посадкой леса?
(Ответ: лесник.)
Молодцы, хорошо ориентируетесь в мире профессий. Не забывайте себе ставить баллы за правильные ответы.
Подведение учащихся к теме урока. (4 мин)
Эпиграфом нашего урока сегодня будут слова Дж. Рескина (слайд №5):
Чтобы люди находили счастье в своей работе, необходимо три условия: работа должна быть им по силам, она не должна быть изнуряющей, и ей должен сопутствовать успех.
- Подумайте и скажите, о чем пойдет разговор на нашем уроке?
Подсказкой вам послужат слова Сократа
Здоровье - не всё, но всё без здоровья - ничто. Сократ
(Учащиеся приводят свои варианты ответов)
Тема сегодняшнего урока «Здоровье и выбор профессии» (слайд №6).
Что за понятие «здоровье»? Давайте его попробуем сформулировать. Обратимся к учебнику стр. 242.
Такую формулировку здоровью даёт Всемирная организация здравоохранения(слайд №7)
Давайте попробуем определить задачи урока.
Задачи:
- В каких взаимосвязях могут находиться эти два понятия? (слайд №8)
Начнем с первой: о влиянии профессии на здоровье человека.
Несмотря на все достижения цивилизации, врачи отмечают рост числа психосоматических заболеваний у взрослого населения: расстройства сердечно-сосудистой системы, поражения желудочно-кишечного тракта, неврозы, психозы и т.д. Очень часто эти заболевания профессионально-обусловлены.
К чему же может привести неправильный выбор профессии (обращаемся к материалу учебника стр. 242)
Учащиеся отвечают на вопрос.
Практически все профессии предъявляют свои требования к здоровью человека. Условно эти требования можно разделить на 4 группы:
-двигательные (слайд №9): координация движений, сила и мышечная выносливость; (назовите примеры профессий)
-анализаторные (слайд №10): зрение, слух, обоняние, осязание, вкус;
-нервно-психические (слайд №11): сила, подвижность, уравновешенность нервных процессов;
-интеллектуальные (слайд №12): свойства мышления, внимания и памяти.
Учащиеся рассматривают слайды
По своему влиянию на организм человека все профессии и специальности можно условно разделить на шесть групп (слайд 13; 14; 15)
Мы с вами уже говорили об условиях труда, когда разбирали материал признаки профессий. Какие бывают условия труда?
Тяжелые и вредные условия труда накладывают отпечаток на здоровье человека.
Сейчас мы выполним практическую работу по составлению формулы профессии, в которой проверим свои знания об условиях работы некоторых профессий, (на столах бланки для выполнения работы №1). Приложение № 2
Время на выполнение работы (5 минут).
Проведем анализ выполнения работы методом взаимопроверки. Поменяйтесь с соседом по парте своими листочками. С помощью подсказки на (слайде № 17) проверьте правильность выполнения работы. Неправильно составленные формулы зачеркните.
Оцените работу по критериям, расположенным на слайде №18.
Верните работы. Добавьте себе баллы.
Проверка домашнего задания. /3 минуты/
Вам нужно было, пользуясь различными источниками или из собственного жизненного опыта привести примеры людей, которые добились профессионального успеха вопреки недугу или заболеванию.
Какой можно сделать вывод из всего услышанного?
(Учащиеся отвечают на вопрос) Не забывайте ставить себе баллы за правильные ответы.
Человек, стремящийся к цели, всегда её добивается, не смотря на недуг (Слайд 19; 20)
Если человек не может отказаться от своей мечты, то в его силах развить необходимые качества или компенсировать их отсутствие эффективными приемами организации труда.
Между тем, наукой доказано, что только правильно подобранный труд, соответствующий возможностям организма, не нарушает нормального развития и состояния здоровья молодого человека, в то время, как профессия, не соответствующая физическому развитию и здоровью, может наносить существенный ущерб растущему организму.
Поэтому мы подошли ко второй составляющей нашего урока: о влияние здоровья на выбор профессии. (8 минут)
На ваших столах лежат выдержки из справочника Рязанского выпускника. Просмотрите их и найдите соответствующую информацию, которая непосредственно относится к теме нашего урока. Сделайте вывод о значимости владения информацией, о состоянии здоровья, при выборе учебного заведения. Приложение №3
Большинство учебных заведений в разделе « Перечень необходимых документов» указывает на необходимость предоставления справки о состоянии здоровья № 086У. (слайд 21)
Некоторые профессии (особенно военные, учреждения МЧС, ФСБ, и других федеральных служб) требуют специального отбора.
А вы знаете, как называется этот отбор?
Профотбор – определение годности кандидата по состоянию здоровья на основе социально-психологического и психофизиологического изучения личности кандидата (слайд №22).
Выбирая профессию, надо задуматься, как она повлияет на здоровье: не вызовет ли обострения имеющихся хронических заболеваний и возникновения новых.
В раздаточном материале найдите таблицу «Медицинские ограничения профессиональной пригодности» в ней систематизированы профессионально-производственные факторы, противопоказанные при наиболее распространенных заболеваниях. Приложение 4 "Медицинские ограничения профессиональной пригодности "
Этой информацией необходимо руководствоваться, чтобы избежать серьезной ошибки при выборе профессии – противопоказания. Как же называются эти противопоказания? Обратимся к материалу учебника. Медицинские противопоказания
Лучше всего получить медицинскую консультацию заблаговременно, поскольку только врач-специалист может дать квалифицированное заключение о профессиональной пригодности.
Сейчас мне бы хотелось ознакомить вас с аналитическим материалом по состоянию здоровья вашего 9 класса. (Слайд 23)
Итак, мы получили общую информацию, из которой видно, что уже сейчас у вас присутствует «букет» различных заболеваний. Посмотрите по таблице, какие же профессионально-производственные факторы вам противопоказаны?
Правильный выбор профессии позволит вам выбрать профессиональную деятельность, которая не станет причиной появления других заболеваний.
Сейчас ребята проанализируем своё здоровье, выполнив диагностику, которая лежит на ваших партах. Приложение № 4
Диагностика «Моё здоровье» (3 минуты)
Анализ результатов анкетирования.
Чем больше «нет», тем меньше у вас поводов для беспокойства о своем здоровье. Больше половины ответов «да» - сигнал неблагополучия. Обратите внимание на свой образ жизни, режим труда и отдыха.
Как вы понимаете слова? (слайд №24)
Человек, которому некогда позаботиться о своем здоровье, подобен ремесленнику, которому некогда наточить свои инструменты. И. Мюллер.
Настоящий профессионал бережно относится к своему инструменту, будь то компьютер, скальпель, фотоаппарат или станок. Наш организм – больше, чем инструмент. И самое главное, он дается нам один раз на всю жизнь. Наше здоровье – один из факторов успешной профессиональной карьеры.
Подведение итогов урока, анализ результатов. (7 минут)
Урок хотелось бы закончить арабской пословицей: « У кого есть здоровье, есть и надежда, а у кого есть надежда – есть всё».
Рефлексия.
- Давайте вспомним тему сегодняшнего урока.
- Какие цели изначально ставились?
- Удалось ли их достичь?
- Что полезного и нужного для себя вы унесете с урока?
Домашнее задание:
Вам предлагается заполнить памятку (Приложение №5) в которой нужно отразить необходимую коррекцию (Как вы понимаете слово коррекция?) своего здоровья.
Многие ученые отмечают связь между здоровьем человека и его эмоциями и характером. Зависть, гнев и раздражение уносят жизней больше, чем эпидемии. Остаток здоровья отнимают вредные привычки: алкоголизм, курение, лень и обжорство, свойственные людям слабым и безвольным. Привычки формируются в детстве, поэтому в старшем возрасте нужны значительные усилия, чтобы избавиться от тех, которые будут мешать всю жизнь, и сформировать те, которые помогут сохранить здоровье и достичь успеха.
Используемая литература и ресурсы интернет:
1. Настольная книга классного руководителя 9-11 классы // Л.И. Саляхова. – М.: Глобус, 2008 . – 384 с. ( стр. 125)
2. 518326_zakat_nebo_pole_tropinka_1920x1080_(www.GdeFon.ru)
Здравствуйте, ребята, мне очень приятно видеть вас сегодня на нашем занятии, где мы продолжим разговор о профессиональном самоопределении, а конкретно о том, что следует учитывать при выборе будущей профессии. Ведь именно от этого будет зависеть успех вашей дальнейшей профессиональной деятельности. Вы находитесь в ситуации выбора правильного пути. (Слайд №2)
Прежде чем перейти непосредственно к теме урока, послушайте, пожалуйста, притчу.
После смерти души нескольких людей попали в Рай. В этом месте все их желания мгновенно исполнялись. Стоило им о чем-нибудь подумать, чего-то захотеть - и в тот же миг желаемое появлялось перед ними. Вот это жизнь!!! То, на что многие люди на земле тратили годы, а некоторые даже всю жизнь - здесь случалось в мгновение ока. Они чувствовали себя Богами и были безмерно счастливы.
Так продолжалось какое-то время, их желания становились все изощрённее, но тем не менее исполнялись с той же точностью и в то же мгновение. Они попробовали все, что можно было вообразить и даже, то, чего вообразить нельзя - все, даже самые смутные желания, мгновенно исполнялись. И вот настал день, когда их разум не смог придумать ничего нового. Ощущение пустоты, вселенской скуки поселилось внутри. И взмолились они: «О, Господи, покажи нам Землю». И раздвинулись облака и увидели они Землю. А на Земле миллиарды людей придумывали себе ничтожные и великие цели, чего-то желали, тратя на осуществление своих желаний всю свою короткую жизнь. Посмотрев на все это и от души, посмеявшись, они снова стали жить беззаботно и счастливо.
Но прошло всего три дня, и все это им ужасно наскучило. И взмолились они тогда: «О, Господи, мы хотим снова посмотреть на Землю». И вновь раздвинулись облака, и Земля предстала перед ними. Но на этот раз вид человеческого муравейника не помог, и они в ужасе подумали о Вечности, которая словно гигантская пропасть чернела впереди. Тогда взмолились они: «О, Господи, покажи нам Ад». (Слайд № 3)
-Как вы думаете, в чем смысл данной притчи?
(Учащиеся отвечают на вопрос)
Учитель продолжает урок
Потребность в труде для нормального человека так же естественна, как потребность в питании и отдыхе. Непосильная работа или безделье так же вредны для человека, как избыток или дефицит сна и пищи. Человек может заболеть из-за нелюбимой работы.
Перед вами на столах лежат карточки самооценки, в которые вы в течение урока будете вписывать баллы, в конце урока их переведёте в оценки. Приложение № 1
Сейчас предлагаю вам качестве разминки ответить на вопросы представленные на слайде, правильный ответ 1 балл (слайд №4) (2 мин)
Представитель какой профессии управляет процессами: роста, созревания, уборки урожая?
(Ответ: агроном.)
Назовите профессию, содержание которой полностью меняется, как только она переходит из мужских рук в женские.
(Ответ: машинист - машинистка.)
Кто из царей знал 14 ремесел? Назовите царя, и не менее 6 занятий, которыми он владел?
(Ответ: Петр I - плотник, кораблестроитель, кузнец, токарь, моряк, оружейный мастер.)
Назовите учебное заведение нашего района, где можно получить профессию.
(Ответ: индустриальный техникум г.Сасово)
Представитель какой профессии следит за ростом, очисткой, посадкой леса?
(Ответ: лесник.)
Молодцы, хорошо ориентируетесь в мире профессий. Не забывайте себе ставить баллы за правильные ответы.
Подведение учащихся к теме урока. (4 мин)
Эпиграфом нашего урока сегодня будут слова Дж. Рескина (слайд №5):
Чтобы люди находили счастье в своей работе, необходимо три условия: работа должна быть им по силам, она не должна быть изнуряющей, и ей должен сопутствовать успех.
- Подумайте и скажите, о чем пойдет разговор на нашем уроке?
Подсказкой вам послужат слова Сократа
Здоровье - не всё, но всё без здоровья - ничто. Сократ
(Учащиеся приводят свои варианты ответов)
Тема сегодняшнего урока «Здоровье и выбор профессии» (слайд №6).
Что за понятие «здоровье»? Давайте его попробуем сформулировать. Обратимся к учебнику стр. 242.
Такую формулировку здоровью даёт Всемирная организация здравоохранения(слайд №7)
Давайте попробуем определить задачи урока.
Задачи:
- отработать действия по формированию знаний по учёту состояния своего здоровья при выборе профессии;
- познакомится с понятиями «здоровье», «медицинские противопоказания», «профпригодность», «профотбор»;
- выполнить диагностику состояния своего здоровья;
- проконтролировать результаты одноклассников и своих практических действий;
- проделать рефлексивную оценку хода и результатов учебных действий.
- В каких взаимосвязях могут находиться эти два понятия? (слайд №8)
Начнем с первой: о влиянии профессии на здоровье человека.
Несмотря на все достижения цивилизации, врачи отмечают рост числа психосоматических заболеваний у взрослого населения: расстройства сердечно-сосудистой системы, поражения желудочно-кишечного тракта, неврозы, психозы и т.д. Очень часто эти заболевания профессионально-обусловлены.
К чему же может привести неправильный выбор профессии (обращаемся к материалу учебника стр. 242)
Учащиеся отвечают на вопрос.
Практически все профессии предъявляют свои требования к здоровью человека. Условно эти требования можно разделить на 4 группы:
-двигательные (слайд №9): координация движений, сила и мышечная выносливость; (назовите примеры профессий)
-анализаторные (слайд №10): зрение, слух, обоняние, осязание, вкус;
-нервно-психические (слайд №11): сила, подвижность, уравновешенность нервных процессов;
-интеллектуальные (слайд №12): свойства мышления, внимания и памяти.
Учащиеся рассматривают слайды
По своему влиянию на организм человека все профессии и специальности можно условно разделить на шесть групп (слайд 13; 14; 15)
Мы с вами уже говорили об условиях труда, когда разбирали материал признаки профессий. Какие бывают условия труда?
Тяжелые и вредные условия труда накладывают отпечаток на здоровье человека.
Сейчас мы выполним практическую работу по составлению формулы профессии, в которой проверим свои знания об условиях работы некоторых профессий, (на столах бланки для выполнения работы №1). Приложение № 2
Время на выполнение работы (5 минут).
Проведем анализ выполнения работы методом взаимопроверки. Поменяйтесь с соседом по парте своими листочками. С помощью подсказки на (слайде № 17) проверьте правильность выполнения работы. Неправильно составленные формулы зачеркните.
Оцените работу по критериям, расположенным на слайде №18.
Верните работы. Добавьте себе баллы.
Проверка домашнего задания. /3 минуты/
Вам нужно было, пользуясь различными источниками или из собственного жизненного опыта привести примеры людей, которые добились профессионального успеха вопреки недугу или заболеванию.
Какой можно сделать вывод из всего услышанного?
(Учащиеся отвечают на вопрос) Не забывайте ставить себе баллы за правильные ответы.
Человек, стремящийся к цели, всегда её добивается, не смотря на недуг (Слайд 19; 20)
Если человек не может отказаться от своей мечты, то в его силах развить необходимые качества или компенсировать их отсутствие эффективными приемами организации труда.
Между тем, наукой доказано, что только правильно подобранный труд, соответствующий возможностям организма, не нарушает нормального развития и состояния здоровья молодого человека, в то время, как профессия, не соответствующая физическому развитию и здоровью, может наносить существенный ущерб растущему организму.
Поэтому мы подошли ко второй составляющей нашего урока: о влияние здоровья на выбор профессии. (8 минут)
На ваших столах лежат выдержки из справочника Рязанского выпускника. Просмотрите их и найдите соответствующую информацию, которая непосредственно относится к теме нашего урока. Сделайте вывод о значимости владения информацией, о состоянии здоровья, при выборе учебного заведения. Приложение №3
Большинство учебных заведений в разделе « Перечень необходимых документов» указывает на необходимость предоставления справки о состоянии здоровья № 086У. (слайд 21)
Некоторые профессии (особенно военные, учреждения МЧС, ФСБ, и других федеральных служб) требуют специального отбора.
А вы знаете, как называется этот отбор?
Профотбор – определение годности кандидата по состоянию здоровья на основе социально-психологического и психофизиологического изучения личности кандидата (слайд №22).
Выбирая профессию, надо задуматься, как она повлияет на здоровье: не вызовет ли обострения имеющихся хронических заболеваний и возникновения новых.
В раздаточном материале найдите таблицу «Медицинские ограничения профессиональной пригодности» в ней систематизированы профессионально-производственные факторы, противопоказанные при наиболее распространенных заболеваниях. Приложение 4 "Медицинские ограничения профессиональной пригодности "
Этой информацией необходимо руководствоваться, чтобы избежать серьезной ошибки при выборе профессии – противопоказания. Как же называются эти противопоказания? Обратимся к материалу учебника. Медицинские противопоказания
Лучше всего получить медицинскую консультацию заблаговременно, поскольку только врач-специалист может дать квалифицированное заключение о профессиональной пригодности.
Сейчас мне бы хотелось ознакомить вас с аналитическим материалом по состоянию здоровья вашего 9 класса. (Слайд 23)
Итак, мы получили общую информацию, из которой видно, что уже сейчас у вас присутствует «букет» различных заболеваний. Посмотрите по таблице, какие же профессионально-производственные факторы вам противопоказаны?
Правильный выбор профессии позволит вам выбрать профессиональную деятельность, которая не станет причиной появления других заболеваний.
Сейчас ребята проанализируем своё здоровье, выполнив диагностику, которая лежит на ваших партах. Приложение № 4
Диагностика «Моё здоровье» (3 минуты)
Анализ результатов анкетирования.
Чем больше «нет», тем меньше у вас поводов для беспокойства о своем здоровье. Больше половины ответов «да» - сигнал неблагополучия. Обратите внимание на свой образ жизни, режим труда и отдыха.
Как вы понимаете слова? (слайд №24)
Человек, которому некогда позаботиться о своем здоровье, подобен ремесленнику, которому некогда наточить свои инструменты. И. Мюллер.
Настоящий профессионал бережно относится к своему инструменту, будь то компьютер, скальпель, фотоаппарат или станок. Наш организм – больше, чем инструмент. И самое главное, он дается нам один раз на всю жизнь. Наше здоровье – один из факторов успешной профессиональной карьеры.
Подведение итогов урока, анализ результатов. (7 минут)
Урок хотелось бы закончить арабской пословицей: « У кого есть здоровье, есть и надежда, а у кого есть надежда – есть всё».
Рефлексия.
- Давайте вспомним тему сегодняшнего урока.
- Какие цели изначально ставились?
- Удалось ли их достичь?
- Что полезного и нужного для себя вы унесете с урока?
Домашнее задание:
Вам предлагается заполнить памятку (Приложение №5) в которой нужно отразить необходимую коррекцию (Как вы понимаете слово коррекция?) своего здоровья.
Многие ученые отмечают связь между здоровьем человека и его эмоциями и характером. Зависть, гнев и раздражение уносят жизней больше, чем эпидемии. Остаток здоровья отнимают вредные привычки: алкоголизм, курение, лень и обжорство, свойственные людям слабым и безвольным. Привычки формируются в детстве, поэтому в старшем возрасте нужны значительные усилия, чтобы избавиться от тех, которые будут мешать всю жизнь, и сформировать те, которые помогут сохранить здоровье и достичь успеха.
Используемая литература и ресурсы интернет:
1. Настольная книга классного руководителя 9-11 классы // Л.И. Саляхова. – М.: Глобус, 2008 . – 384 с. ( стр. 125)
3. Пасечкина Т.Н. Программа родительского всеобуча// Классный руководитель. – 2006. – №7. – С. 60-65.
4. Технология 9 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., перераб. / Под ред. В.Д.Симоненко. – М.: Вентана –Граф, 2008. – 72 с.
Материалы к уроку во вложении (zip, 9.4MB)
Скачать вложение