Определение оптимального режима двигательной активности для различного возрастного контингента
Автор: Егорова Маргарита Алексеевна, Иванова Ольга Анатольевна, педагоги дополнительного образования, МАУДО "РГДДТ", г.РязаньФизическое воспитание 10-17 лет
«Человек способен насидеть себе болезнь и набегать здоровье», -
гласит известная народная мудрость.
Определимся, что же такое здоровье. Здоровье - это состояние полного физического, психологического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней и физических дефектов. А начинаем мы задумываться о понимании здоровья по мере взросления, накапливания какого-то жизненного опыта, на основе своих временных болезней и болезней окружающих тебя людей.
гласит известная народная мудрость.
Исследования показали, что в приоритете ценностей у школьников здоровье стоит на 4-5 месте, студентов на 2-3 месте, а у лиц старше 40 лет чаще всего на первом. Однако, как правило, люди не меняют свой образ жизни для восстановления своего здоровья.
Определение оптимального режима двигательной активности для различных возрастных категорий и внедрение его в образ жизни людей, как необходимое условие здоровья, давно относятся к самым актуальным задачам теории и методики воспитания.
Другими словами нужно найти «критический» оптимум объема двигательной активности, «гигиеническую норму», «критический минимум», «верхний предел» - научные термины, которыми обозначается данная проблема.
В детском возрасте движение – это потребность растущего организма. Двигательная активность в этот период проявляется через игру. И ребенок сам, интуитивно, определяет для себя ее меру, конечно, если его в этом не ограничивают взрослые (Б.Спок,1995; Н.М.Амосов, И.В.Муравов,1985). Лебедева Н.Т., изучавшая двигательную активность у детей первого класса, приходит к выводу, что за день городской первоклассник совершает от 7 до 47 тыс. шагов (или от 5 до 30 км).
Однако в период школьного обучения приходится вырабатывать режим «качественного использования времени, в том числе и на занятия физическими упражнениями (спортом, физкультурой). Поэтому необходимо определение оптимальных и достаточных норм двигательной активности.
С возрастом социальная функция в жизни человека доминирует над биологической. Затраты времени на учебу, а в дальнейшем и на работу происходят за счет сокращения свободного времени. Из этого вытекает задача правильного и рационального его использования. Невозможность полной реализации в этих условиях естественной потребности человека в движениях можно заменить ежедневными, обязательными занятиями физической культурой у учащихся и самостоятельными занятиями у взрослого населения.
Теоретически, каждый из нас знает, что жизнь и здоровье самые главные ценности человека. А практически, мы удовлетворяем свои сиюминутные желания, подвергаем себя бесконечным психологическим перегрузкам, неправильно питаемся, трудимся и отдыхаем. И это приводит нас к болезням: неврастении, гипертонии, язве желудка, остеохондрозу, инсульту, инфаркту и диабету.
Рассматривая взаимосвязь учебы(работы) человека с его свободным временем, видно, какая большая нагрузка, по сравнению с другими периодами жизни, приходится на студенческие годы. Так же видно, что переход от трудовой деятельности к заслуженному отдыху должен проходить постепенно. Чтобы отношение доли труда к отдыху, уменьшалось пропорционально.
Существует 3 метода измерения двигательной активности: 1) по затратам времени ( за сутки, за неделю), 2) по количеству произведенных , обычно за сутки, локомоций (шагометрия), 3) по затратам энергии (в кал или Дж за единицу времени),наиболее объективный, но наиболее трудоемкий является последний.
Конечно на получение достоверной информации, о нормах двигательной активности в разные периоды жизни населения особенно не приходится. Потому что на повседневную жизнь влияет много факторов, особенно в студенческие годы. Однако наблюдается общая закономерность должных норм двигательной активности человека.
Небольшое снижение двигательной активности в школьные годы должно, по мнению авторов, должно компенсироваться повышением интенсивности занятий. Развивая свою мысль далее, Н.М. Амосов и И.В. Муравов высказывают точку зрения, что с возрастом затраты времени на физическую нагрузку с оздоровительной направленностью должны увеличиваться. И я с ними согласна.
Защищая свою концепцию, Н.М. Амосов [3] поставил на самом себе единственный из известных современной науке эксперимент, заключавшийся в доказательстве обоснованности витавшей в воздухе и подчеркнутой многими авторами (В.Н. Никитин, 1961; А. И. Аршавский,1962,1966; И.В. Муравов,1968; В.В. Фролькис, 1988; Л.Я. Иващенко, 1984, и др.) идеи о возможности омоложения стареющего организма средствами физической культуры.
Сегодня, в современном обществе, все больше образованных людей занимаются физической культурой, не ставя перед собой цель спортивных достижений. Физические тренировки становятся неотъемлемой частью образа жизни людей. Способствуют повышению интеллектуального потенциала и долголетия.
При систематических занятиях физической культурой и спортом происходит непрерывное совершенствование органов и систем в организме человека. В этом главным образом и заключается положительное влияние физической культуры на укрепление здоровья. Под влиянием мышечной деятельности происходит гармоничное развитие всех отделов центральной нервной системы.
Люди, которые занимаются спортом, не имеют проблем со здоровьем. У них улучшается обмен веществ, не повышается кровяное давление, улучшается жизненная емкость легких, они более устойчивы к стрессу, лучше спят и хорошо выглядят. Физические упражнения задерживают процесс старения, сохраняют нормальную работоспособность. При этом с возрастом интенсивность физических нагрузок должна уменьшаться, а продолжительность увеличиваться.
Литература
1. Амосов Н. М. Моя система: чтобы быть здоровым, надо иметь //Наука и жизнь. – 1998. – №. 5.
2. Хрисанфова Е. Н. Основы геронтологии (антропологические аспекты). – М. : Владос, 1999.
3. Влияние физических упражнений на организм// НАУКА - это ЖИЗНЬ! Сборник научно-познавательных статей. 2012
4. Моргунов Ю. А., Федоров А. В., Петров С. А. Влияние на физическое и психическое здоровье человека регулярных занятий оздоровительными формами физической культуры (Методические рекомендации) //Москва. – 2009.
1. Амосов Н. М. Моя система: чтобы быть здоровым, надо иметь //Наука и жизнь. – 1998. – №. 5.
2. Хрисанфова Е. Н. Основы геронтологии (антропологические аспекты). – М. : Владос, 1999.
3. Влияние физических упражнений на организм// НАУКА - это ЖИЗНЬ! Сборник научно-познавательных статей. 2012
4. Моргунов Ю. А., Федоров А. В., Петров С. А. Влияние на физическое и психическое здоровье человека регулярных занятий оздоровительными формами физической культуры (Методические рекомендации) //Москва. – 2009.
Вложений нет
Скачать вложение