Обучение двигательным навыкам работы с гимнастическими предметами детей младшего школьного возраста 7-9 лет
Автор: Фирсова Ольга Михайловна, педагог дополнительного образования МАУДО «РГДДТ», РязаньМетодические рекомендации.
Данные методические рекомендации составлены на основе личного опыта Фирсовой Ольги Михайловны, Мастера спорта России по художественной гимнастике, педагога дополнительного образования и используются на занятиях в объединениях МАУДО «РГДДТ».
Рекомендации адресованы педагогам дополнительного образования, тренерам по художественной гимнастике и предназначены для практического применения гимнастками младшего возраста
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. В последнее время наблюдается большая нагрузка и сильное снижение возраста начала занятий художественной гимнастикой. Начинающие гимнастки уже в младшем школьном возрасте (в 7-9 лет) должны выполнять соревновательную программу по шести видам многоборья (без предмета, скакалка, обруч, мяч, булавы, лента). В очень короткий промежуток времени становится необходимым обучить юных гимнасток упражнениям с предметами многоборья, которые отличаются кардинально многими характеристиками друг от друга. Поэтому все актуальнее использовать в работе с детьми физические методики начального обучения упражнениям с предметами, которые позволяют улучшить процесс формирования базовых двигательных навыков в работе с предметами.
Цель методической разработки - изучение, совершенствование техники двигательных действий обучения учащихся младшего школьного возраста упражнениям с гимнастическими предметами (скакалка, обруч) в современной художественной гимнастике.
Задачи:
1) выявить и закрепить особенности методики обучения гимнастическим упражнениям с предметами на первоначальном этапе спортивной подготовки в художественной гимнастике;
2) в процессе начального обучения упражнениям с предметами, рассмотреть место и содержания занятия с предметами.
3) внедрить свою методику обучения на практике, двигательным умениям и навыкам у детей младшего школьного возраста на занятиях художественной гимнастикой.
Практическая значимость заключается в выявление особенности развития двигательных умений и навыков у юных гимнасток.
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ОБУЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫМ УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ В СОВРЕМЕННОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ
Различные двигательные действия формируются на протяжении всей жизни человека под влиянием различных факторов.
Освоение умения и навыков очень сильно отличаются друг от друга. В результате первоначального двигательного умения возникает двигательное действие.
Двигательное умение и двигательный навык – это последовательные стадии на пути становления двигательного действия.
При многократных повторениях в тренировочных процессах двигательное действие приводит к автоматическому выполнению. В результате появляется слитность, устойчивость движения, а главное – автоматизированный характер управления движением.
Таким образом, двигательный навык – это способность выполнять двигательное действие, позволяющая акцентировать все свое внимание на условиях и результате действия, а не на отдельных сложно координационных движениях, с надежностью исполнения.
Двигательный навык обладает высокой устойчивостью. Это означает, что двигательное действие может выполняться с меньшей возможностью нарушений в других условиях (например, в новом спортивном зале или на новом помосте, при действии на юных гимнасток непрерывных раздражителей (зрителей, сильного шума, повышенной температуры в помещении, яркого освещения)). Результатом обучения в непрерывном многолетнем процессе тренировок должны преобладать знания и тесно связанные между собой двигательные умения и навыки.
Процесс обучения является эффективным, а продолжительность перехода от умения до уровня навыка зависят от:
1) врожденной способности юных гимнасток и их природной двигательной одаренности (чем больше гимнасткой приобретено двигательного опыта, тем быстрее она сможет овладеть новыми навыками движения);
2) координации, которая является сложным двигательным процессом (чем сложнее техника выполнения гимнастических элементов, тем длительнее процесс его обучения);
3) возраста гимнасток (детская память значительно лучше, чем у взрослого человека);
4) профессионализма преподавателя в работе с детьми;
5) природной активности гимнастки, сознательности, добросовестности в тренировках.
Таким образом, развитию умению и навыков у юных гимнасток способствует самостоятельное освоение. Приобретенные новые знания в специальной технической подготовке будут являться развивающими для учащихся.
Для юных гимнасток процесс обучения новым двигательным действиям носит учебно-познавательный характер. Из этого следует сделать вывод, о том, что результативность обучения зависит от умения педагога дополнительного образования организовать правильно учебно-тренировочный процесс в соответствии с врожденными, психологическими и физиологическими закономерностями, которые соответствуют современной теории.
Процесс образования навыков и использование их в деятельности – сознательный процесс.
Овладение двигательным действием осуществляется в следующей методической последовательности:
1. Формирование у занимающихся положительной учебной мотивации, старания, стремления к достижению успеха, веры в победу.
Педагог дополнительного образования, начиная свое занятие, должен способствовать правильному выполнению красивых, эстетически правильных движений, с осмысленным и сознательным отношением юных гимнасток. В противном случае, обучение без энтузиазма приведет к техническим ошибкам в выполнениях упражнений.
2. Формирование знаний о сущности двигательного действия. Любые знания формируются на основе наблюдения за более опытными спортсменами.
Цель наблюдения – распознать те элементы, от которых зависит успех выполнения гимнастических упражнений.
Педагогом дополнительного образования должен осуществляться детальный подбор эффективных методов сло¬весного и наглядного воздействия для обеспечения передачи необходимых знаний.
3. Создание полноценного представления об изучаемом движении. Эти представления должны включать:
В многолетнем процессе подготовки обучение двигательным действиям, обучение умениям и навыкам проходит поэтапно:
1) этап начального разучивания действия;
2) этап углубленного разучивания действия;
3) этап результирующей отработки действия, который имеет своим результатом сформированный до необходимой степени навык.
Эти этапы обучения находятся в определенном соотношении. А именно: этап началь¬ного разучивания - это формирование основ и предпо-сылок умения; этапу углубленного разучивания действия – это образование собственно умений; этап отработки действия – это непосредственное закрепление навыка, дальнейшего совершенствование.
1.1 Этап начального разучивания
Обучение на начальном этапе направлено в целом на формирование самой основной базы разучиваемых действий. Основные задачи здесь состоят в том, чтобы:
1) сформировать основы действия;
2) разучить в упрощенной форме новые элементы специально технической подготовки, соблюдая общий характер практически верного выполнения движений, входящих в его состав.
Вторая задача предполагает:
Учебный процесс начинается с главного звена техники.
Иногда бывает, что главное звено невозможно начать без подготовительных фаз, в таком случае сначала разучивают фазы. В исключительных случаях изучение техники начинается с завершающей фазы.
Наиболее типичны следующие двигательные ошибки:
а) ненужные, неправильно выполненные движения; б) движения с очень плохой, недостаточно развитой амплитудой;
в) нарушение ритма эстетического верного двигательного действия; г) зажатость в движениях.
Причинами ошибок выполнения могут быть: повышение возбудимости гимнастки, неуверенность, утомление, боязнь выхода на соревнования, недостаточное выполнение поставленной задачи, которая должна быть доведена до автоматизма.
Основной путь исправления ошибок: просмотр видеоматериалов с указанием на неправильное выполнение элементов. При этом педагог дополнительного образования должен еще раз показать правильное исполнение. Если и этот метод не помог, то необходимо вернуться к подводящим упражнениям.
Продолжительность этапа начального разучивания двигательного действия зависит от:
1) степени координационной сложности выполняемого элемента; 2) уровня подготовленности гимнастки; 3) их индивидуальных особенностей (природной одаренности); 4) возможности использовать положительный эффект переноса навыков.
Например, на этапе первоначального обучения, когда у юных гимнасток создаются общие представления о движении, часто используются методические приемы: просмотр видео материалов с выступлением более опытных гимнасток, показ техники выполнения упражнения, помощь педагога при затруднение правильного выполнения упражнения; выполнения большого количества повторений.
Основное значение для создания предварительных представлений о движении имеет профессиональное выполнение упражнения самим педагогом. Такой педагогический прием не только улучшает представление занимающегося, но и поднимает авторитет педагога в глазах его учащегося. Объяснения педагога должны быть лаконичными и четко сформулированными (от простого к сложному).
Очень важным аспектом на этапе начального развития является первая попытка выполнения заданного упражнения. Необходимо стараться, чтобы на этапе первоначального выполнения упражнения было как можно меньше технических ошибок, для этого педагог должен указывать гимнастке на ее технические ошибки. Особое внимание обратить на анализ допущенных гимнасткой ошибок.
1.2 Этап углубленного разучивания
Этот этап позволяет более углубленно познать технику изучаемых упражнений.
Задачи на данном этапе:
1) добиться точного понятия, ясного представления двигательного действия;
2) нарабатывать до автоматизма технику выполнения гимнастических упражнений, добиваться слаженности работы тела и работы предмета одновременно, правильное ритмическое выполнение элементов;
3) повысить эффективность самоконтроля.
В этих задачах двигательное действие начинает постепенно переходить в двигательный навык.
Поставленные задачи могут решаться одновременно, т.е. параллельно. Эффективность обучения на этом этапе во многом зависит от педагога дополнительного образования, от его грамотно индивидуально подобранных методов, приемов и средств обучения юных гимнасток.
На этапе углубленного разучивания очень часто используются комплексы разнообразных средств.
1. Применяются упражнения для правильного укрепления, мышечного каркаса организма, с учетом изучаемого двигательного действия.
2. Используются упражнений в упрощенной форме. Такие упражнения называют «подводящие».
3. Число повторений подводящих упражнений зависит от сложности разучиваемого двигательного действия, подготовленности гимнасток и их природных способностей. В изучении подводящих упражнений не должно быть даже малейших перерывов, так как в очень короткий промежуток времени происходит процесс забывания раннее освоенных движений. В связи с этим эффект подводящих упражнений значительно снизиться.
В рамках одного учебного занятия необходимо планировать в первой половине основной части, когда еще не наступило значительное утомление.
Рассмотрим эту часть углубленного разучивания на примере гимнастики.
Методика применения подводящих упражнений зависит от координационной сложности выполняемого упражнения, природного потенциала гимнасток и уровня их подготовки.
1.3 Этап закрепления и дальнейшего совершенствования
На этапе закрепления дальнейшего совершенствования педагог и гимнастка должны достичь итоговых запланированных результатов.
Основные задачи этапа:
1. Множество повторений стабильности выполнения двигательные действия.
2. Доведение до идеального выполнения технику изучаемых упражнений.
3. Улучшение двигательного действия в соответствии с требованиями его практического использования (максимальные усилия и скорости, экономичность, точность, рациональный ритм и т.д.).
4. Обеспечение вариативного использования действия в зависимости от конкретных практических обстоятельств.
Поставленные ранее задачи могут быть решены двумя способами: одновременно и последовательно, так как все они тесно связаны между собой. На этапе закрепления у юной гимнастки должно увеличиться количество повторений, что позволит ей вырабатывать гибкий навык.
В целях совершенствования движений нужно применять следующие методические приемы: улучшение и увеличение амплитуды, повышения скорости движений, идеально точное выполнение упражнений, контрольные уроки в форме соревнования на качество исполнения и результат и др.
ВЫВОДЫ
1. Процесс формирования двигательного навыка имеет следующие закономерности:
2. В настоящее время ведущие специалисты в области художественной гимнастики считают наиболее перспективной формой обучения гимнасток упражнениям с предметами "предметные" занятия.
Применение целенаправленных средств и методов развития двигательных умений и качеств в учебном процессе у юных гимнасток помогает добиться стабильного, автоматического выполнения двигательного действия. Для достижения оптимального эффекта развития двигательных умений навыков целесообразно в течение учебного года планировать занятия, строго придерживаться учебно-тематического плана с преимущественной направленностью на развитие двигательных умений и навыков. Это положительно влияет как на общую, так и на специальную физическую подготовку юных гимнасток, и на усвоение ими техники.
3. Результаты наблюдений за методикой работы ведущих гимнасток России, их тренеров, обработка литературных источников, видеоматериалов по тренировочным процессам, собственный опыт в работе с юными гимнастками - все это позволило сделать заключение о том, что используемая «предметная» методика, дает положительный эффект в обучении детей младшего школьного возраста в работе с предметами по освоению двигательным навыкам.
Применение на практике системы "предметных" занятий, выстроенных с учетом возможностей переноса навыков между разучиваемыми двигательными аспектами, безусловно, позволит улучшить процесс обучения упражнениям с предметами в целом. В этом случае не только педагог дополнительного образования по художественной гимнастике уменьшит свои временные затраты, и его учащиеся быстрее овладеют базовыми двигательными действиями с предметами (скакалка, обруч, мяч, булавы, лента).
Эффективная начальная техническая подготовка исключает в последующем возможность множества повторений для закрепления ранее приобретенных навыков и открывает широкую дорогу юным гимнасткам для быстрого освоения разнообразных упражнений с предметами.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Карпенко Л.А. Избранное из новейших исследований по художественной гимнастике. – Белгород, 2008г.
2. Карпенко Л.А. Теория и методика обучения упражнениям с предметами в художественной гимнастике. – Белгород, 2011г.
3. Карпенко Л.А., Винер И.А., Сивицкий В.А. Методика оценки и развития физических способностей у занимающихся художественной гимнастикой. – Москва, 2007г.
4. Лях В. И., Мейксон Г.Б. Физическое воспитание учащихся I-XI классов с направленным развитием двигательных качеств: базовая часть содержания программного материала в I-XI классах // Физкультура в школе. – 1994. № 4.
5. Плешкань А.В. Актуальные проблемы современной подготовки в художественной гимнастике. – Москва, 2010г.
6. Теория и методика физического воспитания: Учебное пособие / под ред. Б.А. Ашмарина. – М., 1979.
7. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
8. Шаулин В. Н. Развивающее обучение на материале физической культуры // Физкультура и спорт. – 1994. № 6.
9. Шаулин В.Н. Обучение двигательным действиям с позиций гуманизации: Методика обучения // Физкультура в школе. – 1994. № 3.
Полный вариант статьи во вложении (doc,113 KB)
Процесс обучения является эффективным, а продолжительность перехода от умения до уровня навыка зависят от:
1) врожденной способности юных гимнасток и их природной двигательной одаренности (чем больше гимнасткой приобретено двигательного опыта, тем быстрее она сможет овладеть новыми навыками движения);
2) координации, которая является сложным двигательным процессом (чем сложнее техника выполнения гимнастических элементов, тем длительнее процесс его обучения);
3) возраста гимнасток (детская память значительно лучше, чем у взрослого человека);
4) профессионализма преподавателя в работе с детьми;
5) природной активности гимнастки, сознательности, добросовестности в тренировках.
Таким образом, развитию умению и навыков у юных гимнасток способствует самостоятельное освоение. Приобретенные новые знания в специальной технической подготовке будут являться развивающими для учащихся.
Для юных гимнасток процесс обучения новым двигательным действиям носит учебно-познавательный характер. Из этого следует сделать вывод, о том, что результативность обучения зависит от умения педагога дополнительного образования организовать правильно учебно-тренировочный процесс в соответствии с врожденными, психологическими и физиологическими закономерностями, которые соответствуют современной теории.
Процесс образования навыков и использование их в деятельности – сознательный процесс.
Овладение двигательным действием осуществляется в следующей методической последовательности:
1. Формирование у занимающихся положительной учебной мотивации, старания, стремления к достижению успеха, веры в победу.
Педагог дополнительного образования, начиная свое занятие, должен способствовать правильному выполнению красивых, эстетически правильных движений, с осмысленным и сознательным отношением юных гимнасток. В противном случае, обучение без энтузиазма приведет к техническим ошибкам в выполнениях упражнений.
2. Формирование знаний о сущности двигательного действия. Любые знания формируются на основе наблюдения за более опытными спортсменами.
Цель наблюдения – распознать те элементы, от которых зависит успех выполнения гимнастических упражнений.
Педагогом дополнительного образования должен осуществляться детальный подбор эффективных методов сло¬весного и наглядного воздействия для обеспечения передачи необходимых знаний.
3. Создание полноценного представления об изучаемом движении. Эти представления должны включать:
- двигательное действие должно включать в себя зрительный образ;
- смысловой логически последовательный образ;
- двигательный образ, создается на основе двигательного опыта, который гимнастка приобрела до этого.
- освоение и закрепление изучаемого двигательного действия в целом.
В многолетнем процессе подготовки обучение двигательным действиям, обучение умениям и навыкам проходит поэтапно:
1) этап начального разучивания действия;
2) этап углубленного разучивания действия;
3) этап результирующей отработки действия, который имеет своим результатом сформированный до необходимой степени навык.
Эти этапы обучения находятся в определенном соотношении. А именно: этап началь¬ного разучивания - это формирование основ и предпо-сылок умения; этапу углубленного разучивания действия – это образование собственно умений; этап отработки действия – это непосредственное закрепление навыка, дальнейшего совершенствование.
1.1 Этап начального разучивания
Обучение на начальном этапе направлено в целом на формирование самой основной базы разучиваемых действий. Основные задачи здесь состоят в том, чтобы:
1) сформировать основы действия;
2) разучить в упрощенной форме новые элементы специально технической подготовки, соблюдая общий характер практически верного выполнения движений, входящих в его состав.
Вторая задача предполагает:
- отдельные упрощенные формы координационных действий, их последовательные части как элементы построения нового двигательного действия;
- сформированность в облегченных условиях новых элементов и объединение звеньев техники движений;
- устранение ошибок в технике исполнения движений.
Учебный процесс начинается с главного звена техники.
Иногда бывает, что главное звено невозможно начать без подготовительных фаз, в таком случае сначала разучивают фазы. В исключительных случаях изучение техники начинается с завершающей фазы.
Наиболее типичны следующие двигательные ошибки:
а) ненужные, неправильно выполненные движения; б) движения с очень плохой, недостаточно развитой амплитудой;
в) нарушение ритма эстетического верного двигательного действия; г) зажатость в движениях.
Причинами ошибок выполнения могут быть: повышение возбудимости гимнастки, неуверенность, утомление, боязнь выхода на соревнования, недостаточное выполнение поставленной задачи, которая должна быть доведена до автоматизма.
Основной путь исправления ошибок: просмотр видеоматериалов с указанием на неправильное выполнение элементов. При этом педагог дополнительного образования должен еще раз показать правильное исполнение. Если и этот метод не помог, то необходимо вернуться к подводящим упражнениям.
Продолжительность этапа начального разучивания двигательного действия зависит от:
1) степени координационной сложности выполняемого элемента; 2) уровня подготовленности гимнастки; 3) их индивидуальных особенностей (природной одаренности); 4) возможности использовать положительный эффект переноса навыков.
Например, на этапе первоначального обучения, когда у юных гимнасток создаются общие представления о движении, часто используются методические приемы: просмотр видео материалов с выступлением более опытных гимнасток, показ техники выполнения упражнения, помощь педагога при затруднение правильного выполнения упражнения; выполнения большого количества повторений.
Основное значение для создания предварительных представлений о движении имеет профессиональное выполнение упражнения самим педагогом. Такой педагогический прием не только улучшает представление занимающегося, но и поднимает авторитет педагога в глазах его учащегося. Объяснения педагога должны быть лаконичными и четко сформулированными (от простого к сложному).
Очень важным аспектом на этапе начального развития является первая попытка выполнения заданного упражнения. Необходимо стараться, чтобы на этапе первоначального выполнения упражнения было как можно меньше технических ошибок, для этого педагог должен указывать гимнастке на ее технические ошибки. Особое внимание обратить на анализ допущенных гимнасткой ошибок.
1.2 Этап углубленного разучивания
Этот этап позволяет более углубленно познать технику изучаемых упражнений.
Задачи на данном этапе:
1) добиться точного понятия, ясного представления двигательного действия;
2) нарабатывать до автоматизма технику выполнения гимнастических упражнений, добиваться слаженности работы тела и работы предмета одновременно, правильное ритмическое выполнение элементов;
3) повысить эффективность самоконтроля.
В этих задачах двигательное действие начинает постепенно переходить в двигательный навык.
Поставленные задачи могут решаться одновременно, т.е. параллельно. Эффективность обучения на этом этапе во многом зависит от педагога дополнительного образования, от его грамотно индивидуально подобранных методов, приемов и средств обучения юных гимнасток.
На этапе углубленного разучивания очень часто используются комплексы разнообразных средств.
1. Применяются упражнения для правильного укрепления, мышечного каркаса организма, с учетом изучаемого двигательного действия.
2. Используются упражнений в упрощенной форме. Такие упражнения называют «подводящие».
3. Число повторений подводящих упражнений зависит от сложности разучиваемого двигательного действия, подготовленности гимнасток и их природных способностей. В изучении подводящих упражнений не должно быть даже малейших перерывов, так как в очень короткий промежуток времени происходит процесс забывания раннее освоенных движений. В связи с этим эффект подводящих упражнений значительно снизиться.
В рамках одного учебного занятия необходимо планировать в первой половине основной части, когда еще не наступило значительное утомление.
Рассмотрим эту часть углубленного разучивания на примере гимнастики.
Методика применения подводящих упражнений зависит от координационной сложности выполняемого упражнения, природного потенциала гимнасток и уровня их подготовки.
1.3 Этап закрепления и дальнейшего совершенствования
На этапе закрепления дальнейшего совершенствования педагог и гимнастка должны достичь итоговых запланированных результатов.
Основные задачи этапа:
1. Множество повторений стабильности выполнения двигательные действия.
2. Доведение до идеального выполнения технику изучаемых упражнений.
3. Улучшение двигательного действия в соответствии с требованиями его практического использования (максимальные усилия и скорости, экономичность, точность, рациональный ритм и т.д.).
4. Обеспечение вариативного использования действия в зависимости от конкретных практических обстоятельств.
Поставленные ранее задачи могут быть решены двумя способами: одновременно и последовательно, так как все они тесно связаны между собой. На этапе закрепления у юной гимнастки должно увеличиться количество повторений, что позволит ей вырабатывать гибкий навык.
В целях совершенствования движений нужно применять следующие методические приемы: улучшение и увеличение амплитуды, повышения скорости движений, идеально точное выполнение упражнений, контрольные уроки в форме соревнования на качество исполнения и результат и др.
ВЫВОДЫ
1. Процесс формирования двигательного навыка имеет следующие закономерности:
- двигательный навык формируется постепенно и имеет тенденцию к росту от простого к сложному;
- рост результатов в процессе становления навыка неравномерен: в начале усвоения спортивного навыка результаты рас¬тут быстро, по нарастающей, а затем постепенно их рост замедляется;
- результаты формирования двигательного навыка проходят не равномерно;
- на стадии совершенствования навыка возникает устойчивая стабилизация результатов у юных гимнасток, однако на отдельных этапах его формирования возникает замедление в темпе роста результатов.
2. В настоящее время ведущие специалисты в области художественной гимнастики считают наиболее перспективной формой обучения гимнасток упражнениям с предметами "предметные" занятия.
Применение целенаправленных средств и методов развития двигательных умений и качеств в учебном процессе у юных гимнасток помогает добиться стабильного, автоматического выполнения двигательного действия. Для достижения оптимального эффекта развития двигательных умений навыков целесообразно в течение учебного года планировать занятия, строго придерживаться учебно-тематического плана с преимущественной направленностью на развитие двигательных умений и навыков. Это положительно влияет как на общую, так и на специальную физическую подготовку юных гимнасток, и на усвоение ими техники.
3. Результаты наблюдений за методикой работы ведущих гимнасток России, их тренеров, обработка литературных источников, видеоматериалов по тренировочным процессам, собственный опыт в работе с юными гимнастками - все это позволило сделать заключение о том, что используемая «предметная» методика, дает положительный эффект в обучении детей младшего школьного возраста в работе с предметами по освоению двигательным навыкам.
Применение на практике системы "предметных" занятий, выстроенных с учетом возможностей переноса навыков между разучиваемыми двигательными аспектами, безусловно, позволит улучшить процесс обучения упражнениям с предметами в целом. В этом случае не только педагог дополнительного образования по художественной гимнастике уменьшит свои временные затраты, и его учащиеся быстрее овладеют базовыми двигательными действиями с предметами (скакалка, обруч, мяч, булавы, лента).
Эффективная начальная техническая подготовка исключает в последующем возможность множества повторений для закрепления ранее приобретенных навыков и открывает широкую дорогу юным гимнасткам для быстрого освоения разнообразных упражнений с предметами.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Карпенко Л.А. Избранное из новейших исследований по художественной гимнастике. – Белгород, 2008г.
2. Карпенко Л.А. Теория и методика обучения упражнениям с предметами в художественной гимнастике. – Белгород, 2011г.
3. Карпенко Л.А., Винер И.А., Сивицкий В.А. Методика оценки и развития физических способностей у занимающихся художественной гимнастикой. – Москва, 2007г.
4. Лях В. И., Мейксон Г.Б. Физическое воспитание учащихся I-XI классов с направленным развитием двигательных качеств: базовая часть содержания программного материала в I-XI классах // Физкультура в школе. – 1994. № 4.
5. Плешкань А.В. Актуальные проблемы современной подготовки в художественной гимнастике. – Москва, 2010г.
6. Теория и методика физического воспитания: Учебное пособие / под ред. Б.А. Ашмарина. – М., 1979.
7. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
8. Шаулин В. Н. Развивающее обучение на материале физической культуры // Физкультура и спорт. – 1994. № 6.
9. Шаулин В.Н. Обучение двигательным действиям с позиций гуманизации: Методика обучения // Физкультура в школе. – 1994. № 3.
Полный вариант статьи во вложении (doc,113 KB)
Скачать вложение