Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Автор: Савина Юлия Александровна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 102», г. Рязань
Термин «дети с ограниченными возможностями здоровья» появился достаточно недавно. Это правовое понятие ввел вступивший в силу в 2012 году закон «Об образовании в Российской Федерации».
Согласно ему, обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ч. 16 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
Закон закрепляет право детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, на получение качественного образования в соответствии с имеющимися у них потребностями и возможностями.
Группа детей с ОВЗ не однородна. Она включает:
- дети с задержкой психического развития;
- дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- дети с нарушениями слуха;
- дети с тяжёлыми нарушениями речи;
- дети с нарушениями зрения;
- дети с умственной отсталостью;
- дети с расстройством аутистического спектра.
Дети с ОВЗ могут посещать группы компенсирующего, комбинированного вида или обучаться в рамках инклюзивного образования. Получение образования детьми с ОВЗ - это залог их успешной социализации, самореализации в дальнейшем в различных видах деятельности.
Профстандарт предъявляет высокие требования к педагогу, работающему с детьми ОВЗ. На сегодняшний день обществу необходим педагог компетентный, всесторонне развитый, владеющий педагогическим мастерством и постоянно находящийся в творческом поиске.
Рассмотрим, инновационные методики и технологии, на примере группы для детей с ТНР. Дети направляются в группу компенсирующей направленности на основе заключения психолого-медико-педагогической комиссии. Сопровождение детей с ТНР осуществляется поэтапно, начиная с выявления особых образовательных потребностей детей, последующего составления индивидуального образовательного маршрута и реализации индивидуальных образовательных программ. (АООП для детей с ТНР в группе компенсирующей направленности). На всех этапах важно взаимодействие всех педагогов, работающих с воспитанниками: логопеда, воспитателей, педагога-психолога, музыкального, физкультурного работников, педагога по изо.
В ходе образовательной деятельности ребенок лепит, рисует, конструирует, но очень часто в этой работе он пассивен, она не вызывает у него интереса. Конечно, он воспринимает информацию, но пассивное восприятие вряд ли станет основой прочных знаний. Задача педагогов - увлечь детей, создать условия для развития у них познавательного интереса, сделать обучение осознанным. Этому способствует использование инновационных методов и технологий.
В педагогическом энциклопедическом словаре инновация - целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом.
При работе с детьми ТНР мы применяем различные виды арт-терапии.
Арт-терапевтические технологии.
Ни для кого не секрет, что дети, имеющие нарушения речи, часто замкнуты, избегают общения со сверстниками, переживая, что их речь не понятна и не внятна. Использование арт-терапевтических технологий способствует преодолению этих страхов и комплексов. Арт-терапия, это один из методов работы, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, эмоциональном и личностном развитии ребёнка. Любой ребёнок способен выразить свои чувства и своё состояние в рисовании, музыке, движении. В процессе творческой деятельности создаётся атмосфера эмоциональной теплоты, происходит более глубокое понимание себя и своего внутреннего мира.
Сказкотерапия – наиболее универсальный метод коррекционного воздействия, который способствует раскрепощению детей, появлению интереса к деятельности, развитию всех компонентов речи и познавательных процессов. В работе используются хорошо знакомые детям сказки. Варианты игр, способствующих развитию речи, на основе сказок разнообразны.
В подготовительной группе практикуется сочинение сказок по заданным словам. Например, даны слова: кот, окно, листья, девочка, дверь. Дети придумывают общую сказку, дополняя повествование друг друга: «В одном доме жил кот. Он очень любил забираться на подоконник и смотреть в окно, как на улице кружатся осенние листья. Так он сидел очень долго, пока из детского сада не возвращалась его хозяйка- маленькая девочка Люба. Она брала его на руки, открывала дверь и шла с ним гулять по осенней дорожке».
Практически у всех детей с ТНР наблюдается недоразвитие мелкой моторики. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики рук. Для развития скоординированных мелких движений пальцами рук используют изо–терапию и песочную терапию.
Изо-терапия - терапия изобразительным творчеством. Она способствует снятию напряжения, тревожности, подавленности. Применение нетрадиционных техник, таких как рисование пальцами, ладошкой, смятой бумагой, оттиск, рисование по мокрому листу, сыпучими материалами, рисование соломинкой способствует развитию мелкой моторики, гармонизации эмоционального состояния ребенка.
Песочная терапия - все дети любят рисовать, а рисовать песком приятно вдвойне. Такая работа отлично развивает мелкую моторику, учит ребенка концентрироваться, длительное время удерживать внимание.
О результатах своего творчества, будь то рисунок, созданный красками или картина из песка, дети увлеченно рассказывают, что способствует развитию у них связной речи.
Неотъемлемой частью подготовки к школьному обучению детей с ТНР является формирование графомоторных навыков. Формирование графомоторных навыков зависит от развития мелкой моторики, зрительно-пространственной координации, серийной организации движений.
Непосредственное развитие графомоторных навыков происходит благодаря следующим упражнениям: работа с трафаретами, штриховки, раскрашивание, геометрический диктант с использованием линейки с геометрическими фигурами, графические диктанты- рисование по клеточкам под диктовку, рисование на листочках в клетку( крупную и мелкую) узоров, печатание букв, знакомство с написанием цифр, ориентирование на листочке в линейку, нахождение рабочей строки, письмо в ней элементов письменных букв, интересными пособиями являются «Волшебные обводилки».
Большое внимание в работе с детьми уделяется развитию речи с помощью театрализованных игр (игротерапия). Участвуя в театрализованных действиях, дети знакомятся с окружающим миром, познают его законы. Это заставляет их делать выводы, думать, анализировать. Наряду с умственным развитием детей происходит совершенствование речи. Ведь роль, которую ребенок играет, заставляет его четко и ясно говорить. А успех, как результат выступления, окрыляет детей, стимулирует их дальнейший рост и развитие.
Одним из центральных мест в работе с детьми ТНР является развитие связной речи. Дети при общении пользуются короткими непоследовательными высказываниями, не могут составить связный рассказ по картине. Для устранения этой проблемы используют метод наглядного моделирования, который позволяет детям усвоить быстро материал, т.к. задействует все виды памяти: зрительную, двигательную, слуховую. Метод наглядного моделирования используется при пересказе текста произведения, составления рассказа по картине или серии картин, описательных рассказов.
Например, для составления описательного рассказа по теме «Домашние животные» составляется таблица с символами, обозначающими: «домик» (место обитания), «тарелка, ложка» (чем питается?), «шерсть» (чем покрыто туловище?), «человек» (польза для человека). Это существенно облегчает составление связного описательного рассказа.
Дети очень любят конструировать. Эту увлеченность можно использовать для развития речи. Лего-конструирование помогает отрабатывать с детьми грамматические конструкции (согласовывать имена числительные с именами существительными), например, сколько у тебя окон в домике, деревьев на лужайке.
Детали конструктора можно легко обратить в буквы, что незаменимо при обучении грамоте, а возникновение фигур живых существ из деталей конструктора оказывает помощь нам закреплять падежные завершения. (Собака без чего? Без хвоста).
Незаменим лего-конструктор при отработке с детьми предлогов. Например, обыгрывая постройку, ребенок говорит: «Зайка скакал по полянке, затем спрятался под кустом, увидев за деревом лису, пустился наутек»
Использование лего-конструктора помогает развивать связную речь, ведь дети с восторгом рассказывают, что они построили.
Одним из важнейших направлений в работе с детьми ТНР является укрепление и сохранение их здоровья. Этим и обусловлено применение здоровьесберегающих технологий.
Применение данных технологий способствует повышению работоспособности детей, снятия нервного напряжения, развитию общей и мелкой моторики, дыхательной системы, стимулированию речевых зон головного мозга, профилактике нарушения зрения.
Дыхательная гимнастика направлена на отработку правильного речевого дыхания.
Пальчиковая гимнастика – эффективный способ развития мелкой моторики и одновременно средство развития речи через проговаривание стихов, потешек.
Артикуляционная гимнастика представляет собой специальные упражнения, направленные на укрепление мышц артикуляционного аппарата. Благодаря ей у детей формируется правильное произношение звуков. Артикуляционная гимнастика проводится в группе ежедневно, что, к сожалению, снижает интерес детей к упражнениям, поэтому ее можно дополнить биоэнергопластикой – совместным движением руки и языка.
Рука ребенка подключается при полном освоении артикуляционного упражнения. Биоэнергопластика позволяет делать занятие увлекательным, помогает удерживать интерес детей, повышает настрой детей на положительный результат.
Дети дошкольного возраста не могут долго удерживать внимание, поэтому необходимо проводить физкультминутки, динамические паузы. Это способствует снятию напряжения у детей, профилактике переутомления.
В тесном сотрудничестве воспитателей, логопеда, воспитателя по физической культуре разработан комплекс физкультминуток, динамических пауз, учитывающий состояние здоровья детей, соответствующий лексическим темам, которые проходят дети в течение года.
В развитии речи детей большая роль отведена логоритмике. Активно применяя логоритмику в течение длительного времени, можно сделать вывод, что сочетание слова, движения и музыки способствует нормализации речи ребенка, развивает речевое дыхание, способствует укреплению здоровья, снятию психо-эмоционального напряжения.
Использование инновационных технологий не будет эффективным, если не учитывать особенности речевого развития каждого ребенка. Для этого в работе осуществляется дифференцированный подход - один из способов решения педагогических задач с учётом социально-психологических особенностей групп воспитания, которые существуют в сообществе детей как его структурные или неформальные объединения или выделяются педагогом по сходным индивидуальным, личностным качествам воспитанников.
После обследования речи дети разделяются на подгруппы для проведения последующей подгрупповой и индивидуальной работы. Такое разделение помогает эффективно и качественно развивать речь каждого ребенка, способствует созданию внутри коллектива комфортной среды.
Кроме подгрупповой, индивидуальной работы, с детьми практикуется и фронтальная форма организации деятельности, что позволяет создать атмосферу единого творческого сотрудничества.
Не малую роль в решении поставленной задачи и развитии познавательного интереса, играют наглядные пособия и раздаточный материал. Рассматривая эффективные средства, применяемые в работе с детьми ОНР, хочется выделить следующие:
-
Сигнальные карточки (например, попросить детей показать сигнальную карточку, обозначающую гласный звук, если они услышат таковой в потоке звуков).
-
Использование картинного материала для развития связной речи, восприятия, внимания, памяти.
-
Использование вставок на доску (буквы) при выполнении задания (дети соревнуются друг с другом, стараясь быстрее выполнить здание, т. к. поместить карточку на доску можно только выполнив задание или ответив на вопрос раньше других детей).
-
Применение информационно-коммуникационных технологий, что позволяет сделать образовательную деятельность необычной, интересной, насыщенной.
Важной частью работы по устранению речевых нарушений у детей ОНР является осуществление тесного взаимодействия с семьями воспитанников. Провести для родителей семинары-практикумы, родительские собрания, консультации, праздники, открытые мероприятия, предложить выполнить с детьми индивидуальные задания, поучаствовать в анкетировании. И самое главное, помнить, что они являются нашими союзниками в вопросах развития речи детей.
Инновационные формы позволяют детям более эффективно усвоить предлагаемый материал, сократить временной интервал, повысить познавательный интерес ребенка. За счет использования инновационных приемов удается создать благоприятный эмоциональный фон, повысить заинтересованность, активизировать не только речь и память, но и воображение, логическое мышление, творческое начало.
Использование инновационных технологий помогает реализовать личностно-ориентированный подход к детям, обеспечивая индивидуализацию и дифференциацию педагогического процесса с учетом способностей и уровня развития дошкольников.
Список литературы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273_ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». - М.: Омега-Л, 2014.-134с.
2. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.
3. Новые здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании детей. С. Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева // Развитие личности. - № 2. - С. 171-187, 2008 г.
4. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. - 3-е изд., стер. – М.: Большая российская энциклопедия, 2009. - 527 с.
5. Пилипенко Т. В. Технология наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников // Образование и воспитание. — 2018. — №1. — С. 22-25.
6. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2008;
7. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ./Автор-сост. Н. И. Еременко. – Волгоград: ИТД «Корифей». 2009;
8. Нечаев М.П., Романова Г.А. Интерактивные технологии в реализации ФГОС дошкольного образования. Учебно-методическое пособие. – М.: УЦ «Перспектива», 2014.
9. Атемаскина Ю.В. Современные педагогические технологии в ДОУ.- М.:Детство-Пресс,2011 г.
10. Мазурчук Н.И. Инновационные образовательные теории и технологии/ Н.И. Мазурчук//УрГПУ.- Екатеринбург, 2008 г
Скачать вложение