Дифференциация звуков [с]-[ш] с применением дидактического пособия «Стол идей»
Автор: Аверина Марина Викторовна, учитель-логопед, МБДОУ «Детский сад «Василек»» муниципального образования — Михайловский муниципальный район Рязанской областиКонспект подгруппового логопедического занятия для воспитанников старшей группы
Аннотация
В данном конспекте представлен этап логопедической работы по дифференциации звуков [С] – [Ш] для воспитанников старшей группы. Дифференциация является одним из важных этапов коррекционной работы по устранению речевого дефекта с заменых согласных звуков на звуки сходные по звучанию. Данная проблема выявлена у 25 детей, посещающих логопедический пункт МБДОУ «Василек». Для устранения данной проблемы мною были подобраны игры, способствующие автоматизации (закреплению) употребления смешиваемых звуков изолированно, в слогах, словах, а также способствующие развитию памяти, внимания, мышления, мелкой моторики.
Тип занятия: комбинированный.
Вид занятия: дифференциация поставленных звуков.
Цель: организовать речевую деятельность детей, направленную на дифференциацию звуков [С] – [Ш] изолированно, в слогах, словах; создать условия для развития фонематического слуха, слухового восприятия, слухового и зрительного внимания, слухоречевой памяти; артикуляционной и мелкой моторики, навыков самоконтроля; пробудить интерес детей к правильному произнесения звуков [Р] [С] - [Ш] в собственной речи.
Оборудование и материалы: разрезные картинки, в названии которых есть звуки [С] – [Ш],артикуляционные профили звуков, дидактическое пособие «Стол идей» (авторская разработка), пластиковые крышки с изображениями, мяч, фрагменты схемы, интерактивная доска, проектор.
Ход занятия:
I. Организационный момент
Логопед: Проходите, здравствуйте! Скажите, какое у вас настроение?
Ответы детей: Хорошее, отличное, классное, грустное и т.д.
(Звучит звук звонка программы «Скайп»)
Логопед: Дети нам кто-то звонит по скайпу(на экране отображается входящий вызов). Ответим?
Ответы детей: Конечно, да, обязательно и т.д.
(На экране появляется Незнайка и просит о помощи).
«Здравствуйте! У меня надежда только на вас и ваших помощников. Вы же знаете, какой я любитель приключений. Я летел на воздушном шаре, подул сильный ветер, шар сдулся, и мне срочно пришлось приземлиться. Насос в моей корзине распался на детали, а ветер разорвал схему сборки насоса. Без него я не смогу лететь дальше. Помогите мне собрать схему, надо обязательно починить насос, чтобы надуть шар. Обрывки схемы я вам выслал. Да, не сказал, задания надо выполнить, тогда схему насоса будет собрать легче. А вы сами знаете, с выполнением заданий я не очень дружу. Я же вам не Знайка. Но обещаю исправиться. Честно, честно!»
Логопед: Дети, выручим Незнайку?
Ответы детей: Да, выручим, конечно и т.д.
Логопед: А что мы для этого должны сделать?
Ответы детей: Собрать схему и выполнить задания.
II. Основная часть
1. Уточнение артикуляции звуков
Логопед: Первое задание такое: «Собери картинки и назови предмет».
(Дети собирают разрезные картинки и называют предметы, изображенные на них)
Логопед: Что изображено у тебя на картинке?
Ответ ребенка: Шапка.
Логопед: Что изображено на твоей картинке?
Ответ ребенка: Сумка.
Логопед: Какой первый звук мы слышим в слове шапка?
Ответы детей: Звук [Ш].
Логопед: Какой первый звук мы слышим в слове сумка?
Ответы детей: Звук [С].
Логопед: Давайте вспомним, как мы произносим звук [С]? В каком положении находятся наши губы?
Ответы детей: Улыбаются.
Логопед: В каком положении находятся зубы?
Ответы детей: В положении забора.
Логопед: А где находится язык?
Ответы детей: Язык находится за нижними зубами.
Логопед: Давайте вспомним, какая воздушная струя при произнесении звука [С]?
Ответы детей: Холодная, очень холодная.
Логопед: Включается ли наше горло?
Ответы детей: Нет, не включается.
Логопед: Теперь давайте вспомним как мы произносим звук [Ш]? В каком положении находятся губы?
Ответы детей: В положении «Окошка».
Логопед: В каком положении находятся наши зубы?
Ответы детей: В положении «забора», но он немного приоткрыт.
Логопед: Где находится язык и какую форму он принимает?
Ответы детей: Язык находится за верхними зубами, в форме «Чашечки».
Логопед: А какая воздушная струя при произнесении звука [Ш]?
Ответы детей: Теплая, горячая.
Логопед: Включается ли наше горло?
Ответы детей: Нет, не включается.
Логопед: Дети, трудно было произносить эти звуки?
Ответы детей: Нет, не очень.
Логопед: Как вы думаете, чем мы сегодня займемся на занятии?
Ответы детей: Мы будем учиться различать и красиво говорить эти звуки.
Логопед: Правильно. Вы хорошо справились с первым заданием и за это получаете первый фрагмент схемы насоса для Незнайки.
Логопед: Для выполнения следующего задания нам понадобится «Стол идей».
(логопед и дети садятся за «Стол идей»)
2. Дифференциация звуков изолированно
Логопед: Дети, сейчас вы будете строить забор, закручивая крышки на «Столе идей». Если я произнесу звук [С], вы берете крышку со стрелкой, направленной вниз↓ (язык опускается за нижние зубы), закручиваете ее и произносите этот звук. Если я произнесу звук [Ш], вы берете крышку со стрелкой ↑ (язык поднимается за верхние зубы), закручиваете ее и произносите звук.
Дети: выполняют задание – произносят нужный звук и закручивают крышки одновременно.
Логопед: У вас получилось! Вы не запутались! Молодцы! Получайте 2-ой фрагмент схемы насоса от Незнайки.
3. Дифференциация звуков в слогах
Логопед: А сейчас мы с вами будем играть в игру, которая называется «Превращай-ка». Я буду кидать вам мяч и называть слоги со звуком [C], а вы называете такой же слог, только со звуком [Ш] и кидаете мяч мне.
«СА», «СО», «СУ», «СЫ», «СЭ», «АС», «ИС», «УС», «ОС», «ЫС».
Ответы детей: «ША», «ШО», «ШУ», «ШИ», «ШЭ», «АШ», «ИШ», «УШ», «ОШ», «ЫШ».
(Дети выполняют задание вместе с логопедом).
Логопед: Ой, какие вы молодцы! Получайте 3-й фрагмент схемы насоса от Незнайки.
4. Дифференциация звуков в словах
Логопед: Дети, давайте поиграем в игру «Чего не стало?». Для этого вам нужно закручивать крышки на «Столе идей» и по очерединазывать то, что на них изображено(на крышках картинки с изображением предметов, в названии которых есть изучаемые звуки – собака, вишня, солнце, капуста, лягушка, самокат, шапка и т.д.). Внимательно посмотрите на эти картинки и запомните их. А теперь закройте глаза (логопед откручивает по одной крышке у каждого ребенка). Открывайте глаза, посмотрите «Чего не стало?»
Дети: выполняют задание - называют недостающую картинку(задание выполняется несколько раз).
Логопед: Очень хорошо. Вручаю вам еще один фрагмент схемы насоса.
5. Развитие фонематического анализа
Логопед: Сейчас я буду называть вам слова. Если в слове есть звук [С], то вы закручиваете крышку на «Столе идей» рядом с насосом левой рукой, а если в слове есть звук [Ш], закручиваете крышку рядом со змейкой правой рукой.
Дети выполняют задание.
Логопед: Вы выполнили задание без ошибок! Молодцы! Держите еще один фрагмент схемы.
6. Совершенствование фонематических представлений
Логопед: А сейчас я прочитаю вам рассказ. Хлопайте, когда услышите слово со звуком [С], топайте, когда услышите слово со звуком [Ш].
У Маши (дети топают) живет кошка Алиса (дети хлопают). У Алисы (дети хлопают) длинные усы (дети хлопают). Она ловит мышей (дети топают). Мышки (дети топают) убегают от Алисы (дети хлопают). Кошка (дети топают) Алиса (дети хлопают) большая (дети топают), она догоняет мышек (дети топают).
Логопед: Повторите слова со звуком [С], которые вы запомнили.
Ответы детей: Алиса, усы.
Логопед: А теперь орите слова со звуком [Ш].
Ответы детей: Мышка, Маша, кошка, большая.
Логопед: Молодцы! И вы получаете последнюю часть схемы насоса.
Дети, все задания закончились. Как вы думаете, теперь мы можем помочь Незнайке собрать картинку целиком?
Ответы детей: Да, конечно (Дети собирают схему насоса).
На экране появляется Незнайка на шаре и говорит: «Спасибо мои помощники. По этой схеме я быстро соберу насосисмогу держать путь дальше».
III. Подведение итогов, рефлексия
Логопед: Какие же вы молодцы, помогли Незнайке. Благодаря вам он может продолжить свое путешествие. Дети, понравилось ли вам помогать Незнайке?
Ответы детей: Да, очень.
Логопед: А что вам больше всего понравилось?
Ответы детей: Мне понравилось, когда мы кидали мяч, а мне понравилось, когда мы хлопали и топали, мне понравилось, как мы закручивали крышки, мне понравилось, как мы собирали схему.
Логопед: Девочки, вы - добрые, отзывчивые. Выполняя задания, у вас получалось правильно произносить звуки [С] и [Ш]. А как вы думаете, эти звуки надо красиво произносить только на занятии...или всегда? Я буду рада, если вы будете внимательными к своей речи и постараетесь красиво и правильно произносить звуки и когда играете, и когда дома разговариваете…Всегда! Если вам легко было помогать нашему герою, возьмите крышку с веселым смайликом и закрутите ее на «Столе идей», а если у вас возникали трудности, закрутите крышку с грустным смайликом.
Дети закручивают крышки с изображением веселых смайликов.
Логопед: Я очень рада, что вам понравилось наше приключение. А теперь нам пора возвращаться в группу.
Литература
1. Азова Е.А., Чернова О.О. Домашняя логопедическая тетрадь для детей 5-7 лет. – ТЦ «Сфера», 2019 – 32с.
2. Павина А. Сборник логопедических задач [Электронный ресурс]. – режим доступа: URL: https://znanio.ru/media/sbornik-logicheskih-zadach-2699481(Дата обращения: 05.02.2020).
Скачать вложение