Эктова С.А., преподаватель высшей квалификационной категории ОГБПОУ «Рязанский железнодорожный колледж»
Наставничество – одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности. Задача наставника – помочь ученику реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения. Самое важное качество, определяющее фигуру наставника, — это его личность. Наставник — это человек,
который всегда готов ответить на любые вопросы, помочь разрешить любые трудности и справиться с тяжёлой моральной ситуацией. В числе самых распространенных форм наставничества является «ученик-учитель», которые можно представить::
1. Учитель делает, ученик смотрит.
2. Учитель делает, ученик помогает.
3. Ученик делает, учитель помогает.
4. Ученик делает, учитель смотрит.
И получаем со-успех, двойной успех, двух людей. Один достиг успеха в обучение другого. Другой достиг успеха в приобретение навыка.
Автор в своей статье подробно описывает различные ролевые модели в рамках формы наставничества "ученик-учитель", реализуемые в ОГБПОУ «РЖК», однако это в основном традиционные формы, широко используемые и в других учебных заведениях. В современном образовании появилось понятие "тьютор", или наставник, — это прежде всего педагог, но основная часть работы тьютора — выяснить, как ученик может осваивать знания эффективнее всего. Где его слабые точки, какими методами лучше всего можно восполнить пробелы, в какой форме материал усваивается лучше. В идеале тьютор — человек, который, опираясь на индивидуальность ученика, помогает ему найти идеальный маршрут, который бы позволил изучить предмет.