День рождения Пятачка
Автор: Рыбина Марина Анатольевна, Красникова Татьяна Сергеевна, воспитатели МБДОУ «Детский сад № 123» г. РязаньМетодическая разработка НОД по развитию речи для средней группы.
Хороводные игры издревле любили на Руси. Это было самое популярное развлечение не только детей, но и взрослых. Хоровод отражал в себе всю жизнь народа: были хороводы семейные, трудовые, военные. Без них не обходился ни один праздник. Основой хоровода является исполнение хороводной песни всеми его участниками. Но участники не только поют, они движутся, приплясывают и разыгрывают действие. Танец, игра и песня в хороводе неразрывно и органично связаны между собой.
В хороводе всегда проявляется чувство единения, дружбы, товарищества. Участники его, как правило, держатся за руки, иногда за платок, пояс, венок. В некоторых хороводах участники за руки не берутся, а движутся друг за другом или рядом, сохраняя строгий интервал, иногда идут парами, тройками.
Хороводы были ценнейшим воспитательным приобретением наших предков и важнейшим средством обучения подрастающего поколения. Несмотря на внешнюю простоту, значение хороводов сложно переоценить.
Дошкольное детство – это начало познания жизни, человеческих взаимоотношений, начало формирования ребенка как личности, становление его характера. Взрослые ведут ребенка по пути познания мира, играя с ребенком. Игра для ребенка – это комфортное проживание детства.
Играя, ребенок переживает громадную радость, проявляет свои мысли, чувства, желания, свою самостоятельность, творческие способности, фантазию. Особо актуальными здесь становятся хороводные игры, как важнейшая часть детского фольклора.
Детский фольклор стимулирует творческие проявления ребёнка, будит фантазию. Творчество обогащает личность, жизнь ребенка становиться более интересной и содержательной. Используя детский фольклор, через движения мы знакомим детей с народными обычаями, традициями, используем народные игры, потешки, приговорки.
Хороводные игры предполагают синхронность движений и физический контакт участников. Одновременное многократное повторение действий объединяет детей, удовлетворяя их потребность в подражании. В хороводных играх создаются оптимальные условия для развития у ребенка умения согласовывать свои действия с действиями партнеров, в то же время исключая конкуренцию между детьми.
Хороводные игры приобщают дошкольников к образцам народного поэтического творчества. Сочетание движений со словом помогает ребенку осознать и осмыслить содержание игры, что, в свою очередь, облегчает выполнение действий. Народная игра содержит минимальное количество правил, соблюдать которые не трудно, поэтому она прекрасно подходит для свободного проявления индивидуального «я». Подобные игры обогащают коммуникативный опыт детей. Общаясь друг с другом в такой форме, они учатся выражать свои эмоции, чувствовать состояние сверстника.
Очень велико значение хороводных игр в нравственном воспитании ребёнка. Подвижная игра носит коллективный характер, так как приучает детей к деятельности в коллективе. Игры развивают у детей чувство товарищества, солидарности и ответственности за действия друг друга. Хороводные игры издавна служили средством самопознания. В этих играх дети проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других.
Участвуя в хороводе, в маленьком театрализованном представлении, дети будто переносятся в мир сказки, перевоплощаются в царевича, царевну, селезня или утку, ясного сокола… Хоровод позволяет ребёнку почувствовать себя актёром, увидеть красоту окружающего мира. Народные хороводы повествуют о природе, о фольклорных персонажах, о повседневной жизни детей.
Хоровод любит дружное притопывание, хлопки в ладоши, он учит каждое отдельное, собственное движение подчинять общему настроению, он заставляет радоваться или грустить сообща, развивают чувство ритма и музыкального слуха, способствуют совершенствованию двигательных навыков.
Народные игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических и физических процессов, стимулирует переход к более высокой ступени развития ребенка.
В хороводных играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий. В них много юмора, шуток, соревновательного задора. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение.
Итак, народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Цель: организовать речевую деятельность детей, направленную на приобщение к национальной культуре через ознакомление с текстами хороводных игр; способствовать обогащению словарного запаса, развитию памяти, внимания, чувства ритма; создавать условия для взаимодействия детей в группе сверстников.
Задачи:
Организовать:
1. мотивацию для заучивания текстов хороводных игр «Мы по лесу идем», «У медведя во бору», «Водим, водим хоровод», «В лес отправимся гулять», «Каравай».
2. практическую деятельность детей через различные виды деятельности (коммуникативную, изобразительную, двигательную).
3. контроль и оценку самостоятельной деятельности детей.
Литература:
1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика Синтез, 2014. – 368 с.
2. Курочкина Н.А. Знакомство детей с живописью. – Спб: Детство-Пресс, 2017. – 16 с.
3. Ушакова О.С., Струнина Е.М., Шадрина Л.Г. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий. –М.: ТЦ Сфера, 2017. – 176 с.
4. Хороводные игры [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/10/21/khorovodnye-igry-v-razvitii-doshkolnikov/(Дата обращения 20.10.2019).
5. Загадки про лису [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://neposed.net/kids-literature/zagadki/zagadki-o-prirode/zagadki-pro-dikikh-zhivotnykh-rossii/z... обращения 20.10.2019).
Полный вариант статьи с презентацией к занятию во вложении (zip, 2MB)
Скачать вложение