РЯЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
12+
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
(4912) 446392 приемная
(4912) 955922 курсы
(4912) 443763 гостиница
Россия, г. Рязань, ул. Урицкого, д.2а
?
  • Институт
  • Обучение
  • Публикации
  • РИРО.ТВ
  • Форум
  • Оплата
Вход
  • ВОСПИТАНИЕ
  • ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Иностранные языки
    • Русский язык
    • Литература
    • ОРКСЭ, ОДНКНР
    • Обществознание
    • Психология
    • Социология
    • История
    • Культура
    • Право
    • ИЗО
  • ДОШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Биология
    • География
    • Экология
    • Информатика и ИКТ
    • Математика
    • Физика
    • Химия
    • Экономика
  • УПРАВЛЕНИЕ
  • НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ
    • ЗОЖ
    • Физическая культура
    • ОБЖ
  • КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
  • ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ
  • ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
  • РАЗНОЕ
  • ТЕХНОЛОГИЯ
  • ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА
  • МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ. СБОРНИКИ
Добавить публикацию

Мероприятия

20 января Конкурсы программы «Мы – твои друзья!»
20 января Конкурсы в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

Белоствольная берёза – символ Родины моей

Автор: Афонина Наталья Николаевна, воспитатель, МБДОУ «Искровский детский сад», Рязанская область

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по социально – коммуникативному  развитию детей 4-5 лет

Аннотация

Патриотическое воспитание – это воспитание любви к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо. Российский поэт и писатель Сергей Михалков писал: «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом». Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из  самых актуальных задач нашего времени. Формирование личности дошкольника невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям. Именно поэтому я выбрала данную тему занятия.

При построении занятия использован интегративный подход (образовательные области: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие), что в настоящее время является актуальным. Использование интегрированного подхода на занятиях развивает потенциал самих воспитанников, побуждает к активному познанию окружающей действительности. При этом на занятии решается сразу несколько задач, а дети осваивают параллельно сразу несколько разделов программы.  

Дети с самого раннего возраста естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту, традициям, символам своего народа. Начать знакомство с символами нашей страны я решила с берёзы, так как считаю, что она близка и понятна каждому ребёнку. В процессе данного занятия дети расширяют  представления о своей родине - России, её символе – берёзе, получают экологические знания, обогащают словарный запас, продолжают осваивать технику работы с пластилином: закрепляется умение скатывания шариков из пластилина круговыми движениями ладоней, сплющивания и прищипывания. В ходе занятия развивается мелкая моторика.

В разработке занятия применяется методика Давыдовой Г.Н. с использованием элементов пластилинографии. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Актуальность пластилинографии состоит в том, что развитие мелкой моторики  способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. 

Цель: организовать деятельность детей, направленную на знакомство с неофициальным символом страны – берёзой; способствовать формированию любви и уважения к нашей Родине – России.

Задачи:

Создать условия для:

- формирования представлений детей о берёзе, как символичном дереве для русского народа;

- знакомства детей с первоначальными экологическими представлениями (правилами поведения в лесу);

- для развития мелкой моторики

- создания выразительного образа берёзы при помощи пластилина, закрепления приёмов работы с пластилином: скатывания шара, сплющивания и прищипывания.

- эмоционально-положительного отношения к берёзе с помощью поэтического и музыкального искусства.

Обогащение словаря: символ, берёзовый лес, береста
Активизация словаря: Россия, берёза, белоствольные,стройные.
Материал:
демонстрационный: зелёная ткань, модель берёзы, экран, проектор,                   2 изображения берёз на большом формате (ватман), презентация «Белоствольная берёза – символ Родины моей»
раздаточный: зелёный пластилин, доски для лепки, салфетки для рук, пластилинография - изображение берёзы ( ствол, ветки) на картоне формата А3, несколько листочков берёзы.

Предварительная работа: наблюдения за берёзой, рассматривание иллюстраций, разучивание пальчиковой гимнастики « Помощники мои»


Ход занятия

1. Мотивационный этап

(Дети, вместе с воспитателем стоят по кругу)

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! (Дети здороваются.)

- Давайте возьмёмся за руки, улыбнёмся друг – другу, поделимся хорошим настроением! Вот теперь у нас у всех хорошее настроение, никто не грустит!

(Достаёт письмо.)

Воспитатель: Ребята, нам в детский сад принесли письмо. Давайте узнаем, кто нам его прислал, и о чём в нём говорится (читает):

«Здравствуйте, ребята! Пишет вам маленькое деревце из леса. Я очень люблю, когда ко мне в лес приходят в гости ребятки. Мне нравится играть с ними в игры, рассказывать им разные истории. Приходите ко мне в гости. Буду вас ждать. А что бы узнать, как меня зовут, вам нужно отгадать загадку:

Клейкие почки,

Зелёные листочки,

С белой корой,

Стоит под горой.»

Воспитатель: О каком дереве эта загадка?

Дети: О берёзе!

Воспитатель: Значит, это маленькая берёзка зовёт нас к себе в гости. Пойдём? (Ответы детей.) Но прежде, чем идти в лес давайте поговорим о правилах поведения в лесу.

- Как вы думаете, в лесу можно шуметь? (Ответы детей.)

- Нельзя, мы можем испугать животных, которые там живут. Пугать и обижать животных нельзя. Деревья и кусты можно ломать? (Ответы.)

- Конечно, нельзя. Ещё в лесу нельзя разжигать костёр, бросать везде мусор. Нельзя есть ягоды и грибы без разрешения взрослых, потому что они могут быть плохими, ядовитыми. Хорошо, если в лесу вы не будите ничего трогать. Можно в лесу всё разглядывать и наблюдать. (Закрепляют правила.)

А теперь повторяйте движения за мной:
Нужно нам закрыть глаза,
Сделать два больших прыжка,
Как листочки покружиться
Чтоб в лесу нам очутиться.
Вот так чудо из чудес,
Мы попали с вами в лес. 

2. Ориентировочный этап

(Слайд 2)

Воспитатель: Посмотрите, ребятки, куда мы пришли?

Дети: В лес.

Воспитатель: Верно. Мы пришли в лес. Посмотрите, как много деревьев в лесу. Что это за деревья здесь растут? 
(Обращает внимание на слайд и берёзы, нарисованные на большом формате.)

Дети: Берёзы!

Воспитатель: Давайте посмотрим, что у них есть? (Рассматривают нарисованные берёзы.)

Дети: В земле находятся корни, есть ствол и ветки. На ветках листики.

Воспитатель: Как вы узнали, что это - берёзы? (Ответы детей.) (Воспитатель побуждает детей использовать понятия белоствольные, с чёрными крапинками, стройные)
Воспитатель: Верно. Только берёзы бывают такие белоствольные и стройные. На стволе чёрные крапинки.

Воспитатель: (Убирает ткань, обращает внимание на модель берёзки) Посмотрите, ребятки, а вот и маленькая берёзка, которая позвала нас в гости. Здравствуй, берёзка.

Берёзка (за берёзку говорит воспитатель): здравствуйте! (Дети здороваются.) Я очень рада, что вы пришли в наш лес, ко мне в гости. Наш лес называется «берёзовый», потому что здесь растут одни берёзы.

Воспитатель: Давайте повторим, как называется лес, в котором растут одни берёзы? (Закрепляют понятие.)

Берёзка: Дети, а вы знаете, как называется страна, в которой мы живём?

Дети: Россия.

Берёзка: Молодцы! А вы знаете, что берёза – это символ нашей страны – России?

Дети: Нет.

Воспитатель: Ребята, символ – это предмет или изображение, которые обозначает что – нибудь. Давайте повторим это слово (закрепляют понятие). Например, посмотрев на берёзу, мы сразу вспоминаем о России.

Берёзка: Дети, а вы хотите узнать, почему именно берёзу считают символом нашей страны?

Дети: Да

Берёзка: Тогда садитесь на полянку (ковёр) и слушайте мой рассказ.

3.Исполнительский этап

Берёзка: Берёза – самое распространённое дерево нашей страны. Куда бы ни пошёл, не поехал человек, он везде встретит красавицу берёзку. Её можно увидеть в городе, в деревне, в парке, в лесу, в поле. С давних времён люди верили, что берёза оберегает человека от зла и болезней, поэтому многие люди сажали это дерево около своего дома.

Берёза очень помогала и помогает сейчас человеку в жизни.

(Слайд3) Кора берёзы называется – береста.

Воспитатель: Дети, давайте повторим это слово (закрепляют).

Берёзка: раньше не было бумаги. Так как кора берёзы белого цвета, то на бересте палочкой писали первые письма.

(Слайд4) Из бересты, много лет назад, русские люди плели лапти – это обувь, которую раньше носили. А ещё делали шкатулки, блюда, лукошки, туески, короба, в которые собирали грибы, ягоды, разные продукты. Вспомните сказку «Маша и медведь». В чём Маша спряталась с пирожками? (Ответы детей.)

(Слайд5) И в наше время мастера по дереву изготавливают из берёзы разные предметы: ложки, коробочки, шкатулки и туеса. Во все времена люди использовали берёзовые дрова, потому что они горят долго и дают много тепла. (Слайд 6) Какой же русский человек не любит баню! В парилку все обязательно берут с собой берёзовые веники. Похлыщет человек себя веником, никакие болезни не пристанут ни к взрослым, ни к детям.Из почек берёзы, с давних пор, люди делают лекарство. Весной берёза угощает всех берёзовым соком, очень полезным.

(Слайд 7) Осенью под берёзой можно найти очень вкусные грибы, которые так и называются – подберёзовики. Вот сколько всего полезного даёт человеку берёза! Поэтому и любит эту красавицу русский народ и считает символом своей страны.

Берёзка: Много лет назад добры молодцы и красны девицы ходили в лес и водили хороводы вокруг березы, а вы умеете водить хоровод? (Ответы детей.)

Воспитатель: Конечно, умеем. Ребята, давайте покажем берёзке, как мы это делаем

(дети водят хоровод под русскую народную песню «Во поле береза стояла») .

Воспитатель: Вот сколько всего интересного мы узнали про берёзу. Спасибо тебе, берёзка за твой рассказ. Русские люди так любят берёзу, что посвятили ей много песен и стихов. (Слайд 8)Ребята, сейчас берёзка вам предлагает поиграть в игру «Когда это бывает?». Я буду вам читать стихотворения про берёзу, а вы должны угадать, о каком времени года говорится в стихотворении. Поиграем?

Дети: Да.

Воспитатель: (Слайд 9)

У задумчивой березки

На ветвях висят сережки.

Ты, березка, не грусти,

Почки в листья распусти.

(И. Наумов )

Дети: Весна.

 

Воспитатель: (Слайд10)

Всем береза нравится

Ведь она — красавица!

Белый ствол, густая крона

Рассылает всем поклоны.

Листья тихо шелестят,

Меж собою говорят.

(Н. Субботина)

Дети: Лето.

 

Воспитатель: (Слайд11)

Белая берёза ветки опустила.

Белая берёза косы распустила,

Желтые листочки косы украшают,

И на землю тихо, тихо опадают.

(А. Кулагина)

 Дети: Осень.

Воспитатель:(Слайд 12)

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой...

(С. Есенин)

Дети: Зима.

Воспитатель: Ребята, а вы любите русскую берёзку? (Ответы.)

- Она вам нравится? (Ответы.)

- Я предлагаю, всем вместе, сделать картину из пластилина, которую мы так и назовём «Русская берёзка».

(Переходят в рабочую зону)

- Я уже начала её делать.Посмотрите (демонстрирует заготовку на картоне). Что здесь у берёзки есть?

Дети: Ствол и ветки.

Воспитатель: Чего не хватает нашей берёзке?

Дети: Листиков.

Воспитатель: Давайте возьмём по одному листику и посмотрим, какую форму они имеют(раздаёт берёзовые листья детям, дети рассматривают, определяют форму)

Воспитатель: Снизу листья круглые, а сверху – заострённый уголок. (Демонстрирует прём лепки листьев).

Сначала катаем шарик, сплющиваем его, и прищипываем уголок. Затем листочки надо закрепить на дереве.

Перед работой, давайте разомнём пальчики.

(Проводится пальчиковая гимнастика «Помощники мои»)

Вот помощники мои,

Их, как хочешь, поверни.

Раз, два, три, четыре, пять –

(Поочерёдно массировать пальцы, начиная с большого, от ногтя к

основанию. Сначала на одной, потом на другой руке).

Не сидится им опять.

(Сжимают и разжимают пальчики)

Постучали.

(Сжали кулаки, постучали друг о друга)

Повертели.

(Повертели кулаками)

И работать захотели.

(Сжимают и разжимают пальчики)

Выполняется работа.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, какая красивая берёзка у нас получилась (дети любуются). Берёзка, тебе нравится?

Берёзка: Очень красиво!

Воспитатель: Нам пора возвращаться в детский сад. Давайте возьмём и повесим эту работу в детском саду, будем вспоминать о нашей встрече с маленькой берёзкой. А сейчас скажем берёзке: «до свидания».

Дети: До свидания.

Берёзка: До свидания.

Воспитатель: Закрываем все глазки. Раз, два, три, четыре, пять – вернёмся в группу мы опять.

Мы сегодня побывали в гостях у маленькой берёзки и послушали её рассказ. Что вы запомнили из рассказа маленькой берёзки?(Ответы детей.)

4. Рефлексивный этап

Воспитатель:

В каком лесу мы сегодня побывали? (В берёзовом лесу.)

Кого там повстречали? (Много берёзок.)

Какое задание сегодня было трудным для вас?

Какое задание вам понравилось?

5. Перспективный этап

Воспитатель: Сегодня, мы с вами прослушали рассказ маленькой берёзки и узнали, что берёзка является символом России. Узнайте у своих родителей, какие ещё символы России они знают? Нарисуйте их вместе с ними.

Литература:

1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. — 6-е изд., доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2021. - 368 с.

2.Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: Практическое пособие. – 2-е изд., испр . и доп. – М.:АРКТИ,2007. – 144с.

3.Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Младшая группа. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016. – 64с.

4. Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7лет/сост. Т.В.Калинина
(и др.). – Изд.3-е, испр. – Волгоград: Учитель. – 151с.
5.Давыдова Г.Н. Пластилинография для малышей. – М.: Издательство СКРИПТОРИЙ 2003, 2017. – 64с.

6.РАССКАЖИТЕ ДЕТЯМ О ДЕРЕВЬЯХ. Наглядно – дидактическое пособие. Авторы текста Л.Бурмистрова и В.Мороз. Художественный редактор Н.Василевская. МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2008.

 

Интернет-ресурсы:

Википедия. Берёза. [Электронный ресурс].- Режим доступа: URL http://ru.wikipedia.org/wiki/Берёза  (Дата обращения 10.04.2022)

Березы: 55 стихов детям. [ Электронный ресурс].- Режим доступа: URL http://vokrugknig.blogspot.com/2021/06/55.html    (Дата обращения 10.04.2022)

Конспект с презентацией во вложении (архив zip 7MB)

«Белоствольная берёза – символ Родины моей»Автор: Афонина Наталья Николаевна, воспитатель, МБДОУ «Искровский детский сад»


Скачать вложение

Возврат к списку



  • Главная
  • Интернет-приёмная
  • Контакты
  • RSS
Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Рязанский институт развития образования» (ОГБУ ДПО "РИРО")
Интернет-портал  rirorzn.ru (12+) зарегистрирован в Роскомнадзоре 25.12.2015 г. Реестровая запись Эл №ФС77-64083 
Учредитель ОГБУ ДПО "РИРО" 390023, г. Рязань, ул. Урицкого, д. 2а тел.: (4912) 44-49-79, (4912) 44-63-92 e-mail: riro@ryazan.gov.ru
Главный редактор Лапкина Е.В. тел.: (4912) 444902 Доб. 168,  e-mail: rirorzn@yandex.ru