РЯЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
12+
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
(4912) 446392 приемная
(4912) 955922 курсы
(4912) 443763 гостиница
Россия, г. Рязань, ул. Урицкого, д.2а
?
  • Институт
  • Обучение
  • Публикации
  • РИРО.ТВ
  • Форум
  • Оплата
Вход
  • ВОСПИТАНИЕ
  • ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Иностранные языки
    • Русский язык
    • Литература
    • ОРКСЭ, ОДНКНР
    • Обществознание
    • Психология
    • Социология
    • История
    • Культура
    • Право
    • ИЗО
  • ДОШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Биология
    • География
    • Экология
    • Информатика и ИКТ
    • Математика
    • Физика
    • Химия
    • Экономика
  • УПРАВЛЕНИЕ
  • НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ
    • ЗОЖ
    • Физическая культура
    • ОБЖ
  • КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
  • ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ
  • ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
  • РАЗНОЕ
  • ТЕХНОЛОГИЯ
  • ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА
  • МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ. СБОРНИКИ
Добавить публикацию

Мероприятия

III Региональный конкурс проектов (социальной рекламы) «Мы против наркотиков» для студентов среднего профессионального образования
Региональный этап Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов финансовой грамотности «Финансовая перемена»

Использование цифровых инструментов на уроке математики как средство повышения качества знаний

Автор: Комарова Елена Игоревна, учитель, МБОУ «Сасовская СОШ №3», Рязанская область

Нельзя не заметить, что школьный мир постепенно изменяется: стали привычными электронные дневники, интерактивные доски, компьютеры, планшеты, принтеры, высокоскоростной интернет … Всё это техническое многообразие   с одной стороны помогает педагогическому сообществу, с другой – создает новые вызовы. Эпоха цифровизации требует от нас, педагогов, формирования новых методик обучения, поиска оптимального баланса цифрового и классического образования. Сам процесс обучения становится гораздо шире, вовлекает учеников эффективнее, чем когда-либо и предлагает все необходимое для благополучного усвоения знаний. 

На мой взгляд, чем больше цифровые технологии проникают в школьную жизнь, тем активнее мы должны стараться следовать этим тенденциям. И не только следовать им сами, но и учить этому наших детей.

Учитель должен стать «цифровым» и умело варьировать различными инструментами: создавать обучающие викторины, квесты, делать наглядные презентации, скидывать в «облако» материалы урока, быть доступным в соцсетях и мессенджерах и т.д.

Актуальность заключается ещё и в том, что использование цифровых инструментов – одно из условий эффективной работы учителя математики: их применение на уроках в сочетании с традиционными методами обучения, повышает качество усвоения учащимися нового материала, предоставляет широчайшие возможности для создания разнообразных заданий по математике в традиционной и инновационной формах. В новом ФГОС ООО 2021г [1]. унифицированы требования к рабочим программам. Теперь рабочие программы содержат указания на возможность использования электронных образовательных ресурсов (ЭОР). Согласно обновленному ФГОС учителям рекомендуется применять ЭОР и цифровые образовательные ресурсы (ЦОР). Ключевыми преимуществами цифровизации образовательных процессов выступают простота, скорость, практичность, удобство в использовании, а также существенность и полезность.

Цифровизация образования открывает новые возможности для раскрытия интеллектуального и творческого потенциала современных учеников. Как показывает практика, продуманное внедрение цифровых образовательных ресурсов в процесс обучения позволяет дополнять и сочетать традиционные приемы и методы преподавания. Современные технологии позволяют объективно оценивать качество знаний и результаты образовательной деятельности каждого обучающегося с учетом индивидуальных особенностей.

Цифровизация – это вызов современности. Сейчас как никогда необходимо совершенствовать образовательный контент, развивать компьютерную грамотность и цифровые навыки, повышать познавательную мотивацию учащихся и уровень самообразования педагогов. Данная работа создана с целью обобщения педагогического опыта и формирования понимания значимости развития цифровых навыков с последующей диссеминацией позитивного опыта использования цифровых инструментов на уроках математики.

Рассмотрим некоторые примеры.

Информационные технологии открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации и позволяют по-новому организовать взаимодействие учителя и ученика, построить образовательную систему, в которой ребенок становится активным и равноправным участником образовательной деятельности.

С целью повышения познавательного интереса предлагаю учащимся посмотреть видеоуроки «Академии занимательных наук» [2], в которых профессора Круглов и Разумник, в компании с хомяками по имени Синус и Циркуль, увлеченно рассказывают школьникам о мерах площади, дробях, теореме Пифагора и факториалах. В плейлисте, посвященном математике, 72 сюжета, продолжительность каждого занятия — 12-13 минут.

Высказывание физика Петра Капицы «Наука должна быть веселая, увлекательная и простая» цитирую тем ученикам, которые считают, что математика скучная наука и рекомендую посмотреть видео проекта GetAClass [3] — образовательного ресурса по физике и математике для школьников и учителей.

На платформе Stepik для 5-классников подойдут комплексы уроков с разборами олимпиадных заданий и лекторий, 7-9-классникам — комплексы уроков от педагогов, задавшихся целью подготовить подростков к ОГЭ. Для старшеклассников предлагаются бесплатные пакеты видеоуроков с материалами, актуальными для ЕГЭ, и разборами олимпиадных задач. Эта платформа – находка для тех, кто готов учится самостоятельно. Каждую неделю открывается новый модуль. В модуле есть лекции и задания. За задания даются очки, при получении определенного количества очков выдается сертификат о прохождении, а если очков набралось еще больше, то сертификат с отличием.

В интернет-пространстве можно найти множество сервисов-помощников для учителя математики.

Стремительный рост внимания к короткометражному видеоконтенту –заставил меня задуматься о возможностях микрообучения для привлечения внимания школьников. Этот метод предполагает, что обучающий контент будет преподноситься учащимся в виде коротких, легко усваиваемых руководств или мини-уроков. Они будут сосредоточены на повторении одних и тех же материалов с целью их лучшего удержания в памяти. Так, например, шестиклассники сами нашли видео способа приведения обыкновенных дробей к общему знаменателю «методом бабочки», а девятиклассников при подготовке к ОГЭ заинтересовало видео нахождения площади фигур с помощью формулы Пика. Короткие ролики из Всемирной паутины знакомят с новыми идеями и темами, но потенциально грозят дезинформацией, поэтому поощряю, если учащиеся находят ошибки видеоблогеров. Таким образом, микрообучение позволяет контролировать информацию, предоставляя действительно полезный обучающий контент, разбивающий сложные темы на фрагменты. Кроме того, в классе всегда находятся желающие самостоятельно записать видеообъяснение. В рамках внеурочной деятельности учащимися созданы видеопроекты «Учим правила действий с разными знаками», «Раскрой   скобки правильно». «Ура! Уравнение!». Подобное творчество учит грамотному использованию математических терминов, способствует запоминанию алгоритмов и способов действий.

Еще одним цифровым инструментом для учителя стало онлайн- тестирование. Педагогический опыт показывает, что в сочетании с другими видами проверки и коррекции знаний учащихся, использование тестовых заданий является весьма эффективным способом оценки знаний, стимулирующим подготовку учащихся к каждому уроку и повышающим мотивацию к изучаемому предмету. В своей работе я использую как известные образовательные онлайн-сервисы, так и инструменты, размещенные в открытом доступе на сайтах коллег-педагогов из разных регионов России. Здесь можно создавать собственные интерактивные тесты, используя программные оболочки [4] или воспользоваться готовыми разработками.

Широкие возможности для организации работы обучающихся на уроках и дома предоставляет «Опросникум» Академии Минпросвещения России. В одном кабинете этой платформы собраны различные цифровые инструменты, которые помогут создать рабочий лист или тест [5], провести опрос или викторину, разработать кроссворд или анкету. Сервис сдаёт возможность проводить мониторинг и анализ учебного прогресса учеников, взаимодействовать с родителями или с коллегами.

Онлайн система Барс образование предоставляет доступ к платформе Skysmart, которая работает на основе школьной программы. Педагог, создав задачу в рабочей тетради, отправляет ученику ссылку. Связь происходит через интернет. Учащийся активирует полученный адрес и выполняет заданную работу прямо на онлайн-площадке Skysmart. Проверка выполненного упражнения осуществляется автоматически.

Целесообразно использование цифровых образовательных ресурсов при подготовке к государственной итоговой аттестации по математике. Прежде всего знакомлю учащихся с открытым банком заданий на сайте ФИПИ [6]. На мой взгляд, это бесценный помощник при подготовке к экзаменам. Новый банк заданий возможно использовать и на уроках: вводить на сайте ответы и мгновенно получать обратную связь для заданий первой части, отмечать статусом решённые и нерешённые задания, при помощи фильтра производить отбор заданий по темам.

При повторении тем, связанных с исследованием функций и построением графиков функций обучающимся предлагаю построить графики функций сначала вручную, с использованием изученных правил, а затем рассматриваю построение графиков функций с использованием сервиса Mathway. Это позволяет проверять правильность построения сложных графиков и работать с параметрами.

Подготовка к ОГЭ по математике с использованием ИКТ, безусловно, кропотливая, требующая тщательной подборки разнообразного материала работа, но она становится творческим процессом, который дает возможность интегрировать знания в инновационном формате. А зрелищность, насыщенность, новшество компьютерных элементов урока в сочетании с иными методическими приемами позволяют сделать занятие необыкновенным, интересным, незабываемым, увеличивает авторитет педагога в глазах учащихся.

Как и прежде актуален интерес к одаренным детям, к будущей интеллектуальной и творческой элите. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования. Практика педагогической работы ставит задачу индивидуализации обучения одаренных детей, которую призваны решить цифровые технологии. В урочной деятельности развивать математические способности помогают разноуровневые домашние задания, индивидуальные карточки, занимательные задачи, задачи повышенной сложности, загадки, ребусы, кроссворды. Важнейшим средством развития одаренности ребенка является проведение предметных олимпиад. Олимпиада развивает у школьников интерес к предмету, знакомит с нетрадиционными заданиями и вопросами, пробуждает желание работать с дополнительной литературой, формирует навыки самостоятельной работы, помогает раскрыть творческий потенциал.

Для приобщения как можно более широкого круга учащихся к занятиям математикой рекомендую участвовать в дистанционных олимпиадах, проводимых на онлайн платформах «Учи.ру», «Яндекс-Учебник», «Skysmart». Способствовали повышения интереса к математике региональный конкурс «Задачи со звёздочкой», организованный МБОУ «Школа №39 «Центр физико-математического образования» и «Летняя математическая онлайн-школа», организованная МБОУ «Рыбновкая средняя школа №2».

Есть такое понятие actionable insights — это информация, которая дает основания для действий, позволяет сделать следующий шаг. Таким шагом для меня и моих коллег стало введение дистанционного обучения. В апреле 2020 года педагоги всех образовательных организаций были поставлены в сложную профессиональную ситуацию. В короткий срок каждому предстояло найти для себя ответ на вопросы: как обучать дистанционно? как организовать учебный процесс без потери его качества? как проводить контроль и наладить обратную связь? Технические возможности учащихся различны, но средства реализации обучения должны быть общедоступными. Решением всех этих вопросов для меня стал Яндекс.Учебник.

Мой опыт работы с данной платформой представлен в печатном издании «Сборник методических разработок и педагогических идей» педагогического сообщества «Урок.РФ» [7].

Вторая волна дистанционного обучения не дала спада качества знаний по математике за счет проведения уроков в форме вебинаров на платформе РСДО.

В настоящее время онлайн занятия остаются востребованным форматом обучения. Качественное проведение таких уроков позволяет организовать платформа «СФЕРУМ». К видеоконференции, запущенной учителем, может присоединиться 100 участников, ограничений по времени ее проведения нет. В меню видеоурока – чат звонка, возможность "поднять руку" (учитель получит соответствующее уведомление и включит микрофон этого ученика), демонстрация экрана и др. Видеоуроки можно использовать в повседневной образовательной деятельности, например, когда один или несколько учеников не могут физически присутствовать в школе в связи с болезнью или по иным причинам. Трансляция урока позволит им не только не пропустить изучение материала, но и активно участвовать в работе: отвечать на вопросы учителя, задавать свои, выполнять с одноклассниками групповые задания. Индивидуальные и групповые онлайн занятия актуальны при работе с   одаренными детьми: подготовка к олимпиадам и конкурсам, консультирование по решению заданий повышенного уровня. Свой опыт использования инструментов платформы «Сферум» для организации адресной работы с обучающимися я представила на портале «Урок.РФ». [8].

Способствуют повышению качества знаний по математике и сервисы по созданию интерактивных рабочих листов (ИРЛ). На мой взгляд, ИРЛ позволит решить проблему обучения детей, пропускающих занятия по болезни. Главное, чтобы целью работы учащегося с листом было не только запоминание или повторение конкретного учебного материала, но и овладение новым способом действий. В этом случае интерактивные учебные материалы помогут поддержать процесс обучения при отсутствии ребёнка в классе и помочь ему достичь положительных результатов по изучаемым темам. Так можно организовать учебную деятельность учащихся при помощи облачных технологий и веб-инструментов.

ИРЛ – инструмент, который содействует решению дидактических задач математики, повышает мотивацию учебной деятельности, прививает навыки самостоятельной работы над учебным материалом, способствует развитию критического мышления.

При использовании интерактивных рабочих листов я определила для себя два важных правила:

1) при разработке ИРЛ необходимо чётко сформулировать инструкцию по выполнению заданий, учитывая особенности детей и изучаемой ими темы.

2) использовать электронные листы необходимо дозированно.

Выполняя всего два правила применения цифрового инструмента, возможно не только повысить интерес к изучаемому предмету, но и развить у учащихся навыки самостоятельной познавательной деятельности. Создаю ИРЛ для учащихся, пропускающих уроки по болезни, минимизирую проблемы, которые возникают из-за пропусков[9].

Настоящий «цифровой» учитель использует технологии не потому что надо, а потому что не может не использовать. Ему самому это нравится. Если преподаватель любит свой предмет, это обычно происходит само собой, поскольку ему важно заинтересовать им своих учеников, и он находится в постоянном поиске новых методик и возможностей. А на этом пути рано или поздно он обязательно придет к применению технологий.

Грамотное использование цифровых инструментов при обучении математике позволит не только усилить деятельностную, но и повысить мотивационную и познавательную составляющие урока, а значит, и качество знаний заметно улучшится.

Используемые источники

1. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования” (garant.ru) https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/

2. Академии занимательных наук [Электронный ресурс]. –Режим доступа: URL: https://academianauk.ruplayers.com/ (Дата обращения: 21.02.2024)

3. Семейство образовательно-просветительских проектов GetAClass [Электронный ресурс]. –Режим доступа: URL: https://www.getaclass.ru/ (Дата обращения: 21.02.2024)

4. Конструктор тестов Online Test Pad Тест «Треугольник. Равнобедренный треугольник» [Электронный ресурс]. –Режим доступа: URL: https://onlinetestpad.com/axwcdqh66hyzi (Дата обращения: 23.02.2024)

5.  «Опросникум» Академии Минпросвещения России Тест «Геометрическая прогрессия» [Электронный ресурс]. –Режим доступа: URL: https://quick.apkpro.ru/poll/53502    (Дата обращения: 23.02.2024)

6. ФИПИ Открытый банк заданий ОГЭ [Электронный ресурс]. –Режим доступа: URL: https://oge.fipi.ru/bank/index.php?crproj=BD98FF424631BFE24D6010A4B1266CA8 (Дата обращения: 23.02.2024)

7. «Дистанционное обучение. Опыт использования сервиса Яндекс.Учебник» [Электронный ресурс]. –Режим доступа: URL: https://урок.рф/library/distantcionnoe_obuchenie_opit_ispolzovaniya_servisa_182518.html (Дата обращения: 23.02.2024)

8. Использование инструментов платформы «Сферум» для организации адресной работы с обучающимися [Электронный ресурс]. –Режим доступа: URL: https://урок.рф/library/ispolzovanie_instrumentov_platformi_sferum_dlya_180835.html (Дата обращения: 23.02.2024)

9. CORE Отечественный конструктор интерактивных уроков «Некоторые свойства прямоугольных треугольников [Электронный ресурс]. –Режим доступа: URL: https://coreapp.ai/app/preview/lesson/65db629daf9c26a6a3061b1b (Дата обращения: 25.02.2024)

Материал во вложении (pdf 167Kb)



Скачать вложение

Возврат к списку



  • Главная
  • Интернет-приёмная
  • Контакты
  • RSS
Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Рязанский институт развития образования» (ОГБУ ДПО "РИРО")
Интернет-портал  rirorzn.ru (12+) зарегистрирован в Роскомнадзоре 25.12.2015 г. Реестровая запись Эл №ФС77-64083 
Учредитель ОГБУ ДПО "РИРО" 390023, г. Рязань, ул. Урицкого, д. 2а тел.: (4912) 44-49-79, (4912) 44-63-92 e-mail: riro@ryazan.gov.ru
Главный редактор Лапкина Е.В. тел.: (4912) 444902 Доб. 168,  e-mail: rirorzn@yandex.ru