В Рязанской области завершился региональный конкурс ученических проектов «Космическая робототехника» в котором приняли участие обучающиеся центров «Точка роста» в возрастных номинациях: 5-6 классы, 7-8 классы, 9-11 классы.
Конкурс проводился в дистанционном формате с целью выявления и развития у обучающихся творческих способностей и интереса в области проектной робототехники и космонавтики и приурочен ко Дню космонавтики.
Предполагалась сборка и программирование робота любого вида, выполняющего какие-либо функции, имеющие отношение к космонавтике (космическая станция, луноход, робот-исследователь, космический БПЛА и т.п.). В проекте можно было использовать любые конструкторы, среды программирования и способы управления изделием. Работы участники должны были выполнять самостоятельно.
По итогам конкурса победителями стали:
в номинации 5-6 класс:
1 место - обучающиеся МОУ «Сынтульская СОШ» Касимовского района,
2 место - обучающиеся МБОУ «Окская СШ» Рязанского района,
3 место - обучающиеся МОУ «Азеевская средняя школа» Ермишинского района
в номинации 7-8 класс:
1 место - обучающиеся МБОУ «Ильинская СОШ» Рязанского района,
2 место - обучающиеся МОУ «Кораблинская СШ №2» Кораблинского района,
3 место - обучающиеся МБОУ «Екимовская СШ имени К. Г. Паустовского» Рязанского района
в номинации 9-11 класс:
1 место - обучающиеся МБОУ «Можарская СШ» Сараевского района,
2 место - обучающиеся МБОУ «Покровская СШ» Ухоловского района,
3 место - обучающиеся МБОУ «Подвязьевская СШ» Рязанского района
Уважаемые коллеги! Ознакомьтесь, пожалуйста, с ответами на часто задаваемые вопросы по применению порядка проведения аттестации педагогических работников, утвержденного приказом Минпросвещения России от 24 марта 2023 г. № 196), и разъяснениями нового порядка проведения аттестации.
Приглашаем вас принять участие в дистанционной региональной педагогической конференции «Распространение успешного опыта и практик центров «Точка роста» Рязанской области».
Цель конференции: выявление, обобщение и распространение передового педагогического опыта и лучших практик центров образования «Точка роста».
К участию в конференции приглашаются педагогические работники и руководители центров образования «Точка роста».
Конференция предполагает работу по секциям:
Секция 1. Организационно-управленческие практики эффективной работы (организация и планирование, реализация и анализ эффективного использования учебного оборудования, развития, обмена опытом, сетевого взаимодействия и др.).
Секция 2. Учебно-методическое обеспечение эффективного использования ресурсов центра (авторские и инновационные рабочие программы, тематические планы, методические рекомендации по применению оснащения в учебном процессе и внеурочной деятельности).
Секция 3. Конструирование занятий и проектной деятельности с использованием ресурсов центра (план-конспекты открытых уроков, мастер-классов, методических разработок для проведения занятий и организации проектной деятельности).
Конференция, Дистанционная региональная педагогическая конференция «Актуальные вопросы совершенствования системы среднего профессионального образования: Профессиональная ориентированность учебных занятий как основной инструмент повышения качества профессионального обр
Приглашаем вас принять участие в дистанционной региональной педагогической конференции «Актуальные вопросы совершенствования системы среднего профессионального образования: Профессиональная ориентированность учебных занятий как основной инструмент повышения качества профессионального образования».
Мероприятие состоится с 20 по 22 декабря 2023 года на базе Областного государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования «Рязанский институт развития образования» (далее – ОГБУ ДПО «РИРО»).
Цель конференции: обмен опытом по повышению профессиональной ориентированности занятий, решению профессиональных и практиоориентированных задач в ходе учебного процесса.
К участию в конференции приглашаются педагогические работники образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования.
По итогам конференции планируется публикация сборника материалов конференции (доклады) в электронном виде на сайте ОГБУ ДПО «РИРО».
На конференции предполагается обмен опытом по следующим вопросам:
1. Проблемы усиления профессиональной направленности в рамках непрофильных дисциплин.
2. Способы организации эффективной деятельности студентов для решения профессиональных, практикоориентированных задач.
3. Роль профессиональных практикоориентированных задач в формировании профессиональных компетенций.
4. Проблемы постановки и разработки алгоритма решения профессиональной задачи на уроке.
5. Методики формулирования проблемных ситуаций, максимально приближенных к производственным задачам.
6. Организация форм совместной деятельности студентов для решения профессиональной задачи.
7. Профессиональные и общие компетенции, приобретаемые в ходе решения профессиональной задачи.
И т.п.
Внимание! Предполагается иллюстрация докладов конкретными примерами в соответствии с преподаваемой дисциплиной и специальностью (профессией).
Работа конференции организована по секциям:
Секция 1 предполагает участие преподавателей дисциплин технологического профиля.
Секция 2 предполагает участие преподавателей дисциплин естественно-научного профиля.
Секция 3 предполагает участие преподавателей дисциплин социально-экономического профиля.
Секция 4 предполагает участие преподавателей дисциплин гуманитарного профиля.
1 ноября 2023 года в г. Рязани состоялся второй региональный технологический фестиваль-конкурс «Робофест» для педагогов центров «Точка роста». Организаторами мероприятия выступили министерство образования Рязанской области, ОГБУ ДПО «Рязанский институт развития образования» и МБОУ «Школа 60/61». Фестиваль проходил на базе школьного кванториума МБОУ «Школа 60/61».
В конкурсе приняли участие более 40 команд из более чем 20 районов Рязанской области. В состав команды входили педагогические работники центров «Точка роста». Они соревновались в двух номинациях: «Робототехника» и «Робот-манипулятор».
Участники демонстрировали навыки сборки, управления и программирования. Соревнования включали перемещения роботов по различным траекториям, обнаружение препятствий и предметов, подачу аудиовизуальных сигналов в заданные моменты, прохождение лабиринта и т. п. – в номинации «Робототехника» - и перестановку кеглей, построение и разбор башни, рисование фигур с помощью робота-манипулятора – в соответствующей номинации.
Фестиваль прошёл в гостеприимной, дружественной и очень комфортной обстановке, которую уже второй год талантливо создаёт на своей площадке один из организаторов мероприятия - коллектив МБОУ «Школа 60/61».
Результаты оценивались жюри в составе представителей министерства образования Рязанской области, Рязанского института развития образования, педагогов школьного кванториума МБОУ «Школа 60/61», преподавателей ОГБПОУ «Рязанский колледж электроники» и педагогов дополнительного образования ОГАУДО «Центр цифрового образования «ИТ-куб»».
Места распределились следующим образом.
В номинации «Робототехника»:
1 место – команда МБОУ «Льговская средняя школа», Рязанский район;
2 место - команда МОУ «Сапожковская средняя школа имени Героя России Тучина А.И.», Сапожковский район;
3 место– команда МОУ «Михайловская средняя общеобразовательная школа №3», Михайловский район.
В номинации «Робот-манипулятор»:
1 место – команда МКОУ «Батьковская основная школа», Сасовский район;
2 место поделили два участника - команда МБОУ «Заокская средняя школа» Рязанского района и команда МБОУ «Нестеровская основная общеобразовательная школа» Пителинского района;
3 место – команда МБОУ «Средняя школа №3» г. Касимова.
Материалы регионального технологического фестиваля-конкурса «Робофест»
Для распространения собственного педагогического опыта желательны публикации в печатных и электронных изданиях. СМИ Интернет-издание должно быть официально зарегистрированным в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Для размещения публикаций преподавателей системы СПО актуальны следующие интернет-издания федерального уровня: 1. СМИ «Интернет-издание Профобразование» http://проф-обр.рф/index/0-23 2. СМИ «Интернет-издание Информио» https://www.informio.ru/about 3. СМИ «Интернет-издание «Вестник Московского городского педагогического университета» серии «Современный колледж» https://ofmoderncollege.mgpu.ru
Данные интернет-издания имеют свидетельства о регистрации СМИ в Роскомнадзоре. Публикации в них являются бесплатными.
Публикация может входить в сборник докладов конференций (как печатный, так и электронный). «Интернет-портал rirorzn.ru» является официально зарегистрированным сетевым изданием в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), распространяемым на территории Российской Федерации. Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 64083 от 25.12.2015 г. Ссылка на СМИ в реестре Роскомнадзора: https://rkn.gov.ru/mass-communications/reestr/media/?id=384028&page=
Публикации могут рассматриваться как личный вклад педагогического работника в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, продуктивное использование новых образовательных технологий, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной, и оцениваться соответствующим количеством баллов при аттестации педагогического работника на первую и высшую квалификационную категорию.
Конференция, Межрегиональная с международным участием педагогическая конференция «Современные направления развития среднего профессионального образования».
В Рязанской области с 24 по 28 апреля 2023 года проходил региональный чемпионат по профессиональному мастерству «Профессионалы», целью которого являлось создание условий и системы мотивации, способствующих повышению значимости и престижа рабочих профессий, профессиональному росту молодёжи путём гармонизации лучших практик и профессиональных навыков, а также содействие оперативному и эффективному кадровому обеспечению различных отраслей экономики.
В рамках деловой программы чемпионата 25 апреля 2023 года в Рязанском институте развития образования состоялась межрегиональная с международным участием педагогическая конференция «Современные направления развития среднего профессионального образования».
Организаторами конференции были Министерство образования Рязанской области и Рязанский институт развития образования.
В конференции приняли участие с выступлениями представители профессиональных образовательных организаций, ЦОППов, институтов развития образования, работодателей из Рязани и Рязанской области, Москвы, Санкт-Петербурга, Минска, а он-лайн к мероприятию присоединилось более 120 участников из более чем 30 регионов страны.
Гостей приветствовал Кашаев Андрей Анатольевич, ректор ОГБУ ДПО "Рязанский институт развития образования", кандидат педагогических наук.
Спикерами были:
Лощинин Александр Евгеньевич, заместитель министра образования Рязанской области;
Потапова Ольга Александровна, главный специалист отдела общеобразовательной подготовки в СПО центра методического сопровождения СПО ФГБОУ ДПО «Институт развития профессионального образования», ссылка на презентацию;
Жолован Степан Васильевич, заместитель директора по взаимодействию с образовательными организациями ГБНОУ «Центр опережающей профессиональной подготовки Санкт-Петербурга», канд. пед. наук, ссылка на презентацию;
Симонова Лариса Владимировна, заместитель начальника отдела воспитательной работы в СПО центра методического сопровождения СПО ФГБОУ ДПО «Институт развития профессионального образования», ссылка на презентацию;
Ларина Марина Евгеньевна, проректор по учебно-методической работе ОГБУ ДПО "Рязанский институт развития образования", руководитель центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников Рязанской области, ссылка на презентацию;
Колдаев Василий Васильевич, помощник генерального директора по обучению ПАО «Тяжпрессмаш»;
Викулова Мария Геннадьевна, ведущий специалист департамента проектного управления АО «Корпорация развития Рязанской области», ссылка на презентацию;
Межорина Надежда Викторовна, заведующий учебно-методическим отделом ОГБПОУ «Рязанский колледж электроники», ссылка на презентацию;
Баранов Дмитрий Вячеславович, заведующий производственной практикой ОГБПОУ «Рязанский автотранспортный техникум имени С.А.Живаго», ссылка на презентацию.
По итогам конференции планируется публикация сборника материалов (доклады) в электронном виде.
Минпросвещения России объявляет о старте Всероссийского конкурса образовательной журналистики «ПРО Образование – 2023». В Год педагога и наставника мероприятие состоится в 21-й раз.
Конкурс является инструментом выражения общественного признания региональных и федеральных средств массовой информации и их отдельных представителей, работников всех уровней образования (общего, среднего профессионального, высшего и дополнительного), профессиональных сообществ, независимых журналистов, блогеров и организаторов самостоятельных медиапроектов за выдающиеся заслуги и существенный вклад в области освещения и популяризации образования.
Уважаемые коллеги! Министерство просвещения Российской Федерации представляет сообщество наставников и приглашает вас присоединиться к экспертному Сообществу Наставников.
Материалы информационно-методического онлайн-семинара для педагогов и руководителей образовательных организаций "Точка Роста" «Национальный проект «Образование»: новости, практики, открытия», прошедшего 16.03.2023 года.
Уважаемые коллеги! Педагогические работники проходят аттестацию с целью подтверждения занимаемой должности или установления квалификационной категории в соответствии с определенным пакетом нормативных документов.
Для установления квалификационных категорий педагогическим работникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в министерство образования Рязанской области необходимо предоставить следующий пакет документов: - заявление об аттестации установленной формы(Скачать);
- копию имеющегося аттестационного листа или выписку из приказа о присвоении квалификационной категории (при наличии действующей или закончившей действие квалификационной категории);
- копию свидетельства о повышении квалификации;
- копию документа, подтверждающего право на упрощённую процедуру аттестации (при наличии таких документов);
- папка с файлами (не менее 6 файлов).
Далее специалист министерства образования Рязанской области назначает эксперта и сообщает его телефон, по которому педагогическому работнику необходимо самому связаться с экспертом.
Также на форуме вы можете писать свои вопросы, делиться опытом прохождения аттестации, размещать конспекты открытых уроков и др.
Уважаемые коллеги! Школы и колледжи с 1 января 2023 года должны использовать в образовательном процессе государственные информационные системы.
С 1 января 2023 года организации основного общего и среднего профессионального образования обязаны использовать исключительно государственные информационные системы в рамках образовательных программ. Это регламентировано поправками, которые были внесены в 2021 году в федеральный закон «Об образовании»
Учебное заведение вправе самостоятельно решать, какой вариант дистанционных технологий, в т. ч. онлайн-ресурсов, сервисов и платформ, использовать для организации обучения. Источник:
Утвержден федеральный перечень электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования
Конференция, Региональная педагогическая научно-методическая конференция «Актуальные вопросы совершенствования системы среднего профессионального образования: способы создания профессиональной направленности на уроках»
Приглашаем вас принять участие в региональной педагогической научно-методической конференции «Актуальные вопросы совершенствования системы среднего профессионального образования: способы создания профессиональной направленности на уроках», которая будет проходить 20 декабря 2022 года на базе Областного государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования «Рязанский институт развития образования».
Цель конференции: обсуждение теоретических и практических аспектов реализации профессиональной направленности на уроках.
К участию в конференции приглашаются: руководители и педагогические работники образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования.
Основные направления работы конференции:
1. Постановка профессиональной проблемы на уроке.
2. Ориентация на реальные условия труда и трудовые отношения на уроке.
Формат участия в конференции: дистанционно с выступлением (доклад) или без выступления (без доклада).
Формат без выступления предполагает участие в обсуждении выступлений (вопросы, комментарии).
Формат с выступлением предполагает выступление с докладом и ответы на вопросы слушателей.
По итогам конференции публикуется сборник материалов конференции (доклады) в электронном виде на сайте ОГБУ ДПО «РИРО».
Всем участникам конференции (с выступлением или без) выдаётся сертификат участника.
Примерная программа конференции:
10.30-11.00 – проверка связи, подключение участников
11.00-11.10 – открытие
11.10-12.50 – выступление участников
12.50-13.00 – закрытие
Для участия в конференции (с выступлением или без) необходимо до 09.12.2022 г. зарегистрироваться по ссылке https://forms.gle/WcAejXTB3FDMbbpx7 и предоставить материалы до 09.12.2022 г. на электронную почту centrsporiro@yandex.ru
Примерная тематика докладов
1. Постановка профессиональной проблемы на уроке.
Данное направление предполагает иллюстрацию конкретными примерами. Возможные темы докладов:
1. Методическая разработка урока, из которой видна поставленная профессиональная задача и алгоритм её решения.
2. Организация форм совместной деятельности студентов для решения профессиональной задачи.
3. Разработка алгоритма для решения профессиональной задачи.
4. Знания, умения и навыки, приобретаемые в ходе решения профессиональной задачи.
5. Проблемы постановки профессиональной задачи.
6. Проблемы решения профессиональной задачи.
7. И т.п.
2. Ориентация на реальные условия труда и трудовые отношения на уроке.
Данное направление предполагает иллюстрацию конкретными примерами. Возможные темы докладов:
1. Методы создания условий труда, приближенных к реальным.
2. Проблемы создания реальных условий труда на уроке.
3. Обеспечение дисциплины труда на уроке.
4. Имитация трудовых отношений на уроке.
5. Достоинства и недостатки учебного процесса при ориентации на реальные условия труда.
2 ноября 2022 года, в среду, в г. Рязани состоялся первый региональный фестиваль – конкурс для педагогов центров «Точка роста» по авиа-киберспорту. Фестиваль проходил на базе школы 60/61.
В конкурсе приняли участие 39 команд из Рязанской области. В состав команды входили руководители и педагогические работники центров "Точка роста".
Более 100 участников демонстрировали навыки управления квадрокоптером Геоскан Пионер Мини на специально оборудованных площадках. Соревнования включали три испытания: взлет и посадка, пилотаж и маневрирование.
Фестиваль прошёл в гостеприимной и дружественной обстановке. И участники, и члены жюри, и организаторы были заинтересованы выполнением заданий и полны энтузиазма.
Результаты оценивались жюри в составе представителей министерства образования и молодёжной политики Рязанской области, Рязанского института развития образования, детского технопарка Кванториум «Дружба» и педагогов дополнительного образования Школьного Кванториума на базе школы 60/61. В настоящее время жюри ведёт подсчёт баллов.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 № 113 "Об утверждении Типового положения об учебно-методических объединениях в системе среднего профессионального образования" (Зарегистрирован 28.05.2019 №54762) http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201905290045
Приказ Министерства образования и молодёжной политики Рязанской области от 26.04.2021 №556 "О создании региональных учебно-методических объединений в системе среднего профессионального образования"
Проблемы реализации концепции преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности образовательных программ среднего профессионального образования
общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности
образовательных программ среднего профессионального образования
В целях реализации контрольной точки п. 1.12 паспорта федерального проекта «Современная школа» внедряются методики преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования.
(Справочно для пояснения:
Паспорт нацпроекта «Образование» разработан Минпросвещения России во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (в рамках нашей темы это задачи из п. 5: внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс; модернизация профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ) и включает в себя десять федеральных проектов, в т. ч. проект «Современная школа».
Содержание проекта (касающееся темы):
1. Обновление нормативных и методических документов, определяющих содержание общего образования.
2. Внедрение методик преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования.
Федеральный проект «Современная школа» направлен в числе прочего на обеспечение возможности получать качественное общее образование.
Благодаря реализации федерального проекта к 2024 году должны быть обновлены содержание и технологии преподавания общеобразовательных программ, в том числе общеобразовательных дисциплин в профессиональных образовательных организациях.
Для этого Минпросвещения утверждены Концепция преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования (распоряжение Минпросвещения России от 30 апреля 2021 г. № Р-98) https://firo.ranepa.ru/files/docs/2022/SPO/Rasporjazenie_-98--30-04-2021.pdf и Методики преподавания по общеобразовательным (обязательным) дисциплинам с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования, предусматривающих интенсивную общеобразовательную подготовку обучающихся с включением прикладных модулей, соответствующих профессиональной направленности, в т.ч. с учетом применения технологий дистанционного и электронного обучения (распоряжение Минпросвещения России от 25 августа 2021 г. № Р-198) https://firo.ranepa.ru/files/docs/2022/SPO/Rasporjazenie_-198--25-08-2021.pdf )
Согласно паспорта намечены следующие цели по охвату профессиональных образовательных организаций данной задачей:
на 31.12.2021 - 0 %,
на 31.12.2022 - 10 %,
на 31.12.2023 - 20 %,
на 31.12.2024 - 30 %.
На данный момент (июнь 2022 г.) по всей РФ выбрано 391 учреждение ПОО – чуть меньше 10% всех ПОО (около 4500 колледжей).
Эти 10% являются инновационными площадками, на которых будут опробываться методики преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ. Это будет касаться только обучающихся, зачисленных на 1 курс в 2022-2023 уч. г.
Для прочих ПОО и прочих курсов обновление методик не является обязательным на данный момент, но планируется повсеместно к концу 2024 г. (по словам Грибанова И. Н., проректора ИРПО, на совещании с региональными ПОО 09.06.22 г.).
(Справочно:
Сопровождением реализации приоритетных национальных проектов в системе среднего профессионального образования занимается ИРПО).
В Рязанской области федеральными инновационными площадками по внедрению федерального пакета методических разработок для обновления практики подготовки по общеобразовательным дисциплинам с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования должны стать 4 ПОО:
1. ОГБПОУ «Рязанский колледж имени Героя Советского Союза Н.Н. Комарова».
2. ОГБПОУ «Рязанский педагогический колледж».
3. ОГБПОУ «Рязанский строительный колледж имени Героя Советского Союза В.А. Беглова».
4. ОГБПОУ «Рязанский технологический колледж».
В Рязанской области на данный момент существует 34 ОО, реализующие программы СПО.
Это 23 ПОО, подведомственных министерству образования и молодежной политики Рязанской области, и 11 неподведомственных.
Применение Методических рекомендаций по реализации среднего общего образования в пределах освоения образовательной программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования не является требованием, подлежащим контролю при проведении проверок в организациях, реализующих образовательные программы, органами государственного контроля (надзора).
(Справочно:
Но есть
ПРИКАЗ от 20 мая 2021 г. N 262 МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИК РАСЧЕТА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА "ОБРАЗОВАНИЕ"
И поэтому министерство образования и молодёжной политики Рязанской области ежеквартально проводит опрос (посредством РИРО) ПОО по показателям внедрения методик).
В июне 2022 г. был проведён соответствующий опрос ПОО.
Показатели внедрения методик преподавания общеобразовательных учебных предметов с учетом профессиональной направленности среди ПОО Рязанской области на июнь 2022 г. имеют вид:
Обновлены ли методики и технологии преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности?
Обновлены ли методики и технологии преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности, ПРЕДУСМАТРИВАЮЩИЕ ИНТЕНСИВНУЮ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПОДГОТОВКУ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ВКЛЮЧЕНИЕМ ПРИКЛАДНЫХ МОДУЛЕЙ?
Обновлены ли методики и технологии преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности С УЧЕТОМ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ?
Обновлены ли методики и технологии преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности С УЧЕТОМ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ?
Все ПОО
25
11
14
14
Подведомственные
18
7
10
10
Неподведомственные
7
4
4
4
Опрос выявил, что у 7 ПОО не возникло никаких проблем с обновлением методик по всем показателям (при этом большинство ответов по показателям – НЕТ), у 4 ПОО – ответы ДА по всем показателям.
16 ПОО готовы задать вопросы и озвучить проблемы на предстоящих мероприятиях по данной теме, 9 ПОО готовы поделиться опытом обновления методик.
Опрос ПОО выявил ряд проблем в реализации концепции преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности. Их можно выделить в несколько групп.
1. Низкий уровень освоения общеобразовательных учебных предметов у обучающихся.
В числе основных причин возникающих трудностей можно выделить:
· стремление обучающихся осваивать только дисциплины "профессионального цикла" (дисциплины общеобразовательного цикла представляются обучающимся малозначительными, не требующими особого внимания и временных затрат на изучение);
· неприятие системы механического чередования учебных предметов общеобразовательного цикла с дисциплинами общепрофессионального учебного цикла или практики рассредоточенного освоения (в течение нескольких лет) общеобразовательных дисциплин.
2. Организационно-методические проблемы.
В числе основных причин возникающих трудностей можно выделить:
· Необходимость изначального пересмотра примерных программ по общеобразовательным дисциплинам. Рабочие программы по этим дисциплинам составляются на основе примерных программ общеобразовательных дисциплин для ПОО, разработанных ФИРО, и при аккредитации выверяется содержание разделов и тем по дисциплинам.
· Не определена доля участия и ответственности ведущего преподавателя, методиста ПОО, руководства ПОО, институтов развития образования в пересмотре учебных программ по общеобразовательным предметам.
· Отсутствие представления о пакете документов, требующемся для обновлённых программ по общеобразовательным предметам. Т.е. непонятно, каким образом объединять саму рабочую программу и методику преподавания какой-либо общеобразовательной дисциплины, как синхронизировать общие компетенции и ЛР, ПР, МР при изучении тем общеобразовательных дисциплин
· Невозможность размытия границ между общеобразовательными дисциплинами и дисциплинами общепрофессионального цикла, модулей профессионального цикла (в смысле формирования учебного плана, названия предметов и т.п. организационными моментами).
· Организация повышения квалификации педагогов, осуществляющих реализацию образовательных программ в системе среднего профессионального образования не ориентирована на формирование компетенций, позволяющих интегрировать содержание общеобразовательных учебных предметов и дисциплин общепрофессионального цикла, модулей профессионального цикла.
3. Сущностные проблемы.
В числе основных причин возникающих трудностей можно выделить:
· Сложности отбора содержания профессиональной направленности, связанные с отсутствием представления об этой направленности у преподавателей общеобразовательных предметов.
· Содержание учебников по общеобразовательным предметам в рамках освоения программ среднего профессионального образования не отражает ориентированность материала учебника на реализуемый профиль.
· Необходимость синхронизации общих компетенций и ЛР, ПР, МР при изучении тем общеобразовательных дисциплин.
· Отсутствие представления о том, каким образом преподаватель общеобразовательных предметов должен ознакомится с профилем профессии (специальности).
· Непонятны конкретные примеры реализации интеграции: как связать историю с промышленной автоматикой, литературу – с радиотехникой (например). Опрос показал, что при обновлении методик преимущественно по дисциплинам «Физическая культура», «Астрономия», «ОБЖ» возникли проблемы у 50% ПОО.
4. Общие проблемы.
В числе основных причин возникающих трудностей можно выделить:
· Недостаточная материально-техническая база (например, недостаток прикладных программ, наглядных пособий).
· Непонятно, каким образом в сложившейся системе преподавания можно повысить значимость общеобразовательных дисциплин до уровня важности дисциплин общепрофессионального цикла, модулей профессионального цикла.
· Отсутствие в ПОО регламентированного взаимодействия преподавателей общеобразовательных дисциплин и преподавателей дисциплин общепрофессионального цикла, модулей профессионального цикла по вопросам отбора содержания профессиональной направленности общеобразовательных дисциплин.
· Невозможность донести до студента значимость общеобразовательных дисциплин из-за отсутствия цифр, исследований, опросов, мнения работодателей о значении освоения общеобразовательных дисциплин в последующей профессиональной деятельности студентов. Т.е. утверждение о том, что «Уровень освоения содержания предметов общеобразовательного цикла не только выступает в качестве квалификационного требования к современным специалистам во всех областях деятельности, но и становится условием формирования базы профессиональных компетенций», для студентов является исключительно умозрительными, неподтверждённым реальностью.
Решение этих проблем должно стать работой всех участников реализации развития системы среднего профессионального образования, связанного с внедрением методик преподавания общеобразовательных учебных предметов с учетом профессиональной направленности.
Часть названных проблем должны решать руководители ПОО.
Со стороны РИРО предлагаются следующие решения некоторых вопросов:
1. Пересмотр ПОО учебного плана с целью максимально скомпоновать во времени изучение общепрофессиональных дисциплин.
2. Прохождение преподавателями курсов повышения квалификации по формированию компетенций, позволяющих интегрировать содержание общеобразовательных учебных предметов и дисциплин общепрофессионального цикла, модулей профессионального цикла.
3. Пересмотр состава цикловых комиссий: создание комиссий по укрупнённым группам специальностей либо комиссий, в которые входят и преподаватели ОД, и преподаватели дисциплин общепрофессионального цикла, модулей профессионального цикла. Для этого необходимо выбрать главную ОД в данной группе специальностей и включить преподавателей этой ОД в состав ЦК (11.00.00 ЭЛЕКТРОНИКА, РАДИОТЕХНИКА И СИСТЕМЫ СВЯЗИ- ОД математика (базовая ОД), физика (профильная ОД)).
4. Попытка реализации вышеприведённого предложения может привести к тому, что преподаватель (например, физики) окажется включённым в составы разных ЦК (09.00.00 ИНФОРМАТИКА И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА, 10.00.00 ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ, 15.00.00 МАШИНОСТРОЕНИЕ, например). А преподаватели базовых ОД попадут во все предметные ЦК. Для избежания этого можно порекомендовать создание рабочих групп переменного состава, куда входили бы преподаватели ОД и преподаватели дисциплин общепрофессионального цикла, модулей профессионального цикла для взаимодействия по отбору содержания профессиональной направленности ОД и синхронизации общих компетенций и ЛР, ПР, МР при изучении тем общеобразовательных дисциплин.
5. При реализации этих мер основная нагрузка ляжет на преподавателей как ОД, так и профессиональных дисциплин. Чтобы хоть немного снизить её, рекомендуется привлекать к данной работе методистов, которые тоже могли бы получить представление о профессиональной направленности при взаимодействии с преподавателями профессиональных дисциплин. После этого они могли бы чётко координировать взаимодействие внутри рабочих групп.
В настоящее время Центр методического сопровождения среднего профессионального образования ИРПО решает организационно-методические вопросы, озвученные выше. Также ИРПО планирует участие в мероприятиях образовательной направленности с целью информирования профессионального сообщества о ходе разработки и внедрения методик преподавания следующих общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования в течение 2022 г. (в г. Рязань):
№
Наименование мероприятия
Предполагаемая дата проведения
1
Конференция «Внедрение профессиональной направленности в общеобразовательные предметы».
Октябрь 2022 г.
2
Конференция «Интеграция общеобразовательных дисциплин с дисциплинами профессионального цикла».
Не на все вопросы есть ответы на данный момент, т.к. следует помнить, что федеральный проект «Современная школа» будет находиться в стадии реализации до декабря 2024 г.
В Рязанской области закончился второй региональный этап всероссийского конкурса «Мастер года – 2022». Конкурс проводится с 2021 г. по инициативе Министерства просвещения Российской Федерации в целях поддержки и поощрения талантливых мастеров производственного обучения/преподавателей дисциплин, профессиональных модулей, междисциплинарных курсов, практик профессионального цикла, повышения престижа педагогических профессий, пропаганды передовых идей в области образования и подготовки кадров, а также изучения и распространения лучшего педагогического опыта.
Учредителями конкурса второй год являются министерство образования и молодежной политики Рязанской области и областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Рязанский институт развития образования».
Региональный этап конкурса проходил с 1 марта по 27 мая 2022 г. В конкурсе приняли участие 16 преподавателей и 8 мастеров производственного обучения из 24 учреждений профобразования Рязанской области. В конкурсе было представлено 15 компетенций. В рамках регионального этапа конкурса участники выполнили два задания: подготовили видеоролик «Я - мастер» и провели открытый мастер-класс.
Конкурсная комиссия из 18 грамотных и опытных педагогов, методистов, заместителей руководителей образовательных учреждений проверяла пакеты документов конкурсантов и видеоролики и мастер-классы. Председателем конкурсной комиссии был ректор ОГБУ ДПО «РИРО», к.п.н. Кашаев Андрей Анатольевич.
27 мая в министерстве образования и молодежной политики Рязанской области состоялась церемония награждения победителей, призёров, лауреатов конкурса в различных номинациях. Профильные министерства Рязанской области наградили участников, представляющих относящиеся к ведомствам министерств компетенции, грамотами и ценными призами.
Министр образования и молодежной политики Рязанской области Ольга Сергеевна Щетинкина поздравила всех участников конкурса, которые были награждены грамотами от министерства образования и молодежной политики.
В номинации «За преданность делу образования» от ОГБУ ДПО «Рязанский институт развития образования» победил Давыдов Федор Дмитриевич, преподаватель ОГБПОУ «Шиловский агротехнологический техникум». Фёдор Дмитриевич - отличник профессионально-технического образования РФ, заслуженный учитель РФ, стаж педагогической работы в системе профессионального образования 51 год. Фёдора Дмитриевича поздравила проректор по учебно-методической работе ОГБУ ДПО «РИРО» Ларина Марина Евгеньевна.
В этом году призовые места распределились следующим образом:
3 место - Рябов Вадим Васильевич, мастер производственного обучения, ОГБПОУ «Сасовский индустриальный колледж имени полного кавалера ордена Славы В.М. Шемарова».
1 место - Масевнина Виалетта Анатольевна, преподаватель, ОГБПОУ «Рязанский строительный колледж имени Героя Советского Союза В.А. Беглова». Победитель регионального этапа представит Рязанскую область на Всероссийском конкурсе в сентябре этого года в Екатеринбурге.
Научно-практическая конференция, Совершенствование методик оценки профессиональных компетенций обучающихся в системе среднего профессионального образования
В рамках деловой программы в период проведения регионального чемпионата «Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)» 24 февраля (четверг) 2022 года запланировано проведение областной научно-практической конференции в режиме видеоконференцсвязи на тему «Совершенствование методик оценки профессиональных компетенций обучающихся в системе среднего профессионального образования».
Конференция посвящена возможностям применения и совершенствования оценочных процедур в учебном процессе и значимости их при последующем трудоустройстве выпускников.
Если вам есть чем поделиться из опыта применения методик оценки профессиональных компетенций обучающихся в системе СПО, то предлагаем вам прислать доклады по электронной почте centrsporiro@yandex.ru. Для последующего включения докладов в сборник конференции просим высылать доклады в соответствии с требованиями, указанными в https://disk.yandex.ru/i/6TZvqqnGtzknvQ.
Примерная тематика предполагаемых докладов:
1. Роль демоэкзамена и оценочных процедур в повышении качества подготовки специалистов. 2. Из опыта переноса методик оценки WorldSkills на другие модули и дисциплины.
3. Особенности итоговой аттестации выпускников профессиональных образовательных организаций в соответствии с международными стандартами WorldSkills.
4. Изменения в нормативно-правовом регулировании и в подходах проведения итоговой аттестации.
5. Применение методик оценивания WorldSkills в учебном процессе.
6. Значение применения стандартов WorldSkills в учебном процессе для последующего трудоустройства выпускников.
7. Отношение и участие работодателя в демонстрационном экзамене.
Также вы можете выбрать для доклада любую проблему, соответствующую тематике конференции.
Если у вас есть какие-то вопросы или предложения, обращайтесь в центр научно-методического и аналитического сопровождения профессионального образования по электронной почте centrsporiro@yandex.ru или по телефонам (4912)95-59-36, 8-915-603-22-50.
Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Рязанский институт развития образования» 22 по 24 декабря 2021 г. проводит дистанционную региональную конференцию «Эффективные практики организации профориентационной работы».
Цель Конференции: создание системы действенной профориентации учащихся, способствующей формированию у подростков профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом социокультурной и экономической ситуации в регионе.
Задачи:
- обобщить подходы к организации профориентационной работы на практике;
- обеспечить методическую поддержку и консультирование лиц, ответственных за проведение профориентационной работы;
- обеспечить обмен опытом и эффективными практиками организациями профориентационной работы.
Конференция проводится в дистанционном формате.
1 этап конференции заключается в регистрации докладчика и направлении доклада об успешном опыте профориентации для размещения в тематической ветке форума сайта РИРО.
2 этап конференции заключается в изучении, обсуждении и комментировании докладов, размещенных на форуме другими участниками конференции.
Сертификат участника дистанционной конференции выдается докладчику, разместившему материал в соответствии с требованиями к оформлению и/или зарегистрированному участнику, оставившему не менее 2 конструктивных содержательных комментария к докладам на форуме.
Для предварительного ознакомления с докладом предоставлена краткая аннотация. Для ознакомления с текстом доклада необходимо перейти по ссылке (нажав на слова СМОТРЕТЬ ДОКЛАД ПОЛНОСТЬЮ).
Для комментирования доклада необходимо зарегистрироваться на форуме и нажать кнопку "ответить". При написании комментария указывайте номер доклада и его название. Обсуждение докладов запланировано с 22 по 24 декабря 2021 года. Приглашаем ваших педагогических работников к ознакомлению с докладами и их обсуждению.
Дистанционная региональная конференция «О результатах и опыте внедрения методологии наставничества в образовательных учреждениях региона, реализующих программы среднего профессионального образования», материалы участников конференции
Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Рязанский институт развития образования» совместно с министерством образования и молодежной политики Рязанской области с 16 по 18 июня 2021 г. проводят дистанционную региональную конференцию «О результатах и опыте внедрения методологии наставничества в образовательных учреждениях региона, реализующих программы среднего профессионального образования».
Конференция проводится с целью обобщения и распространения результатов внедрения методологии наставничества в 2020-2021 учебном году в образовательных учреждениях региона, реализующих программы среднего профессионального образования в рамках реализации методологии (целевой модели) наставничества обучающихся в соответствии с Распоряжением губернатора Рязанской области от 4 июня 2020 года №190рг.
Предлагаем вашему вниманию доклады, подготовленные представителями образовательных организаций Рязанской области, реализующих программы среднего профессионального образования.
Для предварительного ознакомления с докладом предоставлена краткая аннотация. Для ознакомления с текстом доклада необходимо перейти по ссылке (нажав на название доклада).
Для комментирования доклада необходимо зарегистрироваться на форуме и нажать кнопку "ответить". При написании комментария указывайте номер доклада и его название. Обсуждение докладов запланировано с 16 по 19 июня 2021 года. Приглашаем ваших педагогических работников к ознакомлению с докладами и их обсуждению.
В рамках обновления и развития системы профессионального образования, соответствия качества образования мировым стандартам с 2015 года ведется процесс обновления Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования.
В соответствии с методическими рекомендациями на основе анализа текущих и перспективных кадровых потребностей региональной экономики перечня востребованных и перспективных специальностей и рабочих профессий в регионе «ТОП-РЕГИОН». Приказ ТОП-регион 2021 года.
Осадчева Светлана Анатольевна, заместитель директора Научно-исследовательского центра профессионального образования и систем квалификаций Федерального института развития образования
Дистанционная региональная научно-практическая конференция «Теория и практика внедрения методологии наставничества в образовательных учреждениях региона, реализующих программы среднего профессионального образования», В данной ветке форума размещаются для ознакомления и комментирования доклады участников конференции с 16 по 18 декабря 2020 года
Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Рязанский институт развития образования» совместно с министерством образования и молодежной политики Рязанской областис 16 по 18 декабря 2020 г. проводят дистанционную региональную научно-практическую конференцию «Теория и практика внедрения методологии наставничества в образовательных учреждениях региона, реализующих программы среднего профессионального образования», приуроченную 80-летию системы Профтехобразования.
Цель Конференции: обобщение и распространение опыта внедрения методологии наставничества в образовательных учреждениях региона, реализующих программы среднего профессионального образования.
Секция 1.
Организационно-документационные вопросы внедрения целевой модели наставничества
Для заместителей директоров, методистов, кураторов и других ответственных лиц за внедрение целевой модели наставничества в организациях:
- из опыта разработки локального акта, дорожной карты и организации внедрения целевой модели в образовательном учреждении;
- из опыта проведения методических советов и семинаров с педагогическими работниками по вопросам внедрения наставничества в инновационных формах;
- из прошлого опыта эффективных практик наставничества;
- особенности разработки индивидуальных планов и программ наставничества, курирование и мониторинг наставнических пар/групп;
- методы привлечения работодателей и организация взаимодействия в рамках наставничества;
- предложения и обмен опытом формирования базы наставников и наставляемых, способы и формы сбора данных;
- предложения и обмен опытом по формированию наставнических пар/групп;
- мотивация и стимулирование работы наставников;
- другие актуальные вопросы внедрения наставничества в организации.
Секция 2.
Реализация работы наставнических пар/групп
Для педагогов-наставников, кураторов и ответственных лиц:
- из опыта разработки индивидуальных планов наставничества;
- из опыта анкетирования, сбора данных и выбора наставляемых;
- из опыта взаимодействия образовательных организаций по реализации схожих форм наставничества, разработка совместных анкет, планов и т.д.;
- психолого-педагогические аспекты организации работы с наставляемым, рекомендации по работе;
- разработка инновационных форм работы с наставляемыми;
- из опыта применения кейсов целевой модели для реализации различных форм наставничества;
- другие актуальные вопросы работы наставника.
Предполагается участие в конференции 3 видов:
- с докладом, размещаемым для обсуждения на форуме;
- с докладом, размещаемым для обсуждения на форуме, и выступление онлайн на секции;
- активное комментирование и обсуждение докладов на форуме (конструктивные, развернутые комментарии не менее чем к 2 докладам на форуме).
Уважаемые коллеги. В данном разделе представлены материалы для реализации целевой модели наставничества в регионе:
1. Распоряжение губернатора Рязанской области от 4 июня 2020 года №190рг https://yadi.sk/i/17ANgBXpda6fKg 2. Приказ Министерства образования и молодежной политики от 30 июня 2020 года №677 О внедрении целевой модели наставничества в Рязанской области https://yadi.sk/i/k7aIXMpxw66ftQ 3. Распоряжение Минпросвещения России от 25.12.2019 N Р-145 "Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися"https://yadi.sk/i/KTf9hZr3GZ7s0Q 4. Письмо Минпросвещения России N АЗ-1128/08, Профсоюза работников народного образования и науки РФ N 657 от 21.12.2021 О направлении Методических рекомендаций (вместе с "Методическими рекомендациями по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях", "Методическими рекомендациями для образовательных организаций по реализации системы (целевой модели) наставничества педагогических работников") https://disk.yandex.ru/i/jnKXaL_wRL5guA
Для поддержки организаций профессионального образования центром НМиАСПО разработаны краткие рекомендации и шаблоны документов:
Напоминаем, что в соответствии с приказом Министерства образования и молодежной политики от 30 июня 2020 года №677 О внедрении целевой модели наставничества в Рязанской области внедрить программы наставничества необходимо до 31 декабря 2020 года.
Дистанционная региональная научно-практическая конференция «Особенности применения дистанционных образовательных технологий в среднем профессиональном образовании», обмен опытом реализации дистанционного обучения в профессиональных образовательных организациях Рязанской области в период ограничительных мер
Цель Конференции: обобщение и распространение педагогического опыта внедрения дистанционных образовательных технологий в период ограничительных мер в образовательных учреждениях региона, реализующих программы среднего профессионального образования.
Секция 1. Для методистов, заведующих учебной частью, заведующих учебно-методическими отделами:
- методические особенности проведения дистанционного урока, обязательность обратной связи и мониторинга достижений обучающегося;
- проведение методических советов и семинаров с педагогическими работниками в условиях применениях дистанционных образовательных технологий (далее ДОТ);
- организационные аспекты повышения квалификации педагогов в дистанционном формате, на что обратить внимание;
- особенности организации промежуточной аттестации с применением ДОТ;
- другие вопросы работы методической службы колледжа (техникума) в период дистанционного обучения.
Секция 2. Для преподавателей общеобразовательного цикла (1 курса):
- реализация работы над проектами, обучающихся 1 курсов в период ДО;
- особенности применения элементов и заданий оболочки Moodle для эффективного преподнесения и закрепления нового материала;
- особенности проведения промежуточной аттестации по итогам первого курса в дистанционной форме;
- применение инструментов видеосвязи для онлайн уроков и обеспечения обратной связи с обучающимися;
- проведение внеурочных и воспитательных мероприятий в дистанционном формате;
- из опыта применения Федеральных площадок и ресурсов по общеобразовательной подготовке (РЭШ, Учи.ру, Знайка.ру и др.);
- другие аспекты реализации общеобразовательной подготовки в формате дистанционного обучения.
Секция 3. Для преподавателей общепрофессиональных дисциплин, дисциплин профессионального цикла, мастеров производственного обучения:
- из опыта организации учебной практики в формате дистанционного обучения;
- применение инструментов видеосвязи для онлайн уроков;
- особенности применения элементов и заданий оболочки Moodle для эффективного преподнесения и закрепления нового материала;
- из опыта проведения онлайн экскурсий и мероприятий по профессии/специальности;
- применение электронных симуляторов технологических процессов для практических занятий;
- из опыта применения ресурсов Интернет по профессии;
- другие аспекты реализации профессиональной подготовки в формате дистанционного обучения.
Комплекс различной инфографики с рекомендациями по организации дистанционного обучения от Министерства просвещения РФ смотреть
Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (от 20 марта 2020 года) СМОТРЕТЬ
КАШАЕВ Андрей Анатольевич, ректор областного государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования «Рязанский институт развития образования»
КЛЕИЛКИНА Светлана Александровна, начальник управления образования и молодежной политики администрации муниципального образования – Михайловский муниципальный район
Уважаемые коллеги! В данном разделе для вас размещены материалы по реализации внедрения методологии наставничества.
1. Ссылка на нормативную документацию (перейдя по ссылке в папке вы увидите документ описания методологии, распоряжение об утверждении, презентация от разработчиков методологии, методические рекомендации по применению методологии, материалы для куратора и др.)
2. Доклады конференции (названия докладов являются ссылками)