Белоствольная берёза – символ Родины моей
Автор: Афонина Наталья Николаевна, воспитатель, МБДОУ «Искровский детский сад», Рязанская областьМетодическая разработка непрерывной образовательной деятельности по социально – коммуникативному развитию детей 4-5 лет
Аннотация
Патриотическое воспитание – это воспитание любви к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо. Российский поэт и писатель Сергей Михалков писал: «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом». Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Формирование личности дошкольника невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям. Именно поэтому я выбрала данную тему занятия.
При построении занятия использован интегративный подход (образовательные области: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие), что в настоящее время является актуальным. Использование интегрированного подхода на занятиях развивает потенциал самих воспитанников, побуждает к активному познанию окружающей действительности. При этом на занятии решается сразу несколько задач, а дети осваивают параллельно сразу несколько разделов программы.
Дети с самого раннего возраста естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту, традициям, символам своего народа. Начать знакомство с символами нашей страны я решила с берёзы, так как считаю, что она близка и понятна каждому ребёнку. В процессе данного занятия дети расширяют представления о своей родине - России, её символе – берёзе, получают экологические знания, обогащают словарный запас, продолжают осваивать технику работы с пластилином: закрепляется умение скатывания шариков из пластилина круговыми движениями ладоней, сплющивания и прищипывания. В ходе занятия развивается мелкая моторика.
В разработке занятия применяется методика Давыдовой Г.Н. с использованием элементов пластилинографии. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Актуальность пластилинографии состоит в том, что развитие мелкой моторики способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук.
Цель: организовать деятельность детей, направленную на знакомство с неофициальным символом страны – берёзой; способствовать формированию любви и уважения к нашей Родине – России.
Задачи:
Создать условия для:
- формирования представлений детей о берёзе, как символичном дереве для русского народа;
- знакомства детей с первоначальными экологическими представлениями (правилами поведения в лесу);
- для развития мелкой моторики
- создания выразительного образа берёзы при помощи пластилина, закрепления приёмов работы с пластилином: скатывания шара, сплющивания и прищипывания.
- эмоционально-положительного отношения к берёзе с помощью поэтического и музыкального искусства.
Обогащение словаря: символ, берёзовый лес, береста
Активизация словаря: Россия, берёза, белоствольные,стройные.
Материал:
демонстрационный: зелёная ткань, модель берёзы, экран, проектор, 2 изображения берёз на большом формате (ватман), презентация «Белоствольная берёза – символ Родины моей»
раздаточный: зелёный пластилин, доски для лепки, салфетки для рук, пластилинография - изображение берёзы ( ствол, ветки) на картоне формата А3, несколько листочков берёзы.
Предварительная работа: наблюдения за берёзой, рассматривание иллюстраций, разучивание пальчиковой гимнастики « Помощники мои»
Ход занятия
1. Мотивационный этап
(Дети, вместе с воспитателем стоят по кругу)
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! (Дети здороваются.)
- Давайте возьмёмся за руки, улыбнёмся друг – другу, поделимся хорошим настроением! Вот теперь у нас у всех хорошее настроение, никто не грустит!
(Достаёт письмо.)
Воспитатель: Ребята, нам в детский сад принесли письмо. Давайте узнаем, кто нам его прислал, и о чём в нём говорится (читает):
«Здравствуйте, ребята! Пишет вам маленькое деревце из леса. Я очень люблю, когда ко мне в лес приходят в гости ребятки. Мне нравится играть с ними в игры, рассказывать им разные истории. Приходите ко мне в гости. Буду вас ждать. А что бы узнать, как меня зовут, вам нужно отгадать загадку:
Клейкие почки,
Зелёные листочки,
С белой корой,
Стоит под горой.»
Воспитатель: О каком дереве эта загадка?
Дети: О берёзе!
Воспитатель: Значит, это маленькая берёзка зовёт нас к себе в гости. Пойдём? (Ответы детей.) Но прежде, чем идти в лес давайте поговорим о правилах поведения в лесу.
- Как вы думаете, в лесу можно шуметь? (Ответы детей.)
- Нельзя, мы можем испугать животных, которые там живут. Пугать и обижать животных нельзя. Деревья и кусты можно ломать? (Ответы.)
- Конечно, нельзя. Ещё в лесу нельзя разжигать костёр, бросать везде мусор. Нельзя есть ягоды и грибы без разрешения взрослых, потому что они могут быть плохими, ядовитыми. Хорошо, если в лесу вы не будите ничего трогать. Можно в лесу всё разглядывать и наблюдать. (Закрепляют правила.)
А теперь повторяйте движения за мной:
Нужно нам закрыть глаза,
Сделать два больших прыжка,
Как листочки покружиться
Чтоб в лесу нам очутиться.
Вот так чудо из чудес,
Мы попали с вами в лес.
2. Ориентировочный этап
(Слайд 2)
Воспитатель: Посмотрите, ребятки, куда мы пришли?
Дети: В лес.
Воспитатель: Верно. Мы пришли в лес. Посмотрите, как много деревьев в лесу. Что это за деревья здесь растут?
(Обращает внимание на слайд и берёзы, нарисованные на большом формате.)
Дети: Берёзы!
Воспитатель: Давайте посмотрим, что у них есть? (Рассматривают нарисованные берёзы.)
Дети: В земле находятся корни, есть ствол и ветки. На ветках листики.
Воспитатель: Как вы узнали, что это - берёзы? (Ответы детей.) (Воспитатель побуждает детей использовать понятия белоствольные, с чёрными крапинками, стройные)
Воспитатель: Верно. Только берёзы бывают такие белоствольные и стройные. На стволе чёрные крапинки.
Воспитатель: (Убирает ткань, обращает внимание на модель берёзки) Посмотрите, ребятки, а вот и маленькая берёзка, которая позвала нас в гости. Здравствуй, берёзка.
Берёзка (за берёзку говорит воспитатель): здравствуйте! (Дети здороваются.) Я очень рада, что вы пришли в наш лес, ко мне в гости. Наш лес называется «берёзовый», потому что здесь растут одни берёзы.
Воспитатель: Давайте повторим, как называется лес, в котором растут одни берёзы? (Закрепляют понятие.)
Берёзка: Дети, а вы знаете, как называется страна, в которой мы живём?
Дети: Россия.
Берёзка: Молодцы! А вы знаете, что берёза – это символ нашей страны – России?
Дети: Нет.
Воспитатель: Ребята, символ – это предмет или изображение, которые обозначает что – нибудь. Давайте повторим это слово (закрепляют понятие). Например, посмотрев на берёзу, мы сразу вспоминаем о России.
Берёзка: Дети, а вы хотите узнать, почему именно берёзу считают символом нашей страны?
Дети: Да
Берёзка: Тогда садитесь на полянку (ковёр) и слушайте мой рассказ.
3.Исполнительский этап
Берёзка: Берёза – самое распространённое дерево нашей страны. Куда бы ни пошёл, не поехал человек, он везде встретит красавицу берёзку. Её можно увидеть в городе, в деревне, в парке, в лесу, в поле. С давних времён люди верили, что берёза оберегает человека от зла и болезней, поэтому многие люди сажали это дерево около своего дома.
Берёза очень помогала и помогает сейчас человеку в жизни.
(Слайд3) Кора берёзы называется – береста.
Воспитатель: Дети, давайте повторим это слово (закрепляют).
Берёзка: раньше не было бумаги. Так как кора берёзы белого цвета, то на бересте палочкой писали первые письма.
(Слайд4) Из бересты, много лет назад, русские люди плели лапти – это обувь, которую раньше носили. А ещё делали шкатулки, блюда, лукошки, туески, короба, в которые собирали грибы, ягоды, разные продукты. Вспомните сказку «Маша и медведь». В чём Маша спряталась с пирожками? (Ответы детей.)
(Слайд5) И в наше время мастера по дереву изготавливают из берёзы разные предметы: ложки, коробочки, шкатулки и туеса. Во все времена люди использовали берёзовые дрова, потому что они горят долго и дают много тепла. (Слайд 6) Какой же русский человек не любит баню! В парилку все обязательно берут с собой берёзовые веники. Похлыщет человек себя веником, никакие болезни не пристанут ни к взрослым, ни к детям.Из почек берёзы, с давних пор, люди делают лекарство. Весной берёза угощает всех берёзовым соком, очень полезным.
(Слайд 7) Осенью под берёзой можно найти очень вкусные грибы, которые так и называются – подберёзовики. Вот сколько всего полезного даёт человеку берёза! Поэтому и любит эту красавицу русский народ и считает символом своей страны.
Берёзка: Много лет назад добры молодцы и красны девицы ходили в лес и водили хороводы вокруг березы, а вы умеете водить хоровод? (Ответы детей.)
Воспитатель: Конечно, умеем. Ребята, давайте покажем берёзке, как мы это делаем
(дети водят хоровод под русскую народную песню «Во поле береза стояла») .
Воспитатель: Вот сколько всего интересного мы узнали про берёзу. Спасибо тебе, берёзка за твой рассказ. Русские люди так любят берёзу, что посвятили ей много песен и стихов. (Слайд 8)Ребята, сейчас берёзка вам предлагает поиграть в игру «Когда это бывает?». Я буду вам читать стихотворения про берёзу, а вы должны угадать, о каком времени года говорится в стихотворении. Поиграем?
Дети: Да.
Воспитатель: (Слайд 9)
У задумчивой березки
На ветвях висят сережки.
Ты, березка, не грусти,
Почки в листья распусти.
(И. Наумов )
Дети: Весна.
Воспитатель: (Слайд10)
Всем береза нравится
Ведь она — красавица!
Белый ствол, густая крона
Рассылает всем поклоны.
Листья тихо шелестят,
Меж собою говорят.
(Н. Субботина)
Дети: Лето.
Воспитатель: (Слайд11)
Белая берёза ветки опустила.
Белая берёза косы распустила,
Желтые листочки косы украшают,
И на землю тихо, тихо опадают.
(А. Кулагина)
Дети: Осень.
Воспитатель:(Слайд 12)
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой...
(С. Есенин)
Дети: Зима.
Воспитатель: Ребята, а вы любите русскую берёзку? (Ответы.)
- Она вам нравится? (Ответы.)
- Я предлагаю, всем вместе, сделать картину из пластилина, которую мы так и назовём «Русская берёзка».
(Переходят в рабочую зону)
- Я уже начала её делать.Посмотрите (демонстрирует заготовку на картоне). Что здесь у берёзки есть?
Дети: Ствол и ветки.
Воспитатель: Чего не хватает нашей берёзке?
Дети: Листиков.
Воспитатель: Давайте возьмём по одному листику и посмотрим, какую форму они имеют(раздаёт берёзовые листья детям, дети рассматривают, определяют форму)
Воспитатель: Снизу листья круглые, а сверху – заострённый уголок. (Демонстрирует прём лепки листьев).
Сначала катаем шарик, сплющиваем его, и прищипываем уголок. Затем листочки надо закрепить на дереве.
Перед работой, давайте разомнём пальчики.
(Проводится пальчиковая гимнастика «Помощники мои»)
Вот помощники мои,
Их, как хочешь, поверни.
Раз, два, три, четыре, пять –
(Поочерёдно массировать пальцы, начиная с большого, от ногтя к
основанию. Сначала на одной, потом на другой руке).
Не сидится им опять.
(Сжимают и разжимают пальчики)
Постучали.
(Сжали кулаки, постучали друг о друга)
Повертели.
(Повертели кулаками)
И работать захотели.
(Сжимают и разжимают пальчики)
Выполняется работа.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, какая красивая берёзка у нас получилась (дети любуются). Берёзка, тебе нравится?
Берёзка: Очень красиво!
Воспитатель: Нам пора возвращаться в детский сад. Давайте возьмём и повесим эту работу в детском саду, будем вспоминать о нашей встрече с маленькой берёзкой. А сейчас скажем берёзке: «до свидания».
Дети: До свидания.
Берёзка: До свидания.
Воспитатель: Закрываем все глазки. Раз, два, три, четыре, пять – вернёмся в группу мы опять.
Мы сегодня побывали в гостях у маленькой берёзки и послушали её рассказ. Что вы запомнили из рассказа маленькой берёзки?(Ответы детей.)
4. Рефлексивный этап
Воспитатель:
В каком лесу мы сегодня побывали? (В берёзовом лесу.)
Кого там повстречали? (Много берёзок.)
Какое задание сегодня было трудным для вас?
Какое задание вам понравилось?
5. Перспективный этап
Воспитатель: Сегодня, мы с вами прослушали рассказ маленькой берёзки и узнали, что берёзка является символом России. Узнайте у своих родителей, какие ещё символы России они знают? Нарисуйте их вместе с ними.
Литература:
1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. — 6-е изд., доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2021. - 368 с.
2.Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: Практическое пособие. – 2-е изд., испр . и доп. – М.:АРКТИ,2007. – 144с.
3.Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Младшая группа. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016. – 64с.
4. Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7лет/сост. Т.В.Калинина
(и др.). – Изд.3-е, испр. – Волгоград: Учитель. – 151с.
5.Давыдова Г.Н. Пластилинография для малышей. – М.: Издательство СКРИПТОРИЙ 2003, 2017. – 64с.
6.РАССКАЖИТЕ ДЕТЯМ О ДЕРЕВЬЯХ. Наглядно – дидактическое пособие. Авторы текста Л.Бурмистрова и В.Мороз. Художественный редактор Н.Василевская. МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2008.
Интернет-ресурсы:
Википедия. Берёза. [Электронный ресурс].- Режим доступа: URL http://ru.wikipedia.org/wiki/Берёза (Дата обращения 10.04.2022)
Березы: 55 стихов детям. [ Электронный ресурс].- Режим доступа: URL http://vokrugknig.blogspot.com/2021/06/55.html (Дата обращения 10.04.2022)
Конспект с презентацией во вложении (архив zip 7MB)
Скачать вложение