Есениниада
Автор: Пронина Ирина Константиновна, учитель-логопед, Каширина Наталья Александровна, воспитатель, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 149», г.РязаньПроект
Введение
«Щедра рязанская земля…» Наши талантливые земляки – рязанцы проявили себя и в ратных подвигах, и в трудовых делах. Душа нашего края – «страны березового ситца» раскрывается в стихах С.А. Есенина.
Лирику С.А. Есенина любят и знают во всем мире, и, на наш взгляд, рязанские дети с раннего возраста должны и могут знакомиться с творчеством человека, прославившего рязанский край.
Прикоснувшись к творчеству С. Есенина, дети получают возможность, пополнить, обогатить свой язык, так как эпитеты, сравнения, метафоры в лирике Есенина, не ради формы, а для того, чтобы глубже раскрыть содержание. Реальность, конкретность, осязаемость характерны для его образного языка. Родная природа – вечный источник вдохновения. Описание самых простых и будничных сцен становятся волшебным, сказочно манящим.
Знакомство с биографией и творчеством поэта мы осуществляем через проектную деятельность.
Наш проект осуществлялся на базе подготовительной к школе группе компенсирующего направления для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Опыт работы
Чтение художественной литературы выступает как одна из форм совместной партнерской деятельности взрослого с детьми. В отличие от других форм – продуктивной, познавательно-исследовательской, игровой – она не может быть продолжена дошкольниками самостоятельно и перейти в их свободную деятельность в силу того, что дошкольники в большинстве своем не умеют свободно читать и зависят от партнера – взрослого. При заучивании стихов дошкольнику, который не может читать самостоятельно, так же необходима помощь взрослого.
Педагоги часто сталкиваются с монотонностью, невыразительностью детской речи, особенно ярко выражено это у дошкольников с тяжелыми нарушениями речевого развития. В большинстве случаев это связано с тем, что дети не всегда осознают значение интонации для передачи смысла высказываний и своего отношения к происходящему.
Задачи формирования интонационной выразительности выступают в единстве с задачами четкого дословного запоминания текста.
Самая сильная память – эмоциональная. Значит, заучивание для дошкольника должно быть делом веселым, эмоциональным, при этом содержание стихотворения – осязаемым, видимым, представляемым, какими и являются стихи С.Есенина.
Чем больше анализаторов будет задействовано при запоминании, тем быстрее ребенок запомнит содержание и интонацию текста.
Мы в своей практике используем при заучивании опорные схемы, которые позволяют закодировать текст путем использования символов, знаков, букв, картинок, определенной цветовой гаммы. Цель такого кодирования – задействовать личный опыт, ассоциативную память, более полно произвести заданный текст, выделяя ключевые слова.
Символы и знаки обговариваются с детьми. В стихотворениях слова организованны ритмически стихотворной строкой, и мы также каждую стоку зарисовываем отдельно. В конце каждой строки ставим паузу (вертикальную линию). Ребенок видит строчку символов, времени на запоминание затрачивается меньше и также позволяет распределить речевое дыхание таким образом, чтобы его хватило до конца строки.
Таким образом, схемы позволяют активизировать зрительную и ассоциативную память и одновременно отрабатывать навыки интонационной выразительности.
Такие – схемы подсказки развивают долговременную память, позволяют перечитывать стихи снова и снова.
С целью усилить сюрприз, мотивационный момент используем рисунки-неведимки, нарисованные свечой или восковыми мелками. Эти рисунки проявляются при нанесении акварельных красок. Дети получают такие книжки-малышки и дорисовывают их вместе с родителями. На основе этих книжек дети доучивают или повторяют стихи.
В старшем дошкольном возрасте ведущим остается наглядно-образное мышление, поэтому при заучивании стихов опора на такие схемы, дает возможность опираться на психические особенности развития ребенка-дошкольника. Ребенок может сам составлять такие схемы для запоминания, исходя из своего личного жизненного опыта, осуществляя личностно-ориентированный путь решения стоящей задачи.
Дети, ориентируясь на образец, способны воспроизвести стихи с соблюдением интонационных средств выразительности: они правильно пользуются вопросительной, повествовательной, восклицательной интонациями, могут передавать свои чувства по отношению к различным ситуациям: радость, печаль, негодование и др.
Лирическая поэзия Есенина развивает эмоциональную сферу детей. Поэтическое слово, напевность стихотворной речи способствует формированию художественного вкуса у детей, формированию читательского кругозора.
Совместное чтение, заучивание стихов, выполнение творческих работ и иллюстраций к прочитанному помогает преодолеть дефицит общения между родителями и детьми.
Эта методика была опробована с детьми, далее с этой методикой в ходе открытых занятий были ознакомлены родители, которые также заинтересовались предложенными наработками.
В рамках мастер-классов, участия в фестивале…. Свой опыт работы мы презентовали педагогам детских садов и школ города.
«В своих стихах, - писал Есенин, - читатель должен главным образом обращать внимание на лирическое чувствование и … образность… . Не я выдумал этот образ, он был и есть основа русского духа и глаза, но я первым развил его и положил камнем в своих стихах.»
Таким образом, все мастерство словесной живописи Есенина подчинено единственной цели – дать читателю почувствовать красоту и животворящую силу природы.
Остановимся на стихотворении «Закружилась листва золотая…»
Символы и знаки обговариваем с детьми. В стихах слова организованны ритмически стихотворной строкой. Каждая стихотворная строка рисуется отдельно. В конце каждой строки ставим паузу. Стихотворная строка представляет собой ритмическое законченное сочетание слов, поэтому ее и следует отделять от других строк паузой, которая и подчеркивает ритмическую законченность каждой строки. Стихотворная строка взаимодействует с другими строками по смыслу, а также по рифме и ритму.
В первом четверостишье рисуется образ опавшей листвы: «словно бабочек легкая стая, с замираньем летит на звезду». Здесь интонация спокойная, с легкой грустью. Голосом выделяем «с замираньем» и графически зарисовываем паузу, в середине строки. После этого четверостишия, пауза более длинная (две вертикальных линии).
Тихая осенняя грусть созвучна настроению поэта: я сегодня влюблен в этот вечер…». Но появляется «отрок-ветер» и вносит шаловливые нотки, будоражит жизнеутверждающую силу природы, что мы и подчеркиваем голосом.
Умиротворение, спокойствие, захватывает автора и он спрашивает: « где ты, где моя тихая радость, все любя ничего не желать?». Вопросительную интонацию отмечаем на схеме.
Стихотворение заканчивается оптимистическим вопросом, что и подчеркиваем голосом. В зависимости от настроения исполнителя оптимизм может присутствовать в большей или меньшей степени.
В проекте «Есениниада» активно использовались ассоциативные коробочки. Применение ассоциативных коробочек позволило задействовать ассоциативное мышление детей. В работе с ассоциативными коробочками используются предметы-подсказки, которые вызывают ассоциации с тем или иным фактами из биографии поэта, любимыми явлениями и образами, цветовой гаммой и т.п. Запоминается основной факт. Предмет-подсказка напоминает о чем идет речь, исходя из этого ребенок придумывает предложение. В предложения вводятся яркие образы, эпитеты, сравнения, обогащается речь детей. Дети учатся строить и использовать предложения разных конструкций, грамматически правильно оформляя их.
У дошкольников появляется навык составлять предложения одно за другим, логично и последовательно выстраивать рассказ, раскрывая сюжет. Увидев предметы-подсказки, ребенок сможет вспомнить материал через некоторое время. Таким образом, развивается и долгосрочная память.
Использование таких ассоциативных коробочек позволило нам составить рассказы, систематизировать и закрепить знания о детстве и творчестве С. Есенина, о его любимом дереве, о любимом времени года.
В проект дети включились с интересом, материал подбирался основываясь на возрастные и речевые особенности дошкольников, на зону их ближайшего и актуального развития.
Работа над проектом не оставила в стороне и родителей, они пополняли наши коробочки необычными предметами и их заместителями, которые ассоциировались с изучаемой темой, вместе с детьми рисовали рисунки, делали поделки, пополняли тематическую выставку посвященную жизни и творчеству С.А. Есенина книгами и фотографиями. Такая работа дает положительный результат в работе с детьми.
ПРОЕКТ «ЕСЕНИНИАДА»
Тип: Позновательно- творческий, информационный, групповой.
Продолжительность: краткосрочный.
Срок реализации: сентябрь – октябрь 2017 г.
Участники: воспитатели, учитель – логопед, музыкальный руководитель, родители, дети.
Задачи: систематизировать знания детей о биографии и творчестве С.А. Есенина; приобщать дошкольников к высокохудожественной литературе; формировать запас литературных, художественных впечатлений; побуждать дошкольников эмоционально и выразительно читать наизусть стихотворения; учить выражать свои мысли и эмоции литературным языком; строить разнообразные конструкции предложений; обогащать словарь детей эпитетами, метафорами, сравнениями.
В состав проекта входят 3 мини- проекта:
1. «Я рисую стихи С. Есенина»
Срок реализации: сентябрь 2017 г.
Участники: воспитатели, родители, дети.
Задачи: развивать эмоциональную отзывчивость на стихотворения; побуждать детей передавать переживания, эмоции и чувства через рисунок; создать условия для сотрудничества родителей и детей.
2. «Страна березового ситца»
Срок реализации: сентябрь 2017 г.
Участники: воспитатели, родители, дети.
Задачи: учить детей выражать свои чувства и эмоции через творческую деятельность; продемонстрировать дошкольникам разнообразие средств и
способов выражения своих чувств; создание условий для преодоления дефицита общения, через партнерские отношения «педагог – ребенок –родитель».
3. Ассоциативные коробочки «Березка русская»
Срок реализации: сентябрь – начало октября 2017 г.
Участники: учителя – логопеды, родители, дети.
Задачи: научить детей применять полученные знания, представления в связной речи; побуждать пересказывать эмоционально, логично, последовательно, уместно употребляя образные средства языка; создавать условия для взаимодействия детей и родителей.
Проект реализуется в несколько этапов:
1 этап
- знакомство детей с биографией и творчеством С. Есенина;
- чтение стихотворений;
- слушание песен на стихи С.Есенина;
- рассматривание альбомов « С. Есенин»;
- рассматривание открыток, книг, слайдов.
Цель: расширять знания детей о биографии и творчестве С. Есенина.
Срок: сентябрь
Участники: воспитатели, муз. руководители, дети, родители.
2 этап
- заучивание стихотворений С. Есенина. (по выбору педагогов и всоответствии с программой);
- работа над интонационной выразительностью;
- зарисовки стихотворений.
Цель:
- обогащать словарь детей эпитетами, метафорами, сравнениями;
- побуждать дошкольников эмоционально и выразительно читать наизусть стихотворения.
Срок: сентябрь – начало октября.
Участники: воспитатели, учитель – логопед, дети.
Итог второго этапа – итоговое занятие «Люблю березку русскую»
Программное содержание: учить детей составлять коллективный рассказ о березе; учить эмоционально и выразительно читать наизусть, инсценировать стихи о березе; закрепить знания детей о символах России; закрепить знания детей о значении березы в творчестве С.Есенина; обогащать словарь детей эпитетами, метафорами, сравнениями; развивать ассоциативное мышление, память; воспитывать у детей чувство восторга и любование красотой «белоствольного символа России».
3 этап
- выражение эмоций через творчество.
- книжка – малышка «Я рисую стихи С. Есенина»
- творческие работы «Страна березового ситца»
Цель:
- развивать эмоциональную отзывчивость на стихотворения;
- побуждать детей передавать переживания, эмоции и чувства через рисунок; создать условия для партнерских отношений педагогов, родителей и детей.
Срок: сентябрь – начало октября.
Участники: воспитатели, родители, дети.
Книжки – малышки «Я рисую стихи С. Есенина»
Детский рисунок к стихотворению А.С. Есенина «Белая береза»
4 этап
- развитие связной речи
- ассоциативные коробочки «Березка русская»
Цель: развивать связную речь, уместно употребляя образные средства языка.
Срок: конец сентября – начало октября.
Участники: учитель – логопед, воспитатели, родители, дети.
5 этап
- презентация проекта для родителей и педагогов:
- открытое занятие « Поэтическая гостиная «Откроем томик Есенина»;
развлечение «День рождение С. Есенина».
Цель: систематизировать знания детей о биографии и творчестве С. Есенина; побуждать дошкольников эмоционально и выразительно читать наизусть стихотворения; продолжать учить выражать свои мысли и эмоции литературным языком; строить разнообразные конструкции предложений;
активизировать словарь детей (эпитеты, метафоры, сравнения); создать условия для партнерских отношений.
Срок: октябрь.
Участники: воспитатели, учителя – логопеды, муз. руководитель, родители, дети.
Работа над проектом «Есениниада» позволила сделать следующие промежуточные выводы:
1. Словесное творчество влияет на развитие всех сторон речи ребенка: речь детей становится выразительной, образной, эмоционально обогащенной.
2. Заучивание стихотворений оказывает целенаправленное воздействие на активизацию и развитие восприятия, мышления, памяти.
3. Выразительное чтение стихотворений наизусть обогащает литературный багаж детей, развивает умение воспринимать литературное произведение, осознавая наряду с содержанием и элементы художественной выразительности.
4. Умение детей интонационно выразительно рассказывать стихотворения наизусть позволяет интенсивнее формировать коммуникативные навыки общения.
5. Словесное творчество, основанное на восприятии художественного слова, тесно связано с изобразительной, музыкальной, театральной деятельностью.
Результаты:
1. Ассоциативная шкатулка о биографии и творчестве С. Есенина; ассоциативные коробочки о березке;
2. Практические материалы о творчестве и биографии С. Есенина (альбомы, открытки, библиотека книг, презентация);
3. Книжки – малышки « Я рисую стихи С. Есенина»;
4. Книга своими руками « Сборник стихотворений. С.А. Есенин»;
5. творческие работы : «Страна березового ситца», фотоальбом «Страна березового ситца»;
6. Фотозарисовки с занятий.
Литература
1.А. Ветлугин. Воспоминания о Есенине. Русское зарубежье о Сергее Есенине – М. ТЕРРА-Книжный клуб, 2007г.
2.Куняев Ст.Ю., Куняев С.С. Есенин. – М. Мол. Гвардия, 2005г.
3.Лекманов О., Свердлов М. Сергей Есенин: Биография. М.: Астрель, 2011г.
4.Юсов Н.Г. Известный и неизвестный Есенин. – М. Новый индекс, 2012г.
5.Прокушев Ю. Сергей Есенин. Москва, «Детская литература», 1971г.
Вложений нет
Скачать вложение