Организация процесса мотивации на разных этапах учебной деятельности
Важным условием формирования позитивной мотивации и способности к адекватному самоопределению в учебной и образовательной развивающей деятельности является понимание учащимися системы нормативных требований и ценностей, присущей самой этой деятельности. Конкретные методические рекомендации по вопросам формирования организации понимания этих требований, мотивации к их принятию на различных этапах образовательной деятельности рассматриваются в предлагаемой ниже следующей части наших материалов.
Как отмечалось в предыдущей части наших материалов и методических рекомендаций, достижение адекватного и положительного самоопределения в учебной деятельности требует как от учащихся, так и от педагога осуществления новых более сложных процессов и процедур, отличающихся по своему составу, формам и структуре от обычной мотивации.https://cloud.mail.ru/public/3Gf9/8KMCK4rGq
В требованиях новых стандартов к личностным результатам освоения основных образовательных программ начального и основного общего образования особое место отводится формированию у учащихся мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, готовности и способности к саморазвитию и личностному самоопределению (ФГОС НОО, раздел II, п. 9; ФГОС ООО, раздел II, п. 8). Процесс освоения принципиально нового метапредметного содержания общего образования и формирования на этой основе универсальных учебных действий, с одной стороны, выступает как средство решения воспитательных задач по реализации названных выше общих требований, с другой, – сам должен предваряться и сопровождаться серьезным изменением мотивационной основы учебной и всей образовательной деятельности.. При этом образовательная деятельность включает в себя не только учебную деятельность, направленную на усвоение узкопредметных знаний и умений, но также и деятельность, связанную с целенаправленным развитием общих и специальных способностей, с духовно-нравственным воспитанием и формированием социально значимых личностных качеств: гражданской и этнической самоидентичности, общих смысложизненных ориентаций, а также индивидуального личностного смысла учения и самообразования. Таким образом, во-первых, возникает необходимость формирования у учащихся особой мотивации к освоению нового метапредметного содержания и формированию универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных и коммуникативных) как средств, обеспечивающих успешность процесса саморазвития и самообразования. Во-вторых, – необходимость формирования у них умения самостоятельно «развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности» (ФГОС ООО, раздел II, п. 10.1), определять личностные смыслы учения, осуществлять личностное самоопределение.