РЯЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
12+
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
(4912) 446392 приемная
(4912) 955922 курсы
(4912) 443763 гостиница
Россия, г. Рязань, ул. Урицкого, д.2а
?
  • Институт
  • Обучение
  • Публикации
  • РИРО.ТВ
  • Форум
  • Оплата
Вход
  • ВОСПИТАНИЕ
  • ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Иностранные языки
    • Русский язык
    • Литература
    • ОРКСЭ, ОДНКНР
    • Обществознание
    • Психология
    • Социология
    • История
    • Культура
    • Право
    • ИЗО
  • ДОШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Биология
    • География
    • Экология
    • Информатика и ИКТ
    • Математика
    • Физика
    • Химия
    • Экономика
  • УПРАВЛЕНИЕ
  • НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ
    • ЗОЖ
    • Физическая культура
    • ОБЖ
  • КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
  • ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ
  • ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
  • РАЗНОЕ
  • ТЕХНОЛОГИЯ
  • ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА
  • МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ. СБОРНИКИ
Добавить публикацию

Мероприятия

20 января Конкурсы программы «Мы – твои друзья!»
20 января Конкурсы в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

Друзья для улитки

Автор: Бардина Татьяна Владимировна, заместитель заведующей по ВОМР, Афонина Наталья Николаевна, воспитатель, Рыбакова Римма Алексеевна, воспитатель МБДОУ «Искровский детский сад»

Занятие для детей младшего дошкольного возраста (3-4 года).

По мнению Марии Монтессори, в раннем дошкольном возрасте большое значение имеет сенсорное развитие. Познание окружающего мира малышом начинается с «живого созерцания», с сенсорных процессов - ощущения, восприятия, представления. Развитие их у ребёнка создаёт необходимые предпосылки для возникновения более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Формирование многих способностей (например, изобразительных) также связано с развитием ощущения, восприятия. А сенсорное развитие напрямую связано с мелкой моторикой руки, потому что осязание - одно из пяти чувств человека, при помощи которого дети в раннем возрасте получают огромное количество информации об окружающем мире. Правильно формирование мелкомоторных функций тем более важно еще и потому, что в раннем и дошкольном детстве сенсорные процессы развиваются особенно активно. Занимаясь лепкой, ребенок знакомится с объемной формой предмета, взаимосвязью его частей, у него формируются навыки работы двумя руками, скоординированность движений, активно развиваются мелкие мышцы пальцев, глазомер, пространственное мышление.   В разработке занятия применяется методика Давыдовой Г.Н по пластилинографии.
Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Актуальность пластилинографии состоит в том, что развитие мелкой моторики  способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. 
В процессе построения занятия использован интегративный подход (образовательные области – познание, художественно-эстетическое и физическое развитие), что в настоящее время является актуальным. Использование интегрированного подхода на занятиях развивает потенциал самих воспитанников, побуждает к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно- следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. Использование различных видов помогает сформировать целостный взгляд на окружающую природу, развить творческие способности детей. При этом на занятии решается сразу несколько задач, а дети осваивают параллельно сразу несколько разделов программы.  
В процессе занятия дети совершенствуют  представления о жизни улитки, её внешнем виде, месте обитания, особенностях поведения, продолжают осваивать технику работы с пластилином: формируется умение лепить предмет, состоящий из двух частей, закрепляется умение детей раскатывать колбаски разной толщины прямыми движениями между ладонями. В ходе занятия создаются условия для наблюдения за улиткой, развивается мелкая моторика рук. 

Цель: Формировать умения детей лепить улитку из пластилина, состоящую из двух частей
Задачи:
Обучающие:
- Совершенствовать  представления у детей о жизни улитки, её внешнем виде, месте обитания, особенностях поведения
- Закрепить умения детей раскатывать колбаски разной толщины прямыми движениями между ладонями
Развивающие:
- Создать условия детям для наблюдения за улиткой: медленно передвигается, убирает рожки, прячется
- Развивать у детей мелкую моторику рук при работе с пластилином. 
- Побуждать  детей украшать вылепленные предметы, используя шпажки(прорисовываем глазки и ротик, делают рожки)
Воспитательные: Воспитывать у детей интерес к лепке, любознательность к животному миру.
Обогащение словаря: раковина, спираль
Активизация словаря: улитка домик, рожки, глаза, колбаски
Материал:
Демонстрационный: проектор, экран, мультфильм «Улитка», игрушка для кукольного театра - Заяц, пластиковый контейнер с улиткой, пульверизатор с водой, мольберт, магниты, ткань
Раздаточный: пластилин двух цветов, доска для лепки, шпажки, салфетки для рук, зелёный картон в форме листочка, салфетки.
Предварительная работа: рассматривание картинок про улитку, чтение стихотворений, загадок, лепка колбасок разной толщины.
Ход занятия
1. Мотивационный этап
Воспитатель: Здравствуйте ребята, смотрите, кто к нам пришел в гости
Появляется Заяц с контейнером, накрытым тканью (в нём – живая улитка).
Заяц: ребята, у меня случилась неприятность, в моём огороде кто-то погрыз всю капусту. Я нашёл это животное, поймал его, но я не знаю, как оно называется и почему оно появилось в моём огороде. Может быть вы знаете кто это? (Заяц снимает ткань с контейнера) Посмотрите, кто это?
Дети: Улитка
2. Ориентировочный этап
Заяц: Я пришёл к вам за помощью, мне очень хочется побольше узнать про улиток и выяснить, почему же она поела мою капусту? Поможете мне?
Дети: Да
Воспитатель: зайчик, ребята у нас ещё маленькие, они мало знают про улиток, поэтому, я предлагаю вам посмотреть про них мультфильм. Хотите узнать побольше про улиток?
 Дети и заяц: Да, хотим!
Воспитатель: тогда начинаем просмотр!
3. Исполнительский этап.
(На экране показывается мультфильм про улитку https://www.youtube.com/watch?v=6Z0fL6FI97s)
Воспитатель: ребята, что интересного вы узнали про улитку?
Дети: Она ползает, медленная, у неё есть рожки и домик на спине. (Если дети не отвечают, воспитатель задает наводящие вопросы).
Воспитатель: Кто запомнил, как называется домик улитки? (ответы детей, если дети затрудняются, воспитатель им помогает - раковина). Давайте все вместе повторим: раковина
 Дети: раковина.
Воспитатель: итак, ребята, теперь мы знаем, что улитка очень медленная, ведь она ползает на брюшке. На себе она несёт свой домик-раковину. У неё есть головка с ротиком и рожками. Давайте посмотрим на неё.
(Воспитатель достаёт улитку, дети её разглядывают, гладят, улитка прячется)
Воспитатель: посмотрите, она вас испугалась и спряталась. А еще она любит воду. Давайте это проверим? (Воспитатель брызгает улитку водой, она вылезает, показывает рожки) Она обрадовалась водичке, вылезла и показала свои рожки!
Зайчик: Ой! Какое интересное животное! Улитка, почему ты обгрызла мою капусту? ( Зайчик наклоняется к улитке и «слушает», что она «говорит».
Зайчик: Ребята, улитка сказала, что ей нравится у вас в саду, потому что вас много и вам тут весело. У нее нет друзей, играть не с кем. Она кушает мою капусту, потому что ей скучно.
Воспитатель: мы можем помочь и сделать для неё друзей. Поможем, ребята?
Дети: поможем!
Воспитатель: Давайте разомнем свои пальчики и подготовим их к работе?
(Проводится физ.минутка «Улитка», повторяется 2 раза)

Ули-ули-улитка, открой свою калитку,   
Покажи нам рожки, выгляни немножко , 
Проползи по камушкам,         
По травушке- муравушке     

                            
(сцепив руки в «замок», отхлопывать ритм запястьями)
(сильно разжать и сжать кулачки двух рук одновременно)
(сжатыми кулачками хлопают по ножкам)
(пальчиками обеих рук, скрестив их перед собой, поднимать от локтей до плеч)
 

(Дети переходят в рабочую зону, садятся за столы, улитка и зайчик ставятся перед ними)
Воспитатель: а сейчас я расскажу, как мы будем делать улиток.
Сначала нужно взять пластилин желтого цвета, раскатать между ладошками в толстую колбаску движениями вперёд-назад. Это будет туловище улитки, кладем колбаску на зелёный листик, отогнуть один конец колбаски на верх-это будет голова. Теперь слегка прижать к листику по всей длине. (Воспитатель показывает). Покажите мне, какими движениями вы будете раскатывать колбаску? (Дети показывают движения.) Теперь берите пластилин и давайте вылепим туловище. (Дети лепят, воспитатель корректирует действия детей, оказывает помощь).
Воспитатель: Из пластилина коричневого цвета катаем тонкую длинную колбаску между ладошками движением рук вперед-назад. Чтобы длинный хвостик колбаски не загибался, продолжить скатывать на доске для лепки, затем скручиваем эту колбаску в спираль: прижимаем кончик колбаски, а саму колбаску поворачиваем по кругу. Как будем скручивать колбаску? В спираль. Давайте все вместе повторим. (Дети повторяют). Получился домик-раковина. Помещаем раковину на спинку к улитке (Показ воспитателя, дети повторяют действия воспитателя).
Воспитатель: Возьмем палочку и на голове сделать короткий разрез, это будут рожки. Делаем палочкой глазки и рот. Палочка с острым концом, поэтому работать надо аккуратно (Воспитатель раздает палочки, дети украшают улиток)
Воспитатель: ребята, давайте покажем улитке, каких друзей мы для неё сделали. (Дети выкладывают свои работы пред контейнером с улиткой).
Воспитатель: зайчик, красивых друзей мы сделали для улитки? Как ты думаешь, они ей понравились?
Зайчик: сейчас я у неё узнаю. (Зайчик наклоняется к улитке, «слушает её»). Да, улитка очень рада что у неё появилось так много друзей! Она мне сказала, что больше не будет есть мою капусту, а будет кушать травку и играть со своими друзьями.
Зайчик: Спасибо вам за помощь, я много узнал про улитку. Мне пора назад, на мой огород. До свидания ребята!
(Дети прощаются с зайцем. Заяц уходит).
Воспитатель: ребята, как мы лепили улиток? (Ответы детей)
 Как мы скатывали раковину? (Ответы детей)
4. Рефлексивный этап
Воспитатель: дети, кому было интересно помогать зайчику, тот пусть похлопает. А что вам особенно понравилось?
5. Перспективный этап.
Воспитатель: Ребята, сегодня вечером, когда вернётесь домой, расскажите своим мамам и папам про улитку. Попытайтесь вместе с родителями найти улиток в природе и понаблюдать за ними. Вам будет очень интересно.

Литература
1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования(пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 368 с.
2. Давыдова Г.Н. Пластилинография для малышей. –М.: Издательство СКРИПТОРИЙ 2003,2017. -64 с.
3. Поддубная Е.А. Музыкальные пальчиковые игры / Е.А. Поддубная. – Изд.5-е. –Ростов н\Д :Феникс, 2015. -39с. –(Школа развития)
4. Макаренко О. С. Конспект НОД во второй младшей группе по теме «Улитка – длинные рожки» [Электронный ресурс]. – URL: https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-nod-vo-vtoroi-mladshei-grupe-po-teme-ulitka-dlinye-rozhki-81...
Мультик про улитку - познавательный мультфильм для малышей. [Электронный ресурс]. –URL: https://www.youtube.com/watch?v=6Z0fL6FI97s)



Скачать вложение

Возврат к списку



  • Главная
  • Интернет-приёмная
  • Контакты
  • RSS
Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Рязанский институт развития образования» (ОГБУ ДПО "РИРО")
Интернет-портал  rirorzn.ru (12+) зарегистрирован в Роскомнадзоре 25.12.2015 г. Реестровая запись Эл №ФС77-64083 
Учредитель ОГБУ ДПО "РИРО" 390023, г. Рязань, ул. Урицкого, д. 2а тел.: (4912) 44-49-79, (4912) 44-63-92 e-mail: riro@ryazan.gov.ru
Главный редактор Лапкина Е.В. тел.: (4912) 444902 Доб. 168,  e-mail: rirorzn@yandex.ru