РЯЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
12+
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
(4912) 446392 приемная
(4912) 955922 курсы
(4912) 443763 гостиница
Россия, г. Рязань, ул. Урицкого, д.2а
?
  • Институт
  • Обучение
  • Публикации
  • РИРО.ТВ
  • Форум
  • Оплата
Вход
  • ВОСПИТАНИЕ
  • ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Иностранные языки
    • Русский язык
    • Литература
    • ОРКСЭ, ОДНКНР
    • Обществознание
    • Психология
    • Социология
    • История
    • Культура
    • Право
    • ИЗО
  • ДОШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Биология
    • География
    • Экология
    • Информатика и ИКТ
    • Математика
    • Физика
    • Химия
    • Экономика
  • УПРАВЛЕНИЕ
  • НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ
    • ЗОЖ
    • Физическая культура
    • ОБЖ
  • КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
  • ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ
  • ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
  • РАЗНОЕ
  • ТЕХНОЛОГИЯ
  • ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА
  • МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ. СБОРНИКИ
Добавить публикацию

Мероприятия

20 января Конкурсы программы «Мы – твои друзья!»
20 января Конкурсы в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

Многообразие и значение грибов

Автор: Киндяшова Ольга Николаевна, учитель биологии МБОУ «Рыбновская средняя школа №3»

Конспект урока биологии для 5 класса

Пояснительная записка

Урок биологии в 5 классе «Многообразие и значение грибов» по теме 2. «Многообразие живых организмов» разработан в соответствии с базисным учебным планом на основе учебно-методического комплекта издательства «Вентана-Граф», поддерживающего ФГОС ООО. Учебник Биология. 5 кл. И.Н. Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова – М.: «Вентана-Граф». 2013. Рабочая тетрадь. Биология. 5кл. О.А. Корнилова, И.В. Николаев, Л.В. Симонова – М.: Вентана-Граф, 2015г.

Тип урока: открытие новых знаний.

Форма урока: частично-поисковый, проблемный.

Цели урока:

1. Образовательная:

- Организовать учебную деятельность учащихся, направленную на освоение учащимися знаний о многообразии грибов, их особенностях и значении в жизни людей;

- Организовать выработку умений определять принадлежность грибов к конкретным группам.

2.Воспитательная:

- Создать условия для понимания учащимися важности сохранения грибов в природе, необходимых в жизни человека.

3. Развивающая:

-Способствовать развитию у учащихся универсальных познавательных умений сравнивать свойства различных объектов и построению обобщающих выводов на материале урока.

Задачи урока

Организовать:

- знакомство учащихся с различными видами грибов;
- понимание учащимися особенностей и отличий различных видов грибов;
- отработку умения определять принадлежность конкретных грибов к соответствующим группам;
- контроль результатов самостоятельных учебных действий учащихся;
- общую рефлексивную оценку результатов учебных действий учащихся.
Планируемый результат учебного занятия – формирование предметных и универсальных учебных:
Предметные :
- характеризовать особенности строения, процессов жизнедеятельности и практическую значимость грибов, сравнивать их с растениями и животными, давать определения понятиям: мицелий, гифы, микориза;
- уметь отличать съедобные грибы от несъедобных, использовать приемы оказания первой помощи при отравлении несъедобными грибами.
Метапредметные :
Регулятивные: учиться целеполаганию, включая постановку новых целей;планировать пути достижения целей.
Коммуникативные: работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные: осуществлять поиск информации с использованием нескольких ресурсов; давать определение понятиям; структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное; умение извлекать информацию и работать по алгоритму; проводить наблюдение под руководством учителя;
Личностные: экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе.

Информационно-технологические ресурсы:

Учебник Биология. 5 кл. И.Н. Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова – М.: «Вентана-Граф». 2013. Рабочая тетрадь. Биология. 5кл. О.А. Корнилова, И.В. Николаев, Л.В. Симонова – М.: Вентана-Граф, 2015. Методическое пособие для учителя (авторы: Пономарева И. Н., Николаев И. В., Корнилова О.А).Контрольно-измерительные материалы. Биология . 5 класс. /Сост. Н.А.Богданов. – М.: ВАКО, 2014.Компьютер, проектор, презентации к уроку, мультимедийные приложения, интернет-ресурсы, коллекция грибов (муляжи), живой объект – гриб мукор,пеницилл.Словари: Даля, Ожегова.

Методы и методические приёмы:

работа с учебником, работа в рабочей тетради, работа в парах и в группе, самонаблюдение, заполнение таблиц, тестовый контроль, взаимоконтроль, самооценка; диалогический метод, наглядный метод, метод познавательно-проблемного изложения.

Технологическая карта урока

Предмет: биология

Класс: 5

Тема урока: Многообразие и значение грибов.

Основные понятия, изучаемые на уроке: шляпочные грибы, плесневые грибы, антибиотик, дрожжи, съедобные и несъедобные грибы.

№ п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1

Мотивация (самоопределение к учебной деятельности)

Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада вновь видеть вас на уроке биологии. Сегодня мы продолжим знакомство с видами грибов.

Приветствуют учителя, настраиваются наурок.Проверяют наличие учебных принадлежностей.

Личностные: самоопределение;

смыслообразование

Коммуникативные: планирование учебного

сотрудничества с учителем и

сверстниками

2

Актуализация и пробное учебное действие

Давайте вспомним какую крупную группу живых организмов мы изучаем?

Перед тем как приступить к изучению новой темы - давайте проверим ваши знания о грибах.

Работа с интерактивной доской.

Молодцы знания о грибах усвоили хорошо.

А как вы думаете ваши знания полные?

А хотите пополнить свои знания?

А где вам могут пригодиться новые знания?

А как нам лучше познакомиться с представителями

Царство Грибы. Один ученик

работает у доски (с интерактивным тренажером), остальные фронтально

отвечают на вопросы, проводят проверку знания у учащегося, который работал на доске

нет

да

в с/х, в магазине, в быту

изучить грибы

Высказывают своё мнение в ответе на поставленные вопросы.

Познавательные:

анализ объектов, сравнение,

обобщение, аналогия,

классификация ;

Регулятивные:

выполнение пробного учебного

действия;

фиксирование индивидуального

затруднения в пробном действии

Коммуникативные: планирование учебного

сотрудничества;

самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)

3

Создание проблемной ситуации

Проблема: Убери лишнее.

В корзине находятся: трутовик, плесневый гриб пеницилл, шляпочные грибы.

О ком идет речь?

Осознают неполноту знаний, проявляют интерес к новому содержанию.

Участвуют в коллективном обсуждении проблемы.

Затрудняются дать ответ на проблемный вопрос.


4

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Для устранения возникшего затруднения, работая в паре, определите тему (слайд 1), цель и задачи урока. Составьте план своих учебных действий на уроке, направленных на реализацию поставленной цели, в соответствии с текстом § 14 учебника (слайд 2).

Твое настроение (слайд 3)

Слово учителя о многообразии грибов (стр.60 учебника)

Работают в парах.

Устанавливают связь между целью деятельности и её результатом.

Формулируют вопрос урока:

Какие виды грибов существуют в природе? Каково их значение в природе и жизни людей.

Регулятивные:

искать самостоятельно средства достижения цели;

определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), планировать пути её достижения

Коммуникативные: слушать и понимать речь других людей; аргументация своего мнения

Познавательные:

структурирование знаний;

осознанное и произвольное

построение речевого высказывания

5

Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания.

Работая в группе, изучите многообразие и значение грибов. Задание по рядамстроение и значение:

1ряд-шляпочные грибы(слайд 4,5,6);

2ряд- плесневые грибы (слайд 7,8,9);

3 ряд-дрожжи.

(слайд 10)

Послушайте сообщение ученика об истории открытия пенициллина (презентация учащегося)

Задание №1 в рабочей тетради стр.39-40

Занимают места в группах. Выполняют предложенные задания, оценивают собственный вклад в работу группы.

Слушают сообщения ребят, участвуют в обсуждении, вносят дополнения.Высказывают своё мнение в ответе на поставленные вопросы.

Готовят сообщения на поставленные вопросы.

Оценивают работу каждой группы. При необходимости корректируют и дополняют ответы других групп.

Познавательные: ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию;

анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений; строить логическое рассуждение; составлять схемы-опоры, работать с таблицей;

Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, слушать и понимать речь других людей, задавать вопросы, необходимые для организации своей деятельности, сотрудничества с партнёром, учителем.

6

Физкультпауза

Сильно зажмурили глаза, открыли глаза, посмотрели в окно.

Если шляпочные грибы – нужно похлопать;

Если плесневые грибы – нужно потопать (мухомор, пеницилл, подберезовик, белый, мукор, подосиновик)

Снимают напряжение от умственной нагрузки.Работают индивидуально, сотрудничают с учителем.

Личностные: осознание ответственности за

Общее делоКоммуникативные: сотрудничеств с партнёром, учителем

7

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Задание №2 в рабочей тетради стр.40

Работа в группах:

1.Съедобные и несъедобные (ядовитые) грибы (слайд 11,12);

2. Правила сбора грибов (слайд14);

3. Признаки отравления грибами (слайд 14);

4. Первая помощь при отравлении (слайд 14);

5.Грибы – паразиты (слайд 15,16,17,18)

Работают в группе. Готовятся к выступлению перед классом с результатами работы.

Оценивают работу каждой группы. При необходимости корректируют и дополняют ответы других групп.

Познавательные:

осознанное и произвольное

построение речевого высказывания;

построение логической цепи

рассуждений, доказательство;

Коммуникативные: выражение своих мыслей с

достаточной полнотой и точностью;

формулирование и аргументация

своего мнения в коммуникации;

учет разных мнений, достижение договоренностей и

согласование общего решения

Личностные: осознание ответственности за

общее дело

8

Самостоятельная

работа с

самопроверкой по

эталону

Работая самостоятельно, «Выберите верные утверждения»:

1) Человек использует в пищу плодовые тела шляпочных грибов.

2) Грибы – гетеротрофные организмы.

3) В трубчатых и на пластинчатых шляпках образуются споры.

4) Ложный опёнок относят к съедобным грибам.

5) Гриб трутовик способствует лучшему росту растения.

6) Мицелий пеницилла состоит из одной клетки.

7) Гриб мукор – это зелёная плесень.

8) Мухомор опасен для человека.

9)Дрожжи размножаются почкованием.

10) Некоторые грибы являются паразитами людей и животных.

Эталон верного ответа: 1), 2), 3), 8), 9), 10).

Самостоятельно

выполняют задания.

Осуществляют самопроверку,

пошагово сравнивая с эталоном.

Выявляют и корректируют

возможные ошибки.

Познавательные: анализ, сравнение,

обобщение, классификация;

Регулятивные:

саморегуляция в

ситуации затруднения;

Личностные:

умение адекватно понимать причину успеха / неуспеха в учебной деятельности.

9

Включение в систему знаний и повторение

Работая самостоятельно, выполните задания №4,5 в рабочей тетради

Работают индивидуально с заданиями в рабочей тетради.

Выявляют ошибки, оценивают работу товарища. Обсуждают результат,

устраняют пробелы в знаниях.

Познавательные:

установление причинно-

следственных связей;

построение логической цепи

рассуждений, самостоятельное создание

алгоритмов деятельности;

Регулятивные:саморегуляция в ситуации затруднения;

Взаимопроверка.

10

Рефлексия учебной деятельности

на уроке (итог урока)

Царство грибов насчитывает около 100 тысяч видов грибов. Некоторые из них занесены в Красную книгу и находятся под угрозой исчезновения, поэтому мы должны беречь и заботиться о них.

Всегда помните, что флору и фауну необходимо беречь и защищать, для будущих поколений. Надеюсь, вы провели время с пользой.

Сегодня на уроке я узнал…

На этом уроке я бы похвалил себя за …

После урока мне захотелось…

Сегодня я сумел…

Учащиеся заканчивают предложения, высказывая свое мнение,делают вывод.

Регулятивные: оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников на уроке.

Познавательные:

контроль и оценка процесса и

результатов деятельности

Личностные:

самооценка на основе критерия

успешности;

адекватное понимание причин

успеха / неуспеха в учебной

деятельности;

Коммуникативные: выражение своих мыслей с

достаточной полнотой и точностью;

формулирование и аргументация

своего мнения, учет разныхмнений


Самооценка деятельности

Можем ли мы ответить на вопросы, которые были заданы в начале урока? Достигли ли цели урока? Что вас поразило больше всего на уроке? Что запомнится надолго? Где пригодятся знания по данной теме? Оцените свою работу на уроке.

Дети сравнивают глубину своих знаний о грибах в начале урока и после изучения темы.

Дают оценку своей работы на уроке.

11

Домашнее задание

Обязательное - изучить текст§ 14 учебника и ответить на вопросы в конце параграфа, пересказать текст. Составить синквейн «Гриб».

Творческое – изобразить в любой технике изготовления модель «Гриб»(слайд 19)

Записывают задания.

Выбирают задания из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

12

Подведение итогов урока

Выступление учителя. Анализ деятельности учащихся на уроке.

Подают дневники учителю для выставления отметок

Информационные ресурсы для обучающихся:

1. Учебник Биология. 5 кл. И.Н. Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова – М.: «Вентана-Граф». 2013.

2. Рабочая тетрадь. Биология. 5кл. О.А. Корнилова, И.В. Николаев, Л.В. Симонова – М.: Вентана-Граф, 2015.

3. Энциклопедия для детей. Том 2. Биология. – М.: Аванта+, 2001.

Информационные ресурсы для учителя:

1.Учебник Биология. 5 кл. И.Н. Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова – М.: «Вентана-Граф». 2013

2. Методическое пособие для учителя (авторы: Пономарева И. Н., Николаев И. В., Корнилова О.А).

3. Рохлов В., Теремов А., Петросова Р. Занимательная ботаника: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ- ПРЕСС, 1998

5. Трайтак Д. И. Биология: растения, бактерии, грибы, лишайники (пособие для учащихся). – М.: Мнемозина, 1998.

6. Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Биология. Растения. Грибы. Лишайники. 6 класс. Тематические тестовые задания. – М.: Дрофа, 2010. – (ЕГЭ: шаг за шагом).

7. Энциклопедия для детей. Том 2. Биология. – М.: Аванта+, 2001.

8. Яковлев Г. П., Аверьянов Л. В. Ботаника для учителя. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 1997.

9. Технологическая карта урока, как современная форма планирования урочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОСhttp://ped-kopilka.ru/sovremenyi-urok/tehnologicheskaja-karta-uroka-kak-sovremenaja-forma-planirovanija-urochnoi-dejatelnosti-v-sotvetstvi-s-trebovanijami-fgos.html (20.02.2017)

10. Основные требования и идеи ФГОС на уроке http://festival.1september.ru/articles/630735/ (20.02.2017)

11. Проектирование уроков биологии в условиях ФГОС http://www.orenipk.ru/rmo_2012/rmo-pred-2012/2Bio/2bio6.htm(20.02.2017)

Вложение содердит архив с презентацией и конспектом (zip, 13MB)



Скачать вложение

Возврат к списку



  • Главная
  • Интернет-приёмная
  • Контакты
  • RSS
Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Рязанский институт развития образования» (ОГБУ ДПО "РИРО")
Интернет-портал  rirorzn.ru (12+) зарегистрирован в Роскомнадзоре 25.12.2015 г. Реестровая запись Эл №ФС77-64083 
Учредитель ОГБУ ДПО "РИРО" 390023, г. Рязань, ул. Урицкого, д. 2а тел.: (4912) 44-49-79, (4912) 44-63-92 e-mail: riro@ryazan.gov.ru
Главный редактор Лапкина Е.В. тел.: (4912) 444902 Доб. 168,  e-mail: rirorzn@yandex.ru