Экскурсия по мини-музею «Мойдодыр» для младших дошкольников
Автор: Захарова Ольга Александровна, Крючкова Светлана Сергеевна, Хаюзкина Мария Юрьевна МБДОУ «Детский сад №106», г. РязаньКонспект занятия по социально-коммуникативному и познавательному развитию для детей второй младшей группы с участием детей подготовительной группы
Аннотация
Формируя у детей младшего возраста навыки самообслуживания, важно научить их самостоятельно есть, умываться, одеваться и раздеваться. Дети, приученные к чрезмерной опеке, доставляют педагогу немало хлопот. Однако, если воспитатель терпеливо добивается поставленной цели, помогает ребенку тогда, когда он не в состоянии справиться сам, то удается добиться значительных результатов за короткое время.
Ознакомление детей с новым заданием по самообслуживанию, закрепление навыка наиболее эффективно проходит в совместной деятельности ребенка с взрослым.
В целях ознакомления детей с требованиями по самообслуживанию можно использовать разные формы работы: занятия, повседневные наблюдения за поведением окружающих взрослых, старших дошкольников, рассматривание иллюстраций, чтение художественных произведений, просмотры кукольных спектаклей.
Особое воздействие на чувства детей оказывают художественные произведения (А. Барто «Девочка чумазая» и др.). Чтобы вызвать желание детей умываться и сделать для них этот процесс легким и приятным, можно использовать песенки, потешки.
Повышает интерес у детей к самостоятельной деятельности и использование игрушек, организация игр с ними (куклу одеть, раздеть, умыть, накормить и т.д.) и в кукольный театр. Содержание таких игр воспитатель может придумать сам. Малыши смотрят, что делают куклы, звери, вспоминают, как они сами все это выполняют.
Одна из форм организации самообслуживания старших дошкольников - включение их в обучение детей более младших групп элементарным умениям. Так, семилетки помогают малышам овладевать некоторыми правилами самообслуживания. Обучая малышей тем или иным умениям, семилетние дети значительно совершенствуют свои навыки самообслуживания.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования говорит о том, что необходимо больше внимания уделять внутренним механизмам индивидуального развития детей дошкольного возраста. Этому в полной мере могут способствовать субъект-субъектные отношения, в своей основе предполагающие равноправное сотрудничество, взаимодействие на-равных. Только в таких условиях возможно эффективное формирование личности. Одним из важных факторов, влияющих на формирование личности, является физическое развитие, в том числе и формирование культурно-гигиенических навыков.
Реализуя принцип субъект-субъектных отношений, появилась идея возможности передачи опыта от старших дошкольников младшим. Как ничто другое этому способствует такая форма работы, как экскурсия. Дети подготовительной к школе группы уже достаточно близко знакомы с ней. В рамках работы проекта по профориентации они посещали различные музеи, где знакомились с профессиями в сельском хозяйстве, военными специальностями и др., наблюдали за работой экскурсовода, осваивали правила поведения в музеях. Также мини-музеи были организованы в помещениях детского сада. В младшем возрасте внимание у детей ещё очень неустойчивое. Старшие дети для них являются примером и объектом для подражания. А возможность примерить на себя опыт работы экскурсоводом вызвала неподдельный интерес у ребят подготовительной группы. Так и оформилась идея создания мини-музея Мойдодыра, которая поможет будущим школьникам реализовать себя в такой интересной роли, а малышам помочь закрепить имеющиеся навыки самообслуживания.
Экскурсия по мини-музею «Мойдодыр» для младших дошкольников
Цель: закрепление культурно-гигиенических навыков, знание предметов туалета и их назначение.
Задачи:
1. Обучающие:
- продолжать знакомить детей с правилами личной гигиены: как правильно мыть руки, зачем чистить зубы и др.; уточнить знания детей о предметах личной гигиены: мыло, вода, полотенце, щётки, мочалки; создавать условия для уточнения и закрепления знаний о музеях.
2. Развивающие:
- продолжать формировать умение связно, последовательно отвечать на вопросы воспитателя.
- развивать мыслительные операции: классифицировать и обобщать; развивать наблюдательность, любознательность
3. Воспитательные:
- воспитывать культурно-гигиенические навыки, желание всегда быть красивым, чистым, аккуратным, уважительно относиться к своему телу.
Материалы и оборудование: Плакат с изображением Мойдодыра, три стола, несколько кусков мыла с разными фруктово-ягодными ароматами, разной формы и цвета, хозяйственное мыло, жидкое мыло, детское мыло, гель, шампунь; зубные пасты для взрослых и для детей, зубные щетки: взрослые, детские, изготовленные из разных материалов, яблоко, мочалки из различного материала, картинки с изображением алгоритма мытья рук, запись марша.
Активизация словаря: музей, мыло, полотенце, зубная щётка, мочалка, вода.
Обогащение словаря: экскурсовод, неряха, опрятный.
Предварительная работа: с детьми подготовительной к школе группы проводилась беседа о музее с целью уточнения знаний и заучивание текста «экскурсоводов». С детьми второй младшей группы проводились экскурсии в мини-музей ДОУ, беседы «Что такое музей?», «В каком музее я был с родителями», «Что я видел в музее», чтение К. И. Чуковский «Мойдодыр».
Ход занятия
Мотивационный этап
Первый воспитатель: Ребята! Сегодня мы с вами пойдем в музей.
Первый воспитатель: Вы были когда-нибудь в музее?
Дети: Да
Первый воспитатель: В каком музее были?
Дети: В музее динозавров
Дети: В военном музее
Первый воспитатель: Как себя нужно вести в музее?
Дети: Хорошо, тихо.
Первый воспитатель: Отгадайте загадку:
«Умывальников начальник и мочалок командир
Любит чистых и опрятных знаменитый…..»(Мойдодыр)
Первый воспитатель: Угадали и мы отправляемся в музей Мойдодыра.
Под музыкальное сопровождение дети проходят по кругу и останавливаются у плаката с изображением Мойдодыра.
Второй воспитатель: Здравствуйте, ребята, я очень рада вас видеть сегодня в нашем музее Мойдодыра. Вы знаете, кто такой Мойдодыр?
Дети: Умывальников начальник и мочалок командир.
Второй воспитатель: В нашем музее собраны все вещи, которые любит Мойдодыр. Как вы думаете, какие вещи любит Мойдодыр?
Дети: Мыло, мочалку.
Первый воспитатель: мы очень хотим узнать, какие вещи находятся в вашем музее.
Основной этап, практический
Второй воспитатель: Итак, начинаем нашу экскурсию. Пройдите, пожалуйста, к первому столу (у стола стоит ребенок подготовительной группы). Это экскурсовод, он проводит экскурсию и рассказывает об экспонатах музея, о предметах, которые находятся в музее, итак - это экскурсовод (фамилия и имя первого ребенка подготовительной группы)
Первый ребенок-экскурсовод: Здравствуйте, ребята! Отгадайте загадку:
Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я,
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится.
Дети: Мыло.
Первый ребенок-экскурсовод: Правильно, это мыло. В моём зале представлены разные виды мыла. Вот это – мыло хозяйственное, в старые времена было только такое, им и мылись, и стирали. Посмотрите, какое оно серое, а как хорошо смывает грязь! Позже люди догадались варить мыло разного цвета, с разными запахами, разной формы. Понюхайте, чем пахнет это мыло?
Дети: Цветами.
Первый ребенок-экскурсовод: А вот это?
Дети: Ягодами
Первый ребенок-экскурсовод: Какой формы это мыло?
Дети: Круглое.
Первый ребенок-экскурсовод: Какое оно по цвету?
Дети: Желтое.
Первый ребенок-экскурсовод: Мыло можно сделать и своими руками, если иметь под рукой всё необходимое. А вот это – жидкое мыло, им очень удобно пользоваться, оно не выскользнет из рук. На основе мыла созданы различные шампуни, гели для душа и многое другое. Мойте руки с мылом и никакие микробы вам не страшны.
Игра с мылом.
Второй воспитатель: Переходим в следующий зал. И здесь нас ждет экскурсовод (фамилия и имя второго ребенка подготовительной группы)
Второй ребенок-экскурсовод: А что представлено в моём зале, вы узнаете, отгадав еще одну загадку:
Костяная спинка,
Жесткая щетинка,
С мятной пастой дружит,
Нам усердно служит.
Дети: Зубная щетка.
Второй ребенок-экскурсовод: Правильно, это зубная щетка. Обратите внимание вот на эти деревянные палочки – такими были первые зубные щетки. Люди чистили зубы ими или попросту пальцами, вот так (имитация чистки пальцем). Ребята, а вы чистите зубы?
Дети: Да.
Второй ребенок-экскурсовод: Какие щётки у вас дома?
Дети: Большие, маленькие, с собачкой и т.д.
Второй ребенок-экскурсовод: Современные щетки очень разнообразные: они бывают на пластиковых ручках (пластиковые) или на деревянных (деревянные), и даже бывают механические - на батарейках. (Второй ребенок-экскурсовод демонстрирует детям разные зубные щетки). Вот эти щетки – взрослые, они большие. А вот эти – детские, они меньше по размеру. А что ещё нужно, чтобы чистить зубы?
Дети: Зубная паста.
Второй ребенок-экскурсовод: Правильно, зубная паста. Она, как и щётки, бывает взрослая и детская, а также может быть с различными вкусами. Но помните, ребята, что глотать пасту нельзя! А как вы думаете, зачем рядом со щётками и пастами лежит яблоко?
Дети: Для еды.
Второй ребенок-экскурсовод: Оказывается, некоторые фрукты неплохо справляются с чисткой зубов, например, яблоко. Съев одно яблоко, можно считать, что зубы почищены.
Первый воспитатель: Спасибо, очень интересно у вас в музее. Мы еще маленькие, но каждый день чистим зубы.
Физминутка (проводит первый воспитатель):
А когда я взрослым стану (дети поднимают руки вверх),
Я купаться научусь (дети впереди себя машут руками).
Встану я в большую ванну (ходьба на месте),
Оба крана откручу (дети впереди себя вращают кистями рук).
Сам потру живот и спинку (поглаживают себя по животу),
И веснушки на носу (потирают указательными пальцами пазухи носа вверх-вниз).
Заверну себя в простынку (обнимают себя руками),
И в кроватку отнесу (ходьба на месте).
Второй воспитатель: Переходим в следующий зал экскурсовод (фамилия и имя третьего ребенка подготовительной группы) уже ждет нас.
Третий ребенок-экскурсовод: А теперь обратите внимание, какие экспонаты в моём зале. Что такое экспонаты?
Дети: Это предметы, которые находятся в музее.
Третий ребенок-экскурсовод: В этом зале- это мочалки. Для чего они нужны?
Дети: Чтобы тереть спинку, чтобы мыться.
Третий ребенок-экскурсовод: Раньше мылись мочалками, сделанными из лыка -лыковыми. (Рассказ сопровождает показом) А современные мочалки изготовлены из самых различных материалов, разные по форме, цвету. Какие мочалки у вас дома?
Дети: Мягкая, красная и т.д.
Третий ребенок-экскурсовод:- Вот это губка для душа. А вот эти петли на длинной мочалке для того, чтобы удобнее было держать мочалку, когда трёшь спинку. Мочалки для взрослых грубые, они хорошо трут, а детские – мягкие и нежные, как и кожа у детей.
(Третий ребенок - экскурсовод проводит самомассаж мочалками)
Первый воспитатель: Спасибо, было очень интересно.
Второй воспитатель: Ну, а в этом зале мы с вами поиграем. Посмотрите, какие-то картинки разбросаны на столе. Мне кажется, на них изображено, как нужно мыть руки, но картинки перепутаны. Давайте расставим их в правильном порядке. Но сначала вспомним, что нужно сделать в первую очередь, когда хочешь помыть руки?
Дети дают разные ответы (открыть воду, закатать рукава), первый воспитатель наводящими вопросами корректирует их.
(Работа на доске: дети выбирают картинки и располагают их в правильном порядке, получается алгоритм мытья рук).
Второй воспитатель: Молодцы, вы справились с заданием.
Дети-экскурсоводы: В заключение нашей экскурсии мы дарим вам подарок (вручают красочный алгоритм мытья рук), чтобы вы всегда помнили, как правильно мыть руки и раскраски (с изображением предметов личной гигиены).
Первый воспитатель: Спасибо, было очень интересно, нам пора возвращаться в группу. (Под музыкальное сопровождение дети проходят по кругу и идут в группу)
Первый воспитатель: А где мы сегодня были?
Дети: В музее.
Первый воспитатель: А кто-нибудь помнит, как называются одним словом предметы, которые находятся в музее?
Дети:- Экспонаты.
Первый воспитатель: Какие предметы вы сегодня видели в музее?
Дети: Мыло, мочалки, зубная паста, зубные щетки.
Первый воспитатель: Какое главное правило Мойдодыра?
Дети: Всегда быть чистым.
Заключительный этап. Рефлексия.
Первый воспитатель: Что понравилось вам сегодня?
Дети:- Играть с мылом, раскладывать картинки и т.д.
Первый воспитатель: Что вызвало затруднение? Было трудно?
Дети дают разные ответы.
Перспективный этап
Первый воспитатель: Обязательно расскажите своим родителям о сегодняшней экскурсии в музей «Мойдодыра» и о том, что вы сегодня узнали. Предлагаю вам раскрасить подаренные раскраски.
Литература
2. Конина Е.Ю. «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект» – М.: Айрис-пресс, 2007. – 12 с.
3. Миляева Н.В., Лагутина Н.Ф. «Музей в детском саду. Библиотека воспитателя». – М.: Сфера, 2011. – 128 с.
4. Нечаева В. Г. Воспитание дошкольника в труде. М., «Просвещение», 1974г.- 60с.
5. Рыжова Н.А., Логинова Л.В., Данюкова А. И. «Мини-музей в детском саду». – М.: Линко-пресс, 2008. – 256 с.
6. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. «Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию». – М.: Просвещение, 2007. – 125 с.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Издательство: Центр педагогического образования, 2014 г. – 32 с.
8. Шерстнёва С. Г. Закрепление культурно-гигиенических навыков в стихах, загадках [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2015/09/25/zakreplenie-kulturno-gigienicheskih... (Дата обращения: 03.02.2020)
Конспект во вложении (doc, 28KB)
Скачать вложение