С 22 по 24 декабря 2021 г. в Рязанском институте развития образования состоялась дистанционная региональная конференция «Эффективные практики организации профориентационной работы»
Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Рязанский институт развития образования» совместно с министерством образования и молодежной политики Рязанской области с 22 по 24 декабря 2021 г. провело дистанционную региональную конференцию «Эффективные практики организации профориентационной работы».
Цель конференции: создание системы действенной профориентации учащихся, способствующей формированию у подростков профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями личности, с учетом социокультурной и экономической ситуации в регионе.
Конференция позволила:
- обобщить подходы к организации профориентационной работы на практике;
- обменяться опытом и эффективными практиками организации профориентационной работы;
- обеспечить методическую поддержку и консультирование лиц, ответственных за проведение профориентационной работы.
На конференцию было направлено 12 докладов. Участниками стали администрация и педагогические работники Рязанского института развития образования, Центра опережающей профессиональной подготовки, Межшкольного учебного центра, Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Доверие», а также образовательных учреждений г. Рязани и Рязанской области.
Доклады и комментирование основных аспектов профориентационной работы размещены на форуме в ветке СПО (Профориентация) по ссылке http://rirorzn.ru/forum/index.php?PAGE_NAME=message&FID=121&TID=1260&TITLE_SEO=1260-effektivnye-praktiki-organizatsii-proforientatsionnoy-raboty&MID=3334&result=edit#message3334
Участники конференции активно обсудили ряд актуальных вопросов профориентационной работы:
- эффективность проведения профориентационной работы со школьниками в рамках выставки «Образование и карьера» для повышения привлекательности программ СПО, а также повышения качества профессионального выбора обучающихся;
- значение проекта «Билет в будущее» в ранней профессиональной ориентации обучающихся 6-11 классов;
- поделились практикой проведения профессиональных проб на площадках профессиональных образовательных учреждений, а также организации профориентационной работы в условиях общеобразовательной школы с использованием комплекса специальных мероприятий;
- выделили приемы и методы профориентации на уроках учителей-предметников, связь с учебным материалом;
- опыт анализа и использования результатов диагностики готовности к жизненному и профессиональному самоопределению учащихся как прогнозирования и планирования профессионального будущего каждого подростка;
- основные направления социально-педагогического и психологического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников при реализации программы внеурочной деятельности, опираясь на личностные особенности, способности, ценности, интересы учащихся, а также запросы рынка труда;
- содержание профориентационной деятельности образовательного учреждения по развитию гибких навыков (soft skills) как универсальных компетенций будущего.
Значительный интерес вызвала модель проведения внеурочной профориентационной работы с учащимися в рамках Договора о сетевом взаимодействии в образовательных организациях, которая была продемонстрирована на примере реализации общеобразовательной дополнительной программы «Аниматор» с созданием на ее основе проекта «Ученик-Аниматор-Волонтер-Вожатый».
Особенно актуальным является реализация регионального проекта ОГБУ ДПО «Рязанский институт развития образования» совместно с ООО «Центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии» (создан на базе факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова). Ежегодно проводится профориентационное тестирование обучающихся 8-11 классов общеобразовательных организаций, расположенных на территории Рязанской области. Это мероприятие позволяет выявить особенности профессиональной направленности учащихся, их познавательных интересов и мотивов выбора будущей профессии, определить степень готовности к профессиональному самоопределению и сформированности профессиональных планов.
Участниками конференции было отмечено, что в современных условиях необходимо активизировать деятельность по разработке и реализации программ профориентационной работы в каждой образовательной организации. Обмен опытом и публикация достижений педагогов очень важны для совершенствования системы образования, саморазвития, оттачивания педагогического мастерства.