Да здравствует мыло душистое!
Автор: Евстюшкина Евгения Ивановна, Костикова Анастасия Андреевна воспитатели МБДОУ «Детский сад №140», г. РязаньОрганизованная образовательная деятельность по социально-коммуникативному развитию детей 2-3 лет.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одной из приоритетных задачявляется охрана и укрепление физического и психического здоровья детей. В образовательной области «Физическое развитие» отмечено приобретение опыта в становлении ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами при формировании полезных привычек. Привычка – следить за чистотой тела, одежды, быть опрятным и аккуратным – положительно влияет на характер человека, его жизнедеятельность.
Развитие культурно-гигиенических навыков необходимо начинать с раннего возраста. У маленьких детей данные навыки вырабатываются быстрее и являются более устойчивыми на протяжении всей жизни. Одна из важнейших задач детского сада – привить ребятам навыки, укрепляющие их здоровье. С раннего возраста надо учить ребят мыть руки перед едой, есть из отдельной тарелки, ходить чистыми, стричь волосы, вытряхивать одежду, не пить сырой воды, вовремя есть, вовремя спать, быть больше на свежем воздухе и так далее. [1, с.159]
С первых дней жизни ребенка при формировании культурно–гигиенических навыков идет не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, очеловечивания малыша, «вхождения» его в мир взрослых.[2]
Для высокой результативности образовательного процесса по формированию культурно-гигиенических навыков целесообразно использовать игровые проблемные ситуации, которые вызывают у детей интерес и стимулируют их умственную и практическую деятельность. Навыки умывания, одевания, использование носовогоплатка формируются в организованной образовательной и повседневной детской деятельности.
В данной методической разработке представлена методика обучения детей алгоритму мытья рук, ознакомления с предметами туалета. В ходе занятия дети учат куклу Таню правильно мыть руки. В процессе знакомятся со свойствами и качествами мыла, воды, махрового полотенца. К концу занятия осознают, что приятно и практично иметь чистые руки.
Цель: организовать деятельность детей, направленную на знакомство с последовательностью действий при формировании навыка умывания; способствовать активизации словарного запаса по теме; побуждать интерес к игровой деятельности.
Задачи:
1. Организовать мотивацию детей, направленную на оказание помощи кукле;
2. Организовать практическую деятельность по формированию у детей навыка мытья рук:
- закрепить знание алгоритма умывания;
- закрепить знание слов, обозначающих предметы гигиены, их качества, действия.
3. Организовать контроль знаний детей и рефлексивную оценку выражения детьми отношения к чистоте тела.
Оборудование: кукла, мыло, полотенце, таз, кувшин с водой.
Ход образовательной деятельности:
1. Мотивационный этап.
Воспитатель: дети, подойдите ко мне, слышите, кто-то стучит в дверь? (Да) Давайте посмотрим, кто к нам пришел. (Вносит куклу) Посмотрите, кто это? (Кукла Таня) Правильно, Таня пришла к нам в гости. Давайте посмотрим на Таню, какая она? (Грустная).
Воспитатель: Таня, почему ты загрустила?
Кукла Таня: Я гуляла на улице после дождя, играла в мяч, он испачкался, и я испачкала руки.
Воспитатель: дети, можно ли играть, кушать грязными руками? (Нет)
2. Ориентировочный этап.
Воспитатель: кукла Таня тоже не хочет быть грязной и просит нас помочь ей. Что нам надо сделать? (Помыть ей руки)
3. Исполнительский этап.
Воспитатель: что нам нужно взять для того, чтобы помыть руки кукле Тане? (Мыло), правильно, мыло. Принеси, Саша мыло. (Ребенок берет со стола мыло в мыльнице и приносит воспитателю). (Воспитатель показывает мыло детям) Дети, что это? (Мыло) (воспитатель задает вопрос и добивается ответа от каждого ребенка: «Повтори, Коля, повтори, Аня»).
Воспитатель: какое мыло? (Круглое, белое, гладкое, ароматное) (воспитатель просит каждого ребенка повторить: «круглое», «белое», «гладкое», «ароматное»
Воспитатель:(показывает мыльницу) куда мы кладем мыло? Как называется эта коробочка? (Мыльница) Правильно. Миша, как это называется? (воспитатель задает вопрос и добивается ответа от каждого ребенка: «Повтори, Коля, повтори, Аня»)
Воспитатель: что еще нам нужно, чтобы вымыть руки Тане? (вода).
Воспитатель: правильно, вода. (предлагает детям потрогать воду). Какая вода? (теплая)
Воспитатель: что еще нам понадобится? (Полотенце) Аня, принеси нам полотенце. (воспитатель задает вопрос «Что это?» и добивается ответа от каждого ребенка: «Повтори, Коля, повтори, Аня»)
Воспитатель: зачем нужно полотенце?(Чтобы вытереть руки от воды) Какое полотенце? (Мягкое, пушистое, белое) (воспитатель задает вопрос и добивается ответа от каждого ребенка: «Повтори, Коля, повтори, Аня»)
Воспитатель: вот мы с вами подготовили все для умывания Тани, с чего начнем? (возьмем мыло, окунем его в воду и намылим Тане руки). Правильно, намылить нужно хорошо ладошки, пальцы, и тыльную сторону.
Воспитатель: молодцы, очень хорошо намылили Тане руки! Что это?(мыльная пена) Правильно.(воспитатель задает вопрос и добивается ответа от каждого ребенка: «Повтори, Коля, повтори, Аня»). Какая она? (Белая, легкая, ароматная;дети повторяют)
Воспитатель: что нужно сделать теперь? (Смыть мыло водой). Правильно, нужно тщательно смыть мыло и с ладоней, и с пальцев, и с тыльной стороны ладони. (дети смывают мыло с рук Тани)
Воспитатель: молодцы, что нужно сделать теперь (Вытереть руки Тани полотенцем) Молодцы. (дети вытирают полотенцем руки куклы)
Воспитатель: посмотри, Таня, какие у тебя руки. Дети, какие теперь руки у Тани? (Чистые, блестящие, красивые).
Воспитатель: дети, Таня говорит вам спасибо за помощь! Теперь она может играть в игрушки, рисовать, скушать печенье. У нее чистые руки. Таня стала опрятной и красивой!
Тане пора идти домой. Давайте попрощаемся с ней. (Дети прощаются с Таней, воспитатель выносит куклу из группы)
4. Рефлексивный этап.
Воспитатель: дети, кому мы сегодня с вами помогли? (Кукле Тане). Что случилось с Таней? (испачкала руки, когда играла на улице в мяч). Как мы Тане помогли? (Помогли помыть руки).
Давайте покажем, как мы умеем правильно мыть руки. (Дети выполняют движения со стихами):
Помогаем маме,
Открываем краник.
Мыла в ручки наберем,
И ладони мы потрем,
Сверху, снизу, каждый пальчик,
Будет чистенький, мой зайчик.
А теперь водою смоем,
Не забудем, кран закроем.
Полотенчико берем,
Ручки насухо протрем. [3]
5. Перспективный этап.
Воспитатель: Пригодится Вам то, что вы умеете правильно мыть руки? Когда?
Литература
1. Галигузова, Л.Н. Воспитание и развитие детей от 1 года до 5 лет [Текст]: метод. Пособие для педагогов дошк. образоват. учреждений /Л.Н. Гризик, Л.Г. Голубева, Т.И. Гризик. – М.: Логос, 2011. – 159с.
2. Кендялова С. А.Методическое пособие «Формирование культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.1urok.ru/categories/19/articles/30867 (дата обращения: 13.09.2022 г.)
3. Стихотворение для об умывании лица и рук [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.prazdnik-sam.ru/stihi-dlya-samyih-malenkih/dlya-umivaniya-mitya-kupaniya.html (дата обращения: 10.09.2022 г.)
Развитие культурно-гигиенических навыков необходимо начинать с раннего возраста. У маленьких детей данные навыки вырабатываются быстрее и являются более устойчивыми на протяжении всей жизни. Одна из важнейших задач детского сада – привить ребятам навыки, укрепляющие их здоровье. С раннего возраста надо учить ребят мыть руки перед едой, есть из отдельной тарелки, ходить чистыми, стричь волосы, вытряхивать одежду, не пить сырой воды, вовремя есть, вовремя спать, быть больше на свежем воздухе и так далее. [1, с.159]
С первых дней жизни ребенка при формировании культурно–гигиенических навыков идет не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, очеловечивания малыша, «вхождения» его в мир взрослых.[2]
Для высокой результативности образовательного процесса по формированию культурно-гигиенических навыков целесообразно использовать игровые проблемные ситуации, которые вызывают у детей интерес и стимулируют их умственную и практическую деятельность. Навыки умывания, одевания, использование носовогоплатка формируются в организованной образовательной и повседневной детской деятельности.
В данной методической разработке представлена методика обучения детей алгоритму мытья рук, ознакомления с предметами туалета. В ходе занятия дети учат куклу Таню правильно мыть руки. В процессе знакомятся со свойствами и качествами мыла, воды, махрового полотенца. К концу занятия осознают, что приятно и практично иметь чистые руки.
Цель: организовать деятельность детей, направленную на знакомство с последовательностью действий при формировании навыка умывания; способствовать активизации словарного запаса по теме; побуждать интерес к игровой деятельности.
Задачи:
1. Организовать мотивацию детей, направленную на оказание помощи кукле;
2. Организовать практическую деятельность по формированию у детей навыка мытья рук:
- закрепить знание алгоритма умывания;
- закрепить знание слов, обозначающих предметы гигиены, их качества, действия.
3. Организовать контроль знаний детей и рефлексивную оценку выражения детьми отношения к чистоте тела.
Оборудование: кукла, мыло, полотенце, таз, кувшин с водой.
Ход образовательной деятельности:
1. Мотивационный этап.
Воспитатель: дети, подойдите ко мне, слышите, кто-то стучит в дверь? (Да) Давайте посмотрим, кто к нам пришел. (Вносит куклу) Посмотрите, кто это? (Кукла Таня) Правильно, Таня пришла к нам в гости. Давайте посмотрим на Таню, какая она? (Грустная).
Воспитатель: Таня, почему ты загрустила?
Кукла Таня: Я гуляла на улице после дождя, играла в мяч, он испачкался, и я испачкала руки.
Воспитатель: дети, можно ли играть, кушать грязными руками? (Нет)
2. Ориентировочный этап.
Воспитатель: кукла Таня тоже не хочет быть грязной и просит нас помочь ей. Что нам надо сделать? (Помыть ей руки)
3. Исполнительский этап.
Воспитатель: что нам нужно взять для того, чтобы помыть руки кукле Тане? (Мыло), правильно, мыло. Принеси, Саша мыло. (Ребенок берет со стола мыло в мыльнице и приносит воспитателю). (Воспитатель показывает мыло детям) Дети, что это? (Мыло) (воспитатель задает вопрос и добивается ответа от каждого ребенка: «Повтори, Коля, повтори, Аня»).
Воспитатель: какое мыло? (Круглое, белое, гладкое, ароматное) (воспитатель просит каждого ребенка повторить: «круглое», «белое», «гладкое», «ароматное»
Воспитатель:(показывает мыльницу) куда мы кладем мыло? Как называется эта коробочка? (Мыльница) Правильно. Миша, как это называется? (воспитатель задает вопрос и добивается ответа от каждого ребенка: «Повтори, Коля, повтори, Аня»)
Воспитатель: что еще нам нужно, чтобы вымыть руки Тане? (вода).
Воспитатель: правильно, вода. (предлагает детям потрогать воду). Какая вода? (теплая)
Воспитатель: что еще нам понадобится? (Полотенце) Аня, принеси нам полотенце. (воспитатель задает вопрос «Что это?» и добивается ответа от каждого ребенка: «Повтори, Коля, повтори, Аня»)
Воспитатель: зачем нужно полотенце?(Чтобы вытереть руки от воды) Какое полотенце? (Мягкое, пушистое, белое) (воспитатель задает вопрос и добивается ответа от каждого ребенка: «Повтори, Коля, повтори, Аня»)
Воспитатель: вот мы с вами подготовили все для умывания Тани, с чего начнем? (возьмем мыло, окунем его в воду и намылим Тане руки). Правильно, намылить нужно хорошо ладошки, пальцы, и тыльную сторону.
Воспитатель: молодцы, очень хорошо намылили Тане руки! Что это?(мыльная пена) Правильно.(воспитатель задает вопрос и добивается ответа от каждого ребенка: «Повтори, Коля, повтори, Аня»). Какая она? (Белая, легкая, ароматная;дети повторяют)
Воспитатель: что нужно сделать теперь? (Смыть мыло водой). Правильно, нужно тщательно смыть мыло и с ладоней, и с пальцев, и с тыльной стороны ладони. (дети смывают мыло с рук Тани)
Воспитатель: молодцы, что нужно сделать теперь (Вытереть руки Тани полотенцем) Молодцы. (дети вытирают полотенцем руки куклы)
Воспитатель: посмотри, Таня, какие у тебя руки. Дети, какие теперь руки у Тани? (Чистые, блестящие, красивые).
Воспитатель: дети, Таня говорит вам спасибо за помощь! Теперь она может играть в игрушки, рисовать, скушать печенье. У нее чистые руки. Таня стала опрятной и красивой!
Тане пора идти домой. Давайте попрощаемся с ней. (Дети прощаются с Таней, воспитатель выносит куклу из группы)
4. Рефлексивный этап.
Воспитатель: дети, кому мы сегодня с вами помогли? (Кукле Тане). Что случилось с Таней? (испачкала руки, когда играла на улице в мяч). Как мы Тане помогли? (Помогли помыть руки).
Давайте покажем, как мы умеем правильно мыть руки. (Дети выполняют движения со стихами):
Помогаем маме,
Открываем краник.
Мыла в ручки наберем,
И ладони мы потрем,
Сверху, снизу, каждый пальчик,
Будет чистенький, мой зайчик.
А теперь водою смоем,
Не забудем, кран закроем.
Полотенчико берем,
Ручки насухо протрем. [3]
5. Перспективный этап.
Воспитатель: Пригодится Вам то, что вы умеете правильно мыть руки? Когда?
Литература
1. Галигузова, Л.Н. Воспитание и развитие детей от 1 года до 5 лет [Текст]: метод. Пособие для педагогов дошк. образоват. учреждений /Л.Н. Гризик, Л.Г. Голубева, Т.И. Гризик. – М.: Логос, 2011. – 159с.
2. Кендялова С. А.Методическое пособие «Формирование культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.1urok.ru/categories/19/articles/30867 (дата обращения: 13.09.2022 г.)
3. Стихотворение для об умывании лица и рук [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.prazdnik-sam.ru/stihi-dlya-samyih-malenkih/dlya-umivaniya-mitya-kupaniya.html (дата обращения: 10.09.2022 г.)
Скачать вложение