Формирование основы культуры здоровья
Автор: Потапова Оксана Юрьевна, старший воспитатель МДОУ «Ряжский детский сад №9», Рязанская область Мы не ошибёмся, если скажем, что во все эпохи человечества здоровье было ключевой ценностью. " Будьте здоровы! " – произносят люди друг другу. Желаем вам самого главного – здоровья ", молвят наши родные. По большому счету здоровье было и остаётся важнее власти и имущества. Понятие " здоровый образ жизни " имеет очень много определений. Но самым известным и более значимым, следует рассматривать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: Здоровье – это не только физическое и психологическое состояние, но и социальное благополучие.
Наблюдать за красивым и здоровым ребёнком – желание любого человека, который находится рядом с ним, кто переживает и заботит его здоровье. Если у ребенка не создана основа здоровья в дошкольном возрасте, трудно сформировать в будущем. Сохранение и укрепление здоровья детей – главная задача российского образования, в том числе его первой ступени – дошкольного образования.
Культура здоровья – это наука о закономерностях формирования и сохранения здоровья. Дошкольный возраст – это этап активного роста, развития организма и повышенной его чувствительности к влияниям окружающей ребенка среды, в том числе, к здоровьесберегающим технологиям проводимым в детском саду. Результативность различных мероприятий на прямую связанно с условиями и подбором методического обеспечения дошкольной организации.
Общеизвестно, что состояние человека, более чем на одну вторую, зависит от образа жизни, на одну четвертую– от окружающей среды и на много меньше оно зависит от наследственных факторов и положением здравоохранения в государстве.
Наша главная задача заложит ребёнку необходимость быть здоровым, что означает быть активным, работоспособным. Мы призваны развивать у детей дошкольного возраста интерес к своему здоровью и стремление его укреплять. Принципиально создавать у детей основу познаний и фактических умений здорового образа жизни, сознательную необходимость в регулярных занятиях физкультурой и различными видами спорта.
Осуществление целей и задач, поставленных для формирования основ культуры здоровья реализуются в режимных моментах, через воспитание культурно-гигиенических навыков, а также при помощи рационального питания.
Культуру здоровья дошкольника мы рассматриваем как социализацию дошкольника, подготовку его к деятельности по охране и укреплению здоровья, основанную на представлениях и опыте, которые приобретаются в педагогическом процессе в ДОУ и семейном воспитании.
Основным залогом успеха этой работы в том, чтобы сами воспитатели и родители стали носителями знаний культуры здоровья, т. к. именно старшее поколение является примером для детей.
Обобщив выше сказанное, можно сделать вывод, что формирование культуры здоровья основано на трёх китах: педагоги, ребёнок, семья.
Здоровья семья является основным условием воспитания культуры здорового ребенка. В работе с семьей по формированию потребности в здоровом образе жизни у детей необходимо использовать формы работы с родителями, такие как информационные бюллетени, рекламные буклеты, тематические выставки, библиотека здоровья, оформить информационные уголки здоровья, проводить консультации, встречи «за круглым столом», родительские собрания с привлечением физкультурных и медицинских работников, спортивные семейные эстафеты.
Основы здорового образа жизни детский сад и семья должны заложить в дошкольном детстве, используя разнообразные формы работы. И именно в семье и в детском образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье
"Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам" — так гласит восточная мудрость. Задача педагогов — обучить детей покорять эту вершину. Чтобы жить достойно в нашем обществе, человек должен умело контролировать себя: своё тело, душу, ум. .
В нашем детском саду особое внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям, как одному из главных условий воспитания здоровья детей.
Для улучшения состояния здоровья и обеспечения гармоничного развития детей, в детском саду проводится полноценный комплекс физкультурно-оздоровительных мероприятий: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры, гимнастика после сна, гимнастика для газ, дыхательная гимнастика, ароматерапия, точечный массаж, кварцевание помещений, витаминизация блюд, прогулки, спортивные соревнования, физкультурные праздники.
В каждой группе создан физкультурный уголок, в котором находится оборудование для занятий по физкультуре. Много спортивного инвентаря изготовлено воспитателями с помощью родителей. Так же на участках оборудованы физкультурные площадки.
Новый день ребёнка в детском саду начинается с утренней зарядки, после которой получен заряд энергии на весь день. В утренние часы у детей наибольшая нагрузка, в первой половине дня проводится образовательная деятельность, которая требует от детей длительного умственного напряжения, зрительной нагрузки. Поэтому в учебно-воспитательный процесс включаем оздоровительные мероприятия, которые позволяют переключить внимание на другой вид деятельности: гимнастику для глаз, физкультминутки, пальчиковую гимнастику, артикуляционную гимнастику.
В режиме дошкольного учреждения важное место занимают подвижные игры, так как являются средством физического развития и неотъемлемой частью двигательного режима. Дети очень любят подвижные игры соревновательного характера, которые позволяют развивать ловкость, быстроту реакции.
В ДОУ ведётся активная работа с семьями воспитанников: оформляются папки-передвижки, где представлены рекомендации по оздоровительным, закаливающим мероприятиям, проводятся родительские собрания, консультации, анкетирование по вопросам здорового образа жизни.
Купить здоровье нельзя, его можно только укрепить собственными постоянными тренировками. Но для того, чтобы сохранить здоровье ребёнка, необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его, с целью создания вокруг него атмосферы, наполненной потребностями, традициями и привычками здорового образа жизни. Знания, умения и навыки, заложенные в детском возрасте, станут прочным фундаментом для создания положительной мотивации к охране собственного здоровья во взрослой жизни.
Литература
Наблюдать за красивым и здоровым ребёнком – желание любого человека, который находится рядом с ним, кто переживает и заботит его здоровье. Если у ребенка не создана основа здоровья в дошкольном возрасте, трудно сформировать в будущем. Сохранение и укрепление здоровья детей – главная задача российского образования, в том числе его первой ступени – дошкольного образования.
Культура здоровья – это наука о закономерностях формирования и сохранения здоровья. Дошкольный возраст – это этап активного роста, развития организма и повышенной его чувствительности к влияниям окружающей ребенка среды, в том числе, к здоровьесберегающим технологиям проводимым в детском саду. Результативность различных мероприятий на прямую связанно с условиями и подбором методического обеспечения дошкольной организации.
Общеизвестно, что состояние человека, более чем на одну вторую, зависит от образа жизни, на одну четвертую– от окружающей среды и на много меньше оно зависит от наследственных факторов и положением здравоохранения в государстве.
Наша главная задача заложит ребёнку необходимость быть здоровым, что означает быть активным, работоспособным. Мы призваны развивать у детей дошкольного возраста интерес к своему здоровью и стремление его укреплять. Принципиально создавать у детей основу познаний и фактических умений здорового образа жизни, сознательную необходимость в регулярных занятиях физкультурой и различными видами спорта.
Осуществление целей и задач, поставленных для формирования основ культуры здоровья реализуются в режимных моментах, через воспитание культурно-гигиенических навыков, а также при помощи рационального питания.
Культуру здоровья дошкольника мы рассматриваем как социализацию дошкольника, подготовку его к деятельности по охране и укреплению здоровья, основанную на представлениях и опыте, которые приобретаются в педагогическом процессе в ДОУ и семейном воспитании.
Основным залогом успеха этой работы в том, чтобы сами воспитатели и родители стали носителями знаний культуры здоровья, т. к. именно старшее поколение является примером для детей.
Обобщив выше сказанное, можно сделать вывод, что формирование культуры здоровья основано на трёх китах: педагоги, ребёнок, семья.
Здоровья семья является основным условием воспитания культуры здорового ребенка. В работе с семьей по формированию потребности в здоровом образе жизни у детей необходимо использовать формы работы с родителями, такие как информационные бюллетени, рекламные буклеты, тематические выставки, библиотека здоровья, оформить информационные уголки здоровья, проводить консультации, встречи «за круглым столом», родительские собрания с привлечением физкультурных и медицинских работников, спортивные семейные эстафеты.
Основы здорового образа жизни детский сад и семья должны заложить в дошкольном детстве, используя разнообразные формы работы. И именно в семье и в детском образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье
"Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам" — так гласит восточная мудрость. Задача педагогов — обучить детей покорять эту вершину. Чтобы жить достойно в нашем обществе, человек должен умело контролировать себя: своё тело, душу, ум. .
В нашем детском саду особое внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям, как одному из главных условий воспитания здоровья детей.
Для улучшения состояния здоровья и обеспечения гармоничного развития детей, в детском саду проводится полноценный комплекс физкультурно-оздоровительных мероприятий: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры, гимнастика после сна, гимнастика для газ, дыхательная гимнастика, ароматерапия, точечный массаж, кварцевание помещений, витаминизация блюд, прогулки, спортивные соревнования, физкультурные праздники.
В каждой группе создан физкультурный уголок, в котором находится оборудование для занятий по физкультуре. Много спортивного инвентаря изготовлено воспитателями с помощью родителей. Так же на участках оборудованы физкультурные площадки.
Новый день ребёнка в детском саду начинается с утренней зарядки, после которой получен заряд энергии на весь день. В утренние часы у детей наибольшая нагрузка, в первой половине дня проводится образовательная деятельность, которая требует от детей длительного умственного напряжения, зрительной нагрузки. Поэтому в учебно-воспитательный процесс включаем оздоровительные мероприятия, которые позволяют переключить внимание на другой вид деятельности: гимнастику для глаз, физкультминутки, пальчиковую гимнастику, артикуляционную гимнастику.
В режиме дошкольного учреждения важное место занимают подвижные игры, так как являются средством физического развития и неотъемлемой частью двигательного режима. Дети очень любят подвижные игры соревновательного характера, которые позволяют развивать ловкость, быстроту реакции.
В ДОУ ведётся активная работа с семьями воспитанников: оформляются папки-передвижки, где представлены рекомендации по оздоровительным, закаливающим мероприятиям, проводятся родительские собрания, консультации, анкетирование по вопросам здорового образа жизни.
Купить здоровье нельзя, его можно только укрепить собственными постоянными тренировками. Но для того, чтобы сохранить здоровье ребёнка, необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его, с целью создания вокруг него атмосферы, наполненной потребностями, традициями и привычками здорового образа жизни. Знания, умения и навыки, заложенные в детском возрасте, станут прочным фундаментом для создания положительной мотивации к охране собственного здоровья во взрослой жизни.
1. Т.Л. Богина. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. М.: «Мозаика-синтез», 2006
2. Н.И. Бочарова. Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного возраста. Москва, 2009
3. М.Ю. Картушина. Быть здоровыми хотим. Москва ТЦ Сфера, 2004
Скачать вложение