Психологическая помощь участникам ГИА
Подготовка к ГИАКаждый год с 1 сентября выпускники отправляются навстречу главному школьному испытанию – единому государственному экзамену. Подготовка к ГИА– дело ответственное: этот экзамен является пропуском к дальнейшему образованию.
Поэтому приглашаем всех заинтересованных выпускников и их родителей, педагогов на эту площадку для обсуждения разнообразных вопросов, главный из которых «Как успешно пройти итоговую аттестацию без стресса?».
1) Про мотивацию https://vkvideo.ru/video-36510627_456239775;
2) Про страхи https://vkvideo.ru/video-36510627_456239774;
3) Про энергию https://vkvideo.ru/video-36510627_456239773;
4) Про лень и прокрастинацию https://vkvideo.ru/video-36510627_456239772;
5) Про эмоции и эмоциональный интеллект https://vkvideo.ru/video-36510627_456239771;
6) Про память https://vkvideo.ru/video-36510627_456239770;
7) Про внешний вид https://vkvideo.ru/video-36510627_456239769;
8) Про время https://vkvideo.ru/video-36510627_456239768;
9) Про уверенность в себе https://vkvideo.ru/video-36510627_456239767;
10) Про цели https://vkvideo.ru/video-36510627_456239765;
11) Про стресс и победу https://vkvideo.ru/video-36510627_456239764.
Видеоконсультации психологов
Смотреть на RutubeСмотреть все консультации на Yandex
Психологическая подготовка старшеклассников к ГИА
Интервью с финалистами регионального этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог России – 2023» проводит член жюри конкурса – доцент кафедры профессионального образования и психолого-педагогического сопровождения ФГОС ОГБУ ДПО «РИРО» канд. психол. наук - Елгина Светлана Владимировна.
Конакова Анна Юрьевна, педагог-психолог, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Троицкая средняя школа имени Героя Советского Союза А.С. Юханова» Спасского муниципального района Рязанской области. Смотреть интервью
Обрывина Марина Евгеньевна, педагог-психолог, Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Родник» муниципального образования – Шиловский муниципальный район Рязанской области. Смотреть интервью
Перевезенцева Любовь Владимировна, педагог-психолог, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Истьинская средняя школа» муниципального образования – Старожиловский муниципальный район Рязанской области. Смотреть интервью
Юркина Марина Николаевна, педагог-психолог, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 имени И.М. Еганова» муниципального образования – городской округ город Скопин Рязанской области. Смотреть интервью
По каким симптомам можно догадаться, что подросток находится в состоянии стресса? Советы родителям.
Сдача и подготовка к выпускным экзаменам – это период напряженной работы, эмоционального подъема, полный тревоги и ожиданий. Этот период можно назвать стрессовым периодом в жизни выпускников. Поэтому родители должны быть особенно внимательными к детям, чтобы предотвратить их погружение в стрессовое состояние или вовремя начать борьбу со стрессом. Чтобы начать бороться, необходимо сначала обнаружить стресс.
Рассмотрим несколько основных признаков проявления стресса.
Первым признаком стресса является отдаление подростка от его сверстников и близких людей. Он становится замкнутым и одиноким. Не хочет отвечать на телефонные звонки, не желает никого видеть. Причиной этого отдаления от людей зачастую бывает резкое понижение самооценки, появление неуверенности в собственных силах, ощущение, что весь мир его не понимает и не принимает.
Следующим симптомом подросткового стресса является рассеянность внимания, забывчивость. Он забывает, что было вчера, не замечает знакомых на улице, постоянно витает в облаках и не может ни на чем сосредоточиться. Родителям в этом случае нельзя ругать своего ребенка. Необходимо его понять, постараться помочь и, если нужно, обратиться за помощью к психологу.
Другим признаком подросткового стресса является постоянно утомленное состояние. Ребенок практически не спит, не ест или активно «заедает свое горе» и целыми днями пребывает в сонном состоянии. В любом из этих случаев подросток угрюм, измучен, апатичен.
Также и циклическая смена настроения является показателем стресса: от состояния беспредельной радости подросток тут же переходит к состоянию глубокого расстройства.
Появление агрессии – это тоже тревожный знак. Подростка раздражают люди, интересующиеся его жизнью, выводят из себя любые мелочи.
Внезапная гиперактивность подростка также довольно часто проявляется во время стресса. Подросток старается ни секунды не стоять на месте, не сидеть без дела, пытаясь отвлечься или забыться. Панически боится, остановившись, «остаться наедине» с причиной своего стресса.
Экзаменационный стресс не только снижает работоспособность, но и сопротивляемость к различным болезням, провоцирует обострение имеющихся хронических болезней. Поэтому очень важно, чтобы ваш ребенок психологически грамотно преодолел данный жизненный барьер.
Будьте особенно внимательны к своему ребенку!
Рекомендации родителям по профилактике стресса у детей
Профилактика стресса у подростков – важная задача не только педагогов и психологов, но и родителей. Стрессы – это часть жизни любого человека. Небольшие стрессы не опасны для здоровья человека, но, если стресс значительно влияет на здоровье, самочувствие, вызывает слишком много неприятных эмоций, подростку нужна помощь.
Общие рекомендации:
1. Полноценный отдых. Организму нужен своевременный, правильный отдых (ежедневные прогулки, выезды на природу, походы в кинотеатр, музей, чтение художественной литературы).
2. Полноценный сон. Это правильная защита организма от воздействия стресса. Чем больше человек проводит времени во сне, тем лучше становится сопротивляемость его организма и выше уровень стрессоустойчивости. Для того, чтобы сон был здоровым и приносил только пользу, нужно правильно организовать место для сна. Матрас подбирается индивидуально, предпочтительно средней жесткости. Перед сном помещение желательно проветривать в течение 5-10 минут, чтобы воздух был свежим. Нужно приучиться ложиться спать и пробуждаться в одно и то же время. Также не следует употреблять пищу за три часа до сна, устранить потребление кофе и крепкого чая во второй половине дня.
3. Правильное питание. Сбалансированное питание, насыщающее организм всеми необходимыми витаминами и минералами – это необходимость, позволяющая повысить уровень его сопротивляемости. Правильное питание нужно придерживаться для повышения иммунитета и уровня стрессоустойчивости.
4. Спорт. Физические упражнения – это простой метод выплескивания эмоций в периоды стресса. Каждый человек должен найти для себя тот вид спорта, которым ему нравится заниматься. Физкультуру также можно заменить танцами или йогой. Они помогут снять напряжение и очистить мысли от негатива.
Несколько советов для родителей по профилактике стресса у детей:
1. Наладьте взаимоотношения с ребенком, чтобы он чувствовал себя спокойно и уверенно:
-
Слушайте своего ребенка;
-
Проводите вместе с ним как можно больше времени;
-
Рассказывайте ему о своих детских поступках, победах и неудачах;
-
Если в семье несколько детей, постарайтесь общаться не только со всеми вместе, но и сумейте уделить внимание каждому в отдельности;
-
Принимайте вашего ребенка безусловно, то есть любите его не за то, что он красивый, умный, отличник, помощник и так далее, а просто за то, что он есть;
-
Никогда не стоит сравнивать ребенка с другими детьми (только с самим собой);
-
Никаких физических наказаний и словесных оскорблений;
-
Хвалите ребенка с умом – нужно не захваливать, а отмечать конкретные дела;
-
Учите справляться ребенка с трудными задачами;
-
В воспитании необходимо придерживаться золотой середины: выбирая стиль воспитания, избегайте авторитарного режима и не предоставляйте излишней свободы, приводящей к вседозволенности.
2. Обратите внимание на свое эмоциональное состояние:
-
Следите за собой, особенно если вы находитесь под действием стресса и вас легко вывести из равновесия;
-
В те минуты, когда вы расстроены или разгневаны, сделайте для себя что-нибудь приятное, то, что могло бы вас успокоить: примите душ, выпейте чаю, послушайте любимую музыку и так далее;
-
Следите за своей речью, постарайтесь, чтобы тон голоса был спокойным, доброжелательным. Даже если ребенок провинился, старайтесь не кричать на него, и ни в коем случае не угрожать. Лучше разобрать неприятную ситуацию в спокойной обстановке, когда и ребенок, и взрослый будут готовы к диалогу;
-
У родителей с низкой самооценкой не может быть детей с высокой самооценкой. Поэтому постоянно работайте над собой. Не пытайтесь обмануть себя уговорами, что все не так, как вам показалось в первый раз, когда вы мысленно ответили на свой вопрос. Будьте откровенны сами с собой.
3. Принимайте ребенка безусловно:
-
Посмотрите, насколько вам удается принимать вашего ребенка. Для этого в течение 2-3 дней посчитайте, сколько раз вы обратились к нему с положительными высказываниями (приветствием, одобрением, поддержкой) и сколько – с отрицательными (упреком, замечанием, критикой). Если количество отрицательных обращений равно или превышает число положительных, то с общением у вас не все благополучно;
-
Обнимайте своего ребенка не менее 4-х раз в день (обычное утреннее приветствие и поцелуй на ночь не считаются).
Если ситуация кажется родителям слишком сложной, можно обратиться к психологу. Не каждый подросток согласится на общение с психологом, в этом случае специалист может помочь родителям, дать советы, как вести себя с подростком, как установить контакт. Родители должны следить за состоянием ребенка и при появлении признаков стресса или для их профилактики следовать рекомендациям специалиста.
Скачать рекомендации родителям по профилактике стресса у детей
Материалы для подготовки к ГИА:
1. Открытый банк заданий ЕГЭ http://fipi.ru/ege/otkrytyy-bank-zadaniy-ege
2. Видеоконсультации разработчиков КИМ ЕГЭ http://fipi.ru/ege/videokonsultatsii-razrabotchikov-kim-yege
3. ЕГЭ: демоверсии, спецификации, кодификаторы http://fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory
4. Открытый банк заданий ОГЭ http://fipi.ru/oge/otkrytyy-bank-zadaniy-oge
5. ОГЭ: демоверсии, спецификации, кодификаторы http://fipi.ru/oge/demoversii-specifikacii-kodifikatory
Вопрос - ответ
Когда же начинать готовиться к ГИА?
Подготовка к ГИА требует усвоения огромного количества информации и эффективного управления временем. Чтобы обучение не стало стрессовым фактором, начинать готовиться нужно как можно раньше. Нам кажется, что времени впереди много, поэтому откладываем подготовку на потом, иногда дотягивая до последних дней. Такие ситуации часто заканчиваются одинаково – чем ближе к сроку сдачи, тем больше волнений, потому что объём неусвоенного материала уже настолько велик, что становится непонятно, с чего начать.
Нужно ли начинать готовиться заранее?
Последовательная и систематическая работа – залог успеха. Если начать готовиться к экзамену прежде, чем сработает учебная тревога, это даст гораздо лучшие результаты, чем сильное напряжение за несколько недель до начала.
Можно ли подготовиться за месяц?
Если беспокоит такой вопрос – это уже хорошо. Потому что многие выпускники даже не задают его, а идут сдавать экзамен с надеждой на удачу. К сожалению, шанс отличиться при недостаточном количестве времени на подготовку низок, так как система ГИА хорошо проверяет именно усвоенные знания.
Как составить план подготовки к выпускным экзаменам?
Старшеклассники часто начинают подготовку к ГИА, не имея плана и стратегии. В результате удивляются, почему проходной экзаменационный балл такой низкий. Без плана время тратится впустую, и шанс получить высокую оценку становится ниже
Учебный план – основа для подготовки к ГИА, он показывает процесс обучения в структурированной хронологической форме. Независимо от того, какой предмет становится целью успешной сдачи – русский язык, математика или история – план определяет путь и отдельные этапы его изучения. План – это руководство, которое помогает расставить приоритеты и не увязнуть в деталях.
Преимущества плана:
1. Определив экзамены для сдачи, выпускник собирает информацию по каждому из них.
2. Начинает готовиться целенаправленно.
3. Времени хватает на учёбу и хобби.
4. Выпускник не находится под давлением крайних сроков.
5. Проще готовиться к нескольким экзаменам одновременно.
6. Рано выявляются проблемы.
7. Выпускники и их родители избегают стресса.
8. Результат - высокие баллы.
Чтобы оценить ситуацию, ответьте себе на вопросы:
1. Когда состоится экзамен?
2. Какую информацию можно получить (в какой форме экзамен будет проверяться, как будет оцениваться и т.д.)?
3. Сколько осталось времени?
4. Что уже сделано?
5. Что ещё предстоит сделать?
Как только вы получите представление о текущей ситуации, переходите к следующему шагу.
Советуем составить график подготовки к экзаменам, разделив учебный материал на несколько подразделов. Затем проанализировав предметные области, легко установить преимущественные приоритеты по темам, в которые нужно углубиться или которые не поняли, чтобы было достаточно времени для изучения и повторения. После этого можно составить расписание занятий и разместить его около своего рабочего места.
Кроме расписания можно завести ежедневник для контроля выполненных задач. В ежедневнике записываются тезисы по темам (короткие тексты с выжимкой из основного материала, которые позволяют быстро просматривать наиболее важные моменты).
Интересный прием - таблицы по каждой изучаемой теме. Таблицу можно разделить на три столбца с отметками: «выучено», «не выучено», «нужно повторить». Это даст понять, где у вас слабые места.
Психологическая помощь на сайте минобразования Рязанской области