Формирование финансовых представлений у детей дошкольного возраста
Автор: Анурова Татьяна Александровна, Кубанова Елена Игоревна, воспитатели МБДОУ «Детский сад № 37», г. РязаньАннотация. В настоящее время в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте необходимо быть финансово грамотным. Одним из вариантов решения этой проблемы является формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. В статье раскрываются методы и приемы формирования финансовых представлений у детей дошкольного возраста. Процесс формирования финансовых знаний и представлений раскрывается как важное направление экономического образования дошкольников.
Ключевые слова: финансовые представления, дети дошкольного возраста, игра.
Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте необходимо быть финансово грамотным.
Федеральная образовательная программа дошкольного образования одной из задач выделяет «формирование элементов финансовой грамотности, осознания материальных возможностей родителей (законных представителей), ограниченности материальных ресурсов» [4].
Важно осознать, что финансовая грамотность – это не только умение считать деньги и управлять своими финансами. Это также понимание экономических процессов, правильного распределения ресурсов, умение принимать финансовые решения и оценивать их последствия. Дети, овладевшие финансовыми навыками, получают преимущество в будущем и могут успешно адаптироваться к переменам в экономической среде.
Одним из вариантов решения этой проблемы является проведение занятий по финансовой грамотности в рамках образовательной области «познавательное развитие». Такие занятия помогут детям лучше понять, что такое деньги, как они зарабатываются, сохраняются и используются. Занятия по финансовой грамотности могут быть интерактивными и игровыми, чтобы привлечь внимание детей и сделать обучение эффективным.
В ходе формирования финансовых представлений педагогу рекомендуется использовать следующие виды деятельности:
- организацию разных видов игр (сюжетных, дидактических, развивающих, игр-соревнований, квестов, командных, аукционов, др.): «Семейный бюджет», «Бизнесмен», «Доходы из отходов», «Супермаркет», «Салон красоты», «Кондитерская фабрика», «Мамино кафе», «Доходы», «На пути к финансовой грамотности»;
- включение разнообразных моделей, символов, ребусов, кроссвордов, обозначающих различные финансовые и экономические понятия, креативных заданий, др.;
- решение экономических и финансовых задач, проблемных ситуаций (например, «Давайте помечтаем, если бы у меня было много денег...», «Как я помогаю маме», «Кого можно назвать богатым человеком?», «На что бы я потратил деньги?», др.);
- анализ поступков героев литературных произведений, сказок, (например, И. Шведова «Экономическая азбука для детей и взрослых», К.И. Чуковский «Муха-Цокотуха», Э. Успенский «Бизнес крокодила Гены», др.);
- просмотр мультфильмов и их последующее обсуждение («Винни-Пух и все-все-все», «Лето в Простоквашино», «Дядюшка Скрудж», «Утиные истории», др.);
- проведение ролевых игр, где дети могут играть роли банкира, инвестора, потребителя и т.д., чтобы они лучше поняли роль финансов в реальной жизни;
- организация игровых экономических ярмарок или бирж, где дети могут торговать с помощью условных единиц различными товарами и услугами, чтобы понять, как работает рынок;
- создание «банка» или «кооператива», где дети могут понять основы финансового управления и взаимодействия с другими людьми;
- проведение игр по созданию бюджета, инвестированию, управлению, чтобы дети получили практические навыки финансового планирования;
- использование онлайн-платформ и приложений, которые помогут детям изучать финансовые понятия и вести учет своих финансов;
- проведение экскурсий в банки, предприятия и другие организации, где дети смогут увидеть, как работают различные финансовые учреждения и предприятия;
- обращение к устному народному творчеству («Хорошо дешево не бывает», «Копейка рубль бережет», «Маленькая добыча лучше большого наклада», «Не деньги богатство, а бережливость и разум» бережливость, др.) и др.
Особое значение в современных условиях приобретают информационно-коммуникационные технологии, расширяющие возможности ребенка в освоении финансовых представлений. Поэтому в процессе работы особое внимание следует уделить:
- интерактивным играм: «Бюджет семьи», «Деньги в кошельке», «Что можно купить за деньги», «Кто больше заработает», «Куда потратить деньги?», «Дорогой или дешевый товар: что лучше», «Размен монет», «Семейный доход», «Путешествие по городу профессий», «Участь работать и зарабатывать», «Товарный склад», «Сказка про деньги»;
- занятиям с использованием информационно-коммуникационных технологий: «Путешествие в страну финансовой грамотности», «Расходы или как потратить деньги с пользой»; компьютерных презентаций «Семейный бюджет», «Крупные компании нашей страны», «Как работает сбербанк», «Что такое бизнес», др.
Занятия рекомендуется проводить в различных формах: в форме квест-игр, сюжетно-ролевых игр, игр-путешествий, игр помощи сказочному персонажу в решении финансовых проблем, в форме мини-экскурсий, виртуальных экскурсий, викторин и др.
Процесс формирования финансовых знаний и представлений как важное направление экономического образования дошкольников, представляет собой единую воспитательно-образовательную систему, обеспечивающую экономическую социализацию детей. Социализация ребенка в области экономики осуществляется в процессе освоения экономической реальности, индивидуального этического наполнения экономических категорий, организации экономического пространства жизнедеятельности.
Важно также привлекать родителей к процессу обучения финансовой грамотности. Дети часто учатся на примере своих близких, поэтому если родители сами обладают определенными навыками, они смогут передать их своим детям. Кроме того, родители могут совместно с детьми создать своеобразную домашнюю экономику, где дети будут учиться планировать расходы, управлять своими сбережениями и принимать финансовые решения.
Проблема отсутствия финансовой грамотности в детских садах должна быть решена при помощи совместных усилий образовательных организаций, правительства и общества в целом. Предоставление детям возможности освоить финансовые навыки уже на ранних этапах их развития сделает их гораздо более готовыми к будущим финансовым вызовам. Таким образом, инвестиции в финансовую грамотность детей сегодня принесут выгоды обществу в целом в будущем.
Список литературы:
1. О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и министерства Просвещения Российской Федерации, касающихся федеральных государственных стандартов общего образования и образования, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 08 ноября 2022 № 955 – Текст: Электронный// Консультант плюс. Версия Проф. – Москва: 2022.
2. Федеральная образовательная программа дошкольного образования: утверждена приказом Минпросвещения от 25.11.2022 № 1028/ Министерство просвещения Российской Федерации. – Текст: Электронный// Консультант плюс. Версия Проф.– Москва: 2022.
3. Меньшикова, О. И., Попова, Т. Л. Экономика детям, большим и маленьким -М.:ТЦ Сфера, 1994.-157 с.
Скачать вложение