Божья коровка
Автор: Морозова Ирина Анатольевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 85», г. РязаньКонспект организованной образовательной деятельности по рисованию во второй младшей группе.
...Это правда! Ну чего же тут скрывать?
Дети любят, очень любят рисовать!
На бумаге, на асфальте, на стене
И в трамвае на окне…
Э. Успенский
Все дети любят рисовать. Творчество для них - это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки - инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание «остановить прекрасное мгновение», отобразив свое отношение к действительности. Формирование личности человека может быть эффективным лишь в том случае, если в этом процессе будут актуализированы творческие возможности человека в различных видах деятельности.
«Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)». См. пункт 2.6. ФГОС ДО.
Дошкольный возраст - наиболее целесообразный период для эстетического и художественного развития, т. к. именно в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии, творчества, основанного на самовыражении, саморазвитии, сотрудничестве, сотворчестве. Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей в силу их индивидуальных особенностей. Но каждый ребёнок способен творить ярко и талантливо, только нужно создать благоприятную среду, основанную на доверии и понимании. Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Уже в самой сути ребёнка заложено стремление узнавать и создавать. Работа с разными материалами расширяет сферу возможностей ребёнка, обеспечивает его раскрепощение, развивает воображение, фантазию.
Исследования ученых (Л. С. Выготский, Б. М. Теплова, Е. А. Флерина, Н. П. Саккулина, Н. А. Ветлугина, Т. С. Комарова, Г. Г. Григорьева и др.) показывают, что занятия рисованием в детстве положительно влияют на развитие интеллектуальных, эмоциональных, моторных и других способностей ребенка.
Т. С. Комарова подчеркивает, что важно опираться на опыт ребенка, активизировать его опыт, развивать активность и самостоятельность.
На занятии использовались следующие методы: наглядный (рассматривание образца), словесный (беседа) и практический (закрепление навыка рисования красками.
В процессе построения занятия использован интегративный подход (образовательные области – познание, художественно-эстетическое и физическое развитие), что в настоящее время является актуальным. Использование интегрированного подхода на занятиях развивает потенциал самих воспитанников, побуждает к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно- следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. Использование различных видов изобразительной деятельности помогает сформировать целостный взгляд на окружающую природу, развить творческие способности детей. При этом на занятии решается сразу несколько задач, а дети осваивают параллельно сразу несколько разделов программы.
В процессе занятия у детей сформируются представления о жизни божьей коровки, её внешнем виде, месте обитания, особенностях поведения, продолжают осваивать технику работы с красками. В ходе занятия создаются условия для наблюдения забожьей коровки, развивается мелкая моторика рук.
Цель:формировать умение детей рисовать яркие выразительные образы насекомых.
Задачи:
1. Продолжать расширять знания детей о божьей коровке: внешний вид, место обитания, особенности поведения.
2. Продолжать учить детей рисовать красками (повторять изгибы округлой формы, сочетать два инструмента – кисточку и ватную палочку)
3. Воспитывать желание учить детей передавать через рисование выразительный образ насекомого.
Материалы: заготовки божьих коровок из соленого теста, гуашь двух цветов (красная, черная), кисти, салфетки, непроливайки, игрушка божья коровка, ватные палочки.
Предварительная работа: наблюдение за божьими коровками, разучивание потешки.
Ход НОД:
1. Мотивационный этап.
- Ребята, к нам кто-то пришел в гости. Узнали? Кто это?
Лезет божия коровка
По травинке очень ловко.
Крылышки, как лепесточки
И на них чернеют точки.
Спинка из дали видна-
Ярко-красная она.
Я ее возьму в ладошку,
Поболтаю с ней немножко.
О погоде и о детях,
А потом пора лететь ей.
Крылышки расправит ловко
И летит моя коровка!
(Автор И. Волк.)
- Ребята, расскажите какая божья коровка? (круглая, красная, черные точки, головка).
- А давайте с вами полетаем, как божьи коровки.
Физкультминутка:
Божьи коровки,
Покажите ваши головки,
Носики, ротики, крылышки – ручки,
Ножки, животики. Показывают названные части тела
Божьи коровки, поверните направо головки. Повороты головы вправо
Божьи коровки, поверните налево головки. Повороты головы влево
Ножками притопните, Топают ногами
Крылышками хлопните. Хлопают руками
Друг к другу повернитесь
И мило улыбнитесь. Поворачиваются и улыбаются друг другу.
Как букашки полетели
За столы тихонько сели.
2. Ориентировочный этап.
- Ребята, посмотрите, божья коровка прилетела не одна, а со своими маленькими детками, только они не похожи на свою мамочку.
- Ребята, а почему они не похожи на нее? (Они не цветные).
- Поэтому божья коровка просит помочь ее деткам, чтобы они стали такие же красивые и яркие, как она. Как мы можем помочь им? (Разукрасить).
3. Исполнительский этап.
- Спинка у божьей коровки, какой формы? (Округлая, овальная),
- Какого цвета? (Красная). Закрашивая спинку, помните, что кистью водим в одном направлении.
Затем кисть промоем в воде и обмакнем ворс кисти о салфетку.
- Дальше рисуем головку, какой формы она у нее? (Полукруг). Какого цвета? (Черная). Закрасьте ее.
- А теперь спинку божьих коровок разделим пополам, линией. Какого цвета? (Черного). Эту линию проводим самым кончиком ворса кисточки.
- Какого цвета у божьей коровки точечки? (Черного). Сколько их, Давайте посчитаем.(6)
- Чтобы точки получились красивые, мы будем их рисовать ватными палочками. Нарисуйте точки с одной стороны и три точки с другой стороны.
Дети рисуют.
4. Рефлексивный этап.
- Ребята, посмотрите какая у нас красивая, волшебная поляна, давайте разложим наших божьих коровок на ней. А теперь посмотрите, какие замечательные божьи коровки у нас получились.
- Ребята, как вы думаете, мы помогли божьим коровкам? (Ответы детей)
- Как мы помогли божьим коровкам? Что мы с вами сделали? (Ответы детей)
- Ребята, вам понравилось помогать божьим коровкам? (Ответы детей)
- Что вам понравилось больше всего? (Ответы детей)
5. Перспективный этап.
- Ребята, я предлагаю вам вечером забрать этих божьих коровок домой. А чтобы они не заскучали у вас дома, вы вместе с родителями, сделайте им друзей из бумаги, пластилина или нарисуйте.
Литература.
1. «От рождения до школы» Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3 – е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2018.– 368с.
2. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – Мозаика – Синтез, 2014. – 112 с.
3. Стихи.ру. (Электронный ресурс) – Режим доступа: URL https://www.stihi.ru/avtor/volkira
(дата обращения: 23.01.2020).
4. Яковлева Е. В. Как влияет изобразительная деятельность на всестороннее развитие ребенка // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 67-70. — Режим доступа: URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/189/10185/ (дата обращения: 23.01.2020).
Скачать вложение