Викторина «Мы помним и знаем…» (ко Дню Победы)
Автор: Маркова Наталья Владимировна, преподаватель, ОГБПОУ "Рязанский строительный колледж"Методическое пособие
Целью данного методического пособия является привлечение внимания преподавателей к интересной и увлекательной форме проведения классных часов и других мероприятий – проведению тематической викторины.
В пособии изложены условия и правила проведения, конкурсные этапы, включая правильные ответы участников.
Рекомендуется использовать пособие для проведения викторины для учащихся 9-11 классов школы или учащихся 1-2 курсов среднего профессионального образования любых специальностей.
1. Викторина, основные термины
Викторина – это игра, состоящая в том, что участники должны отвечать на ряд заданных вопросов, обычно объединенных какой-нибудь общей темой.
Игры в основном отличаются друг от друга правилами, определяющими очерёдность хода, тип и сложность вопроса, порядок определения победителей, а также вознаграждение за правильно данный ответ.
Слово «викторина» появилось в 1920-х годах. Его придумал известный советский журналист и писатель Михаил Кольцов в качестве названия газетной подборки, включающей в себя различные вопросы, шарады, ребусы и т. п. Готовил эту развлекательную полосу некий Виктор, сотрудник газеты.
От этого Виктора и произошла «викторина».
Впоследствии нашли связь этого слова со словом «победа». Виктор — лат. победитель. Этим словом стали обозначать все, что имеет вопросы и ответы. По другой версии, Кольцов долго ломал голову, как назвать газетный раздел, содержащий вопросы на сообразительность и решил назвать его в честь балерины Большого театра Викторины Кригер, случайно увидев объявление о ее выступлении.
Интеллектуальные развлечения бывают самыми разными. Они делятся по тематике, возрастным группам участников, способам проведения. Сейчас очень много викторин проводится в сети интернет. Часть из них направлена на привлечение пользователей, другие проводятся для развлечения. Чаще эти конкурсы имеют целью стимулировать развитие интеллектуальных способностей.
2. Условия проведения и правила
Сначала нужно выбрать тематику и цель игры. Обязательно учесть возраст участников. Для несложных конкурсов просто составляют вопросы, исходя из объема знаний, предположительно имеющихся у игроков. Организатор рассматривает нужный ему материал, изучает и на его основе составляет вопросы. Ответы надо знать заранее.
Также надо обязательно сразу определить цель конкурса и сообщить участникам, для чего проводится викторина, что мы хотим добиться от ее участников, и какие существуют правила ее проведения.
Свое методическое пособие я оформляю по результатам проведения викторины «Мы помним и знаем…» (ко Дню Победы)», проведенной 4.05.16 года в Рязанском строительном колледже среди групп 1 курса.
Выбранный возраст участников 15-16 лет. Такой возраст я подсчитала оптимальным, т.к. студенты только начинают свой путь взросления, получая навыки и жизненный опыт.
Цель моей викторины – привлечь внимание студентов к приближающейся великой дата и посмотреть (проверить) объем знаний по данной теме.
Для проведения викторины мною выбраны следующие правила, с которыми перед ее началом студенты были ознакомлены.
Участники – две группы (команды по 10 человек). Каждая команда выбирает себя капитана и одного человека отправляет в жюри. Затем команда придумывает себе название.
Жюри – записывает название каждой из команд и имя капитана. Работу проводят вместе, ведут подсчет баллов всех команд.
За каждый правильный ответ команд получает 1 балл.
Победитель – команда, набравшая наибольшее количество баллов.
Снятие баллов – за поведение команд, например, выкрики ответов во время ответа другой команды.
Если команда не отвечает, есть возможность ответа для другой команды (ответ также оценивается в один балл).
Ведущей данной викторины стала я, как организатор, разработавший конкурсы.
Хочу отметить, что в проведения конкурсов викторины может потребоваться дополнительное оборудование. В нашем случае это был проектор с компьютером (демонстрация презентации) и раздаточный материал для жюри (сверка результатов).
Итоги викторины объявляются жюри после подсчета результатов.
3. Конкурсные этапы с ответами на вопросы
Этапы для викторины можно подобрать разнообразные, но если это командное соревнование, то обязательно должен быть конкурс капитанов команд.
В проводимой мною викторине предлагались следующие конкурсные этапы.
1 конкурс) «Великие даты»
Начало 2-ой мировой войны, можно указать год (1.09.39)
Окончание 2-ой мировой войны, можно указать год (2.09. 45)
Годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945)
Дата начала Великой Отечественной войны (22.06.41)
Годы блокады Ленинграда (8 сентября 1941 года – 27 января 1944 года)
Сталинградская битва (17 июля 1942 — 2 февраля 1943)
2 конкурс) «Вторая мировая война в лицах»
Показать портрет – команда называет.
6 портретов (лицо 1 - Уинстон Черчилль, британский политик, лицо 2 – Франклин Рузвельт, американский президент, лицо 3 – Адольф Гитлер, лицо 4 – Иосиф Сталин, лицо 5 – Георгий Жуков, лицо 6 - Константин Рокоссовский, Советский военачальник, Советский и польский военачальник, дважды Герой Советского Союза. Маршал Советского Союза, маршал Польши. Единственный в истории СССР маршал двух стран. Командовал Парадом Победы 24 июня 1945 года на Красной площади в Москве).
3 конкурс) «Страны - участники второй мировой войны»
Одной команде – страны, воевавшие на стороне Советской Союза (антигитлеровская коалиция), другая команда – на стороне Германии, страны-агрессоры и сочувствующие).
Время для ответа 2 минуты, жюри засекает время. Ответы сдаются на листках. За каждый правильный ответ 1 балл. Жюри выдается специальный листок для проверки.
4 конкурс) «Памятники Великой Отечественной Войны»
Картинка 1,2 - Героям – молодогвардейцам – на площади Молодой гвардии в Краснодоне. Открыт в 1954 году. На цилиндрическом гранитном постаменте – бронзовая группа: комсомольцы - подпольщики, дающие клятву у боевого знамени. Авторы – скульпторы В. Агибалов, В. Мухин, В. Федченко, архитектор А. Сидоренко. На братской могиле героев-подпольщиков 9 мая 1965 зажжен Вечный огонь.
Картинка 3,4 – в Берлине Воину-Освободителю.
Картинка 5,6 - «Родина Мать зовет!» в Волгограде, Мамаев курган
Картинка 7,8 «Алеша – русский солдат», г. Пловдив, Болгария
5 конкурс) «Конкурс капитанов»:
«Города-герои и города Воинской Славы»
Выигрывает тот капитан, кто запишет больше городов. За каждую подсказку от команды с команды снимается 1 балл.
Для жюри выдается лист для проверки.
6 конкурс) «Найти события»
Какие из событий не проходили в годы Великой Отечественной Войны? Показать слайды командам. Правильный ответ – 1 балл.
«Лишние события»: 1 слайд - Куликовская битва, 2 слайд – Ледовое побоище.
4. Подведение итогов
Как любая викторина, в которой есть вступление, ознакомление с целями и правилами проводимого мероприятия, обязательным элементом любой викторина является подведение итогов.
Хочу заметить, что в течение всего мероприятия жюри проводит подсчет баллов и объявляет промежуточные итоги за каждый конкурс. Жюри дается время для окончательного подсчета результатов, в течение которого можно спросить у участников их мнение о самой викторине, ее содержании, а также что нового и интересного они узнали, и как они оценивают свои знания по данной теме.
Следующий шаг – жюри оглашает результаты с награждением победившей команды.
Заключение
Надеюсь, что изложенный в методическом пособии материал смог заинтересовать Вас и ваших учеников (студентов) и помог открыть «пробелы» в их знаниях или понять, что уровень подготовки достаточно высокий. Кроме этого, обращаю Ваше внимание, что подобные викторины в первую очередь настроены на обучающий момент, но имеют командный характер. Это способствует сплочению детей, развивает чувство коллективизма.
Литература
1. Н.Даниленко «Что такое викторина?» от 17.04.2014. URL: http://fb.ru/article/137566/slovar-intellektualnyih-razvlecheniy-chto-takoe-viktorina (дата обращения 12.05.2016 г.)
2. Толковый словарь Ушакова. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/758770 (дата обращения 7.05.2016 г.)
3. Галина Москаленко «Автору-новичку. Как написать викторину?». URL: http://shkolazhizni.ru/school/articles/29855/ (дата обращения 6.05.2016 г.)
Вложение содержит архив с презентацией (zip, 1,4MB)
Скачать вложение