Многообразие и значение грибов
Автор: Киндяшова Ольга Николаевна, учитель биологии МБОУ «Рыбновская средняя школа №3»Конспект урока биологии для 5 класса
Пояснительная записка
Урок биологии в 5 классе «Многообразие и значение грибов» по теме 2. «Многообразие живых организмов» разработан в соответствии с базисным учебным планом на основе учебно-методического комплекта издательства «Вентана-Граф», поддерживающего ФГОС ООО. Учебник Биология. 5 кл. И.Н. Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова – М.: «Вентана-Граф». 2013. Рабочая тетрадь. Биология. 5кл. О.А. Корнилова, И.В. Николаев, Л.В. Симонова – М.: Вентана-Граф, 2015г.
Тип урока: открытие новых знаний.
Форма урока: частично-поисковый, проблемный.
Цели урока:
1. Образовательная:
- Организовать учебную деятельность учащихся, направленную на освоение учащимися знаний о многообразии грибов, их особенностях и значении в жизни людей;
- Организовать выработку умений определять принадлежность грибов к конкретным группам.
2.Воспитательная:
- Создать условия для понимания учащимися важности сохранения грибов в природе, необходимых в жизни человека.
3. Развивающая:
-Способствовать развитию у учащихся универсальных познавательных умений сравнивать свойства различных объектов и построению обобщающих выводов на материале урока.
Задачи урока
Организовать:
- понимание учащимися особенностей и отличий различных видов грибов;
- отработку умения определять принадлежность конкретных грибов к соответствующим группам;
- контроль результатов самостоятельных учебных действий учащихся;
- общую рефлексивную оценку результатов учебных действий учащихся.
Планируемый результат учебного занятия – формирование предметных и универсальных учебных:
Предметные :
- характеризовать особенности строения, процессов жизнедеятельности и практическую значимость грибов, сравнивать их с растениями и животными, давать определения понятиям: мицелий, гифы, микориза;
- уметь отличать съедобные грибы от несъедобных, использовать приемы оказания первой помощи при отравлении несъедобными грибами.
Метапредметные :
Регулятивные: учиться целеполаганию, включая постановку новых целей;планировать пути достижения целей.
Коммуникативные: работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные: осуществлять поиск информации с использованием нескольких ресурсов; давать определение понятиям; структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное; умение извлекать информацию и работать по алгоритму; проводить наблюдение под руководством учителя;
Личностные: экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе.
Информационно-технологические ресурсы:
Учебник Биология. 5 кл. И.Н. Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова – М.: «Вентана-Граф». 2013. Рабочая тетрадь. Биология. 5кл. О.А. Корнилова, И.В. Николаев, Л.В. Симонова – М.: Вентана-Граф, 2015. Методическое пособие для учителя (авторы: Пономарева И. Н., Николаев И. В., Корнилова О.А).Контрольно-измерительные материалы. Биология . 5 класс. /Сост. Н.А.Богданов. – М.: ВАКО, 2014.Компьютер, проектор, презентации к уроку, мультимедийные приложения, интернет-ресурсы, коллекция грибов (муляжи), живой объект – гриб мукор,пеницилл.Словари: Даля, Ожегова.
Методы и методические приёмы:
работа с учебником, работа в рабочей тетради, работа в парах и в группе, самонаблюдение, заполнение таблиц, тестовый контроль, взаимоконтроль, самооценка; диалогический метод, наглядный метод, метод познавательно-проблемного изложения.
Технологическая карта урокаПредмет: биология
Класс: 5
Тема урока: Многообразие и значение грибов.
Основные понятия, изучаемые на уроке: шляпочные грибы, плесневые грибы, антибиотик, дрожжи, съедобные и несъедобные грибы.
№ п/п |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
1 |
Мотивация (самоопределение к учебной деятельности) |
Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада вновь видеть вас на уроке биологии. Сегодня мы продолжим знакомство с видами грибов. |
Приветствуют учителя, настраиваются наурок.Проверяют наличие учебных принадлежностей. |
Личностные: самоопределение; смыслообразование Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2 |
Актуализация и пробное учебное действие |
Давайте вспомним какую крупную группу живых организмов мы изучаем? Перед тем как приступить к изучению новой темы - давайте проверим ваши знания о грибах. Работа с интерактивной доской. Молодцы знания о грибах усвоили хорошо. А как вы думаете ваши знания полные? А хотите пополнить свои знания? А где вам могут пригодиться новые знания? А как нам лучше познакомиться с представителями |
Царство Грибы. Один ученик работает у доски (с интерактивным тренажером), остальные фронтально отвечают на вопросы, проводят проверку знания у учащегося, который работал на доске
нет
да
в с/х, в магазине, в быту
изучить грибы
Высказывают своё мнение в ответе на поставленные вопросы.
|
Познавательные: анализ объектов, сравнение, обобщение, аналогия, классификация ; Регулятивные: выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества; самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)
|
3 |
Создание проблемной ситуации |
Проблема: Убери лишнее. В корзине находятся: трутовик, плесневый гриб пеницилл, шляпочные грибы. О ком идет речь?
|
Осознают неполноту знаний, проявляют интерес к новому содержанию. Участвуют в коллективном обсуждении проблемы. Затрудняются дать ответ на проблемный вопрос.
|
|
4 |
Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения |
Для устранения возникшего затруднения, работая в паре, определите тему (слайд 1), цель и задачи урока. Составьте план своих учебных действий на уроке, направленных на реализацию поставленной цели, в соответствии с текстом § 14 учебника (слайд 2). Твое настроение (слайд 3) Слово учителя о многообразии грибов (стр.60 учебника) |
Работают в парах. Устанавливают связь между целью деятельности и её результатом. Формулируют вопрос урока: Какие виды грибов существуют в природе? Каково их значение в природе и жизни людей.
|
Регулятивные: искать самостоятельно средства достижения цели; определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), планировать пути её достижения Коммуникативные: слушать и понимать речь других людей; аргументация своего мнения Познавательные: структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания |
5 |
Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания. |
Работая в группе, изучите многообразие и значение грибов. Задание по рядамстроение и значение: 1ряд-шляпочные грибы(слайд 4,5,6); 2ряд- плесневые грибы (слайд 7,8,9); 3 ряд-дрожжи. (слайд 10) Послушайте сообщение ученика об истории открытия пенициллина (презентация учащегося) Задание №1 в рабочей тетради стр.39-40
|
Занимают места в группах. Выполняют предложенные задания, оценивают собственный вклад в работу группы.
Слушают сообщения ребят, участвуют в обсуждении, вносят дополнения.Высказывают своё мнение в ответе на поставленные вопросы. Готовят сообщения на поставленные вопросы. Оценивают работу каждой группы. При необходимости корректируют и дополняют ответы других групп.
|
Познавательные: ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений; строить логическое рассуждение; составлять схемы-опоры, работать с таблицей; Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, слушать и понимать речь других людей, задавать вопросы, необходимые для организации своей деятельности, сотрудничества с партнёром, учителем.
|
6 |
Физкультпауза |
Сильно зажмурили глаза, открыли глаза, посмотрели в окно. Если шляпочные грибы – нужно похлопать; Если плесневые грибы – нужно потопать (мухомор, пеницилл, подберезовик, белый, мукор, подосиновик) |
Снимают напряжение от умственной нагрузки.Работают индивидуально, сотрудничают с учителем. |
Личностные: осознание ответственности за Общее делоКоммуникативные: сотрудничеств с партнёром, учителем
|
7 |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи |
Задание №2 в рабочей тетради стр.40 Работа в группах: 1.Съедобные и несъедобные (ядовитые) грибы (слайд 11,12); 2. Правила сбора грибов (слайд14); 3. Признаки отравления грибами (слайд 14); 4. Первая помощь при отравлении (слайд 14); 5.Грибы – паразиты (слайд 15,16,17,18) |
Работают в группе. Готовятся к выступлению перед классом с результатами работы. Оценивают работу каждой группы. При необходимости корректируют и дополняют ответы других групп.
|
Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений, доказательство; Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации; учет разных мнений, достижение договоренностей и согласование общего решения Личностные: осознание ответственности за общее дело
|
8 |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
Работая самостоятельно, «Выберите верные утверждения»: 1) Человек использует в пищу плодовые тела шляпочных грибов. 2) Грибы – гетеротрофные организмы. 3) В трубчатых и на пластинчатых шляпках образуются споры. 4) Ложный опёнок относят к съедобным грибам. 5) Гриб трутовик способствует лучшему росту растения. 6) Мицелий пеницилла состоит из одной клетки. 7) Гриб мукор – это зелёная плесень. 8) Мухомор опасен для человека. 9)Дрожжи размножаются почкованием. 10) Некоторые грибы являются паразитами людей и животных. Эталон верного ответа: 1), 2), 3), 8), 9), 10). |
Самостоятельно выполняют задания. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. Выявляют и корректируют возможные ошибки. |
Познавательные: анализ, сравнение, обобщение, классификация; Регулятивные: саморегуляция в ситуации затруднения; Личностные: умение адекватно понимать причину успеха / неуспеха в учебной деятельности.
|
9 |
Включение в систему знаний и повторение
|
Работая самостоятельно, выполните задания №4,5 в рабочей тетради |
Работают индивидуально с заданиями в рабочей тетради. Выявляют ошибки, оценивают работу товарища. Обсуждают результат, устраняют пробелы в знаниях.
|
Познавательные: установление причинно- следственных связей; построение логической цепи рассуждений, самостоятельное создание алгоритмов деятельности; Регулятивные:саморегуляция в ситуации затруднения; Взаимопроверка. |
10 |
Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)
|
Царство грибов насчитывает около 100 тысяч видов грибов. Некоторые из них занесены в Красную книгу и находятся под угрозой исчезновения, поэтому мы должны беречь и заботиться о них. Всегда помните, что флору и фауну необходимо беречь и защищать, для будущих поколений. Надеюсь, вы провели время с пользой. Сегодня на уроке я узнал… На этом уроке я бы похвалил себя за … После урока мне захотелось… Сегодня я сумел… |
Учащиеся заканчивают предложения, высказывая свое мнение,делают вывод. |
Регулятивные: оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников на уроке. Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности Личностные: самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности; Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения, учет разныхмнений
|
|
Самооценка деятельности |
Можем ли мы ответить на вопросы, которые были заданы в начале урока? Достигли ли цели урока? Что вас поразило больше всего на уроке? Что запомнится надолго? Где пригодятся знания по данной теме? Оцените свою работу на уроке. |
Дети сравнивают глубину своих знаний о грибах в начале урока и после изучения темы. Дают оценку своей работы на уроке. | |
11 |
Домашнее задание |
Обязательное - изучить текст§ 14 учебника и ответить на вопросы в конце параграфа, пересказать текст. Составить синквейн «Гриб». Творческое – изобразить в любой технике изготовления модель «Гриб»(слайд 19)
|
Записывают задания. Выбирают задания из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей | |
12 |
Подведение итогов урока |
Выступление учителя. Анализ деятельности учащихся на уроке. |
Подают дневники учителю для выставления отметок |
Информационные ресурсы для обучающихся:
1. Учебник Биология. 5 кл. И.Н. Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова – М.: «Вентана-Граф». 2013.
2. Рабочая тетрадь. Биология. 5кл. О.А. Корнилова, И.В. Николаев, Л.В. Симонова – М.: Вентана-Граф, 2015.
3. Энциклопедия для детей. Том 2. Биология. – М.: Аванта+, 2001.
Информационные ресурсы для учителя:
1.Учебник Биология. 5 кл. И.Н. Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова – М.: «Вентана-Граф». 2013
2. Методическое пособие для учителя (авторы: Пономарева И. Н., Николаев И. В., Корнилова О.А).
3. Рохлов В., Теремов А., Петросова Р. Занимательная ботаника: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ- ПРЕСС, 1998
5. Трайтак Д. И. Биология: растения, бактерии, грибы, лишайники (пособие для учащихся). – М.: Мнемозина, 1998.
6. Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Биология. Растения. Грибы. Лишайники. 6 класс. Тематические тестовые задания. – М.: Дрофа, 2010. – (ЕГЭ: шаг за шагом).
7. Энциклопедия для детей. Том 2. Биология. – М.: Аванта+, 2001.
8. Яковлев Г. П., Аверьянов Л. В. Ботаника для учителя. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 1997.
9. Технологическая карта урока, как современная форма планирования урочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОСhttp://ped-kopilka.ru/sovremenyi-urok/tehnologicheskaja-karta-uroka-kak-sovremenaja-forma-planirovanija-urochnoi-dejatelnosti-v-sotvetstvi-s-trebovanijami-fgos.html (20.02.2017)
10. Основные требования и идеи ФГОС на уроке http://festival.1september.ru/articles/630735/ (20.02.2017)
11. Проектирование уроков биологии в условиях ФГОС http://www.orenipk.ru/rmo_2012/rmo-pred-2012/2Bio/2bio6.htm(20.02.2017)
Вложение содердит архив с презентацией и конспектом (zip, 13MB)
Скачать вложение