Игра - квест «Найди клад»
Автор: Воистинова Татьяна Михайловна, учитель-логопед, Окунь Светлана Борисовна, воспитатель, Прошина Ольга Владимировна, воспитатель, МБДОУ№123, г. РязаньРазвитие умственных способностей у старших дошкольников через знакомство с основами финансовой грамотности
Актуальность
Одно из современных направлений в дошкольной педагогике – это финансовое просвещение детей. Сегодняшние дети – это будущие налогоплательщики, вкладчики и заёмщики, участники финансового рынка. Обращение к экономическому воспитанию детей дошкольного возраста является актуальным вопросом на современном этапе, так как дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней. В современном мире ребёнок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое «моё», «твоё», «наше», «деньги», «цена» и прочее.
Знакомство дошкольников с основами финансовой грамотности проходит через взаимосвязь со всеми образовательными областями ФГОС дошкольного образования, что способствует всестороннему развитию детей. В нашей работе мы использовали программы по экономическому развитию дошкольников (авторы А.Д Шатова, Ю.А. Аксенова, И.Л. Кирилов). Чем раньше начинается обучение детей азам финансовой грамотности, тем быстрее формируется культура их разумного финансового поведения и тем безопаснее и благополучнее складывается их дальнейшая жизнь. Главное – говорить ребёнку о сложном мире экономики на ему понятном языке.
Работая по данной теме, мы видим, что это не дело одного дня, а целенаправленная и систематически спланированная работа.
Цель нашей работы с детьми старшего дошкольного возраста по данному направлению состоит в следующем: содействовать финансовому просвещению и воспитанию детей, создать необходимую мотивацию для повышения их финансовой грамотности.
Задачи:
-
формировать основы финансовой грамотности дошкольников;
-
развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности;
-
содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых;
-
развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий;
-
развивать логическое мышление, наблюдательность, пополнять словарный запас;
На первом подготовительном этапе нашей работы мы изучили методическую, энциклопедическую литературу. Информировали родителей о планировании работы с детьми по данной теме и провели анкетирование. Подобрали художественную литературу, мультфильмы по теме.
Следующий этап работы состоял из ряда мероприятий:
-
экскурсии с детьми в магазин, к банкомату, на почту, рассматривание рекламы на баннерах;
-
чтение с детьми произведений А. Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино», Г.Х. Андерсена «Новое платье короля», К. Чуковского «Чудо дерево», Э. Блайтон «Приключения Нодди в игрушечном городе», Е. Ульевой «Откуда берутся деньги. Энциклопедия для детей», Т. Поповой, А. Булавкиной «Волшебный банкомат»;
-
просмотр мультфильмов: «Уроки тётушки Совы. Азбука денег», «Азбука финансовой грамотности со «Смешариками», «Барбоскины и реклама», «Простоквашино. Клад»;
-
Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Почта»;
-
Дидактические игры: «Кто кем работает?», «Разложите товар», «Что важнее», «Всё по полочкам», «Много-мало»;
-
НОД «Как приходят деньги?», «Реклама вокруг нас», «Путешествие в сказочную страну Финансов», «Цветик-семицветик», «Семейный бюджет».
Мы считаем, что поставленные цели в нашей работе были достигнуты. У детей сформировались представления о том что:
-
Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются.
-
Деньги любят счёт.
-
Финансы нужно планировать.
-
Сначала зарабатываем – потом тратим: чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.
-
Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести.
Мы будем продолжать и дальше работать над формированием основ финансовой грамотности у дошкольников.
Игра - квест «Найди клад»
(развитие финансовой грамотности у старших дошкольников)
Цель: содействовать финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, активизация имеющихся у детей знаний финансовой грамотности.
Задачи:
Обучающие:
-
активизировать и систематизировать словарь детей по теме: «Финансовая грамотность»;
-
продолжать учить детей уметь отвечать на интеллектуальные вопросы, отгадывать загадки.
Развивающие:
-
развивать общие речевые навыки, зрительное и слуховое внимание, творческое мышление;
-
развивать самоконтроль за произношением поставленных звуков;
-
продолжать развивать у детей любознательность, коммуникативные качества, речевую активность и мыслительные способности;
-
побуждать детей выражать эмоциональный отклик на выполненные задания.
Воспитательные:
-
продолжать воспитывать у детейинтерес к интеллектуальным играм, творческим заданиям;
-
способствовать воспитанию нравственных и личностных качеств у детей, чувства товарищества, ответственности, взаимовыручки, умению работать в коллективе.
Приоритетная область: «Познавательное развитие».
Предварительная работа:
1. Чтение познавательной литературы.
2. Отгадывание загадок.
3. Рассматривание иллюстраций по данной теме.
4. Проведение дидактических и сюжетно –ролевых игр.
5. Чтение художественной литературы и просмотр мультфильмов по данной теме.
Оборудование: атрибуты для пиратов, карта, разрезанная на куски, предметы для путешествия в мешке, дощечки, сухой бассейн, шоколадные монеты, ноутбук, доска.
Ход игры
(дети разбиваются на две команды: «путешественники» (девочки) и «пираты» (мальчики), которые расходятся с воспитателями по разным местам: «путешественники»- в спортзал, «пираты» - остаются в группе»)
Воспитатель 1 (обращается к «путешественникам»):
- Девчонки, вы готовы к приключениям? (Да)
- Я предлагаю вам отправиться на поиски клада вот на этом корабле (раздаются билеты)
Воспитатель 2 (обращается к «пиратам»)
- Я знаю, что сегодня «путешественники» отправляются на поиск клада. Предлагаю проследить и отобрать. Согласны? (Да) (даём право выбрать атрибут пирата, если правильно ответил на вопрос)
Задания для раздачи билетов и атрибутов каждой команде отдельно (блиц-викторина)
1. Какое «удобрение» увеличивало урожайность золотых монет на Поле Чудес в Стране дураков? (волшебные слова «Крекс – фекс – пекс»)
2. Героине, какой сказки удалось за нетрудовую денежную единицу сделать выгоднейшую покупку к своему юбилею? (Муха-Цокотуха)
3. Какой сказочный персонаж периодически нёс золотые яйца? (Курочка Ряба)
4. Какое сказочное животное умело изготавливать золотые монеты простым ударом копыта? (Антилопа).
5. Какой сказочный герой выполнял все желания старухи? (Золотая рыбка)
6. Какая русская народная сказка демонстрирует эффективность коллективного труда? (Репка)
7. Герои каких сказок менялись на что–то? («Девочка и кувшинчик», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Лисичка со скалочкой»)
8. Где взяли деньги кот Матроскин, Шарик и Дядя Федор для покупки коровы? (выкопали клад)
Воспитатели своим командам: Вот за ним мы и отправимся. (Задание на корабле обеим командам: «В кошелёк мы их кладём, с ними в магазин идём…(Деньги). Давайте вспомним, как называются денежные единицы разных стран (презентация на доске: на слайдах купюры, монеты и флаги разных стран).
Воспитатели: Впереди остров. Приготовиться к высадке.
(команда «пиратов» появляется в спортзале)
Воспитатель 2: Ага, хотите без нас весь клад забрать. Не дадим.
Воспитатель 1: Можем разделить с вами клад, если будете помогать выполнять задания (достаёт кусочек карты с письмом и зачитывает)
«Это только начало карты, которая указывает, где зарыт клад. Остальные её части получите, выполняя задания». Ну что, все готовы к испытаниям? (Да)
- Тогда зачитываю Задание 1 «Отгадай»:
(«путешественникам») Всё, что в жизни продаётся, одинаково зовётся: и крупа, и самовар называются … (Товар)
(«пиратам») Как ребёнка нет без мамы, сбыта нету без… (Рекламы)
Воспитатель 1: Всем давно известно, что «реклама - двигатель прогресса»! В мешке лежат предметы, которые необходимы в дороге. Нужно придумать удачный рекламный ход, чтобы ваш товар захотели купить (один участник рекламирует товар, а игроки другой команды - отгадывают).
Воспитатель 2: А вот и следующий кусок карты, он лежал на дне мешка с товаром. Нам необходимо двигаться вот в этом направлении.
- Смотрите, на острове есть магазин, постучим
Продавец: Что хотели?
Воспитатель 1: У вас случайно нет кусочка от нашей карты?
Продавец: Случайно есть. Могу продать.
Воспитатель 2: Но у нас нет денег.
Продавец: Тогда, знания за кусок карты. «Бартер» - одним словом – обмен товара на услугу без применения денег. Я начну пословицу, а вы продолжайте (по три каждой команде).
1. Труд человека кормит, а ….. ( лень портит).
2. Дерево сильно корнями, а…. (человек трудами).
3. Землю солнце красит, а …(человека труд)
4. Делу время - (потехе час)
5. Скучен день до вечера, когда …(делать нечего)
6. Дело мастера…. (боится)
- Вижу, знания у вас есть. А родители ваши работают? (Да) Тогда названия профессий вы должны знать. Помогите разгадать кроссворд, пожалуйста. Постарайтесь узнать профессию по трем словам:
1.Весы, прилавок, товар. (продавец)
2.Плита, кастрюля, вкусное блюдо. (повар)
3.Краска, кисти, побелка (маляр)
4.Небо, самолет, аэродром (летчик)
5.Банк, кредит, счет в банке (банкир)
6.Экономия, доход, расход (экономист)
7.Мел, доска, учебник (учитель)
8.Маленькие дети, игры, прогулки. (воспитатель).
- Отлично, всё подходит. Вот, держите кусок карты.
Воспитатель 1: Нам осталось совсем чуть-чуть. Но что это, впереди препятствие – широкая река, как же перебраться на другой берег? (дети предлагают варианты).
Воспитатели 2: Здесь, под камнем записка: «Можете заработать доски в обмен на знания и построить мост для переправы». Кстати, кто помнит, как называется такой обмен (Бартер). Молодцы, запомнили, в жизни пригодится. - А теперь посмотрим, чья команда соберёт больше досок. Готовы? (блиц-викторина):
- На товаре должна быть обязательно (цена)
- Коль трудился целый год будет кругленький (доход)
- Люди ходят на базар там дешевле весь (товар)
- И врачу и акробату выдают за труд (зарплату)
- Очень вкусная витрина у овощного (магазина)
- Половинку от зарплаты, называют как ребята? (аванс)
- Будут целыми как в танке, сбережения в вашем…(банке)
Из какого аппарата выдаётся нам зарплата? (банкомат)
Дела у нас пойдут на лад: мы в лучший банк внесли свой…(вклад)
В наши дни не встретишь эту очень малую монету, в сказках ты её найдёшь. Денежка зовётся…(грош)
Приносить доходы стал в банке папин…(капитал)
За сметану, хлеб и сыр в кассе чек пробьёт…(кассир)
Чтоб хранить свои доходы на карманные расходы, хрюшка требуется мне, та, что с дыркой на спине? (копилка)
На рубль- копейки, на доллары-центы бегут-набегают в банке…(проценты)
На товаре быть должна, обязательно (цена) (строим мост из общего количества досок, все по очереди прыгают по ним)
Воспитатель 1: Ну вот мы и у цели. До клада рукой подать. А скажите, всё ли в жизни можно купить за деньги? (Нет) Проверим, правы вы или нет. Хлопните в ладоши и скажите: «ДА», если можно купить за деньги этот товар. Топните ногой и скажите: «Нет», если купить это нельзя.
«Небо, бананы, конфеты, солнце, дружба…..»
- Вы правы, мы не можем купить здоровье близких и нас самих, купить счастье, удачу, дружбу. Самые важные и нужные в мире вещи не продаются и не покупаются.
Воспитатель 2: Но клад вы нашли, и он ваш, забирайте, конечно, если откапаете (дети в сухом бассейне находят шоколадные монеты, индивидуально упакованные)
Рефлексия
А теперь мы улыбнемся,
Дружно за руки возьмемся.
И друг другу на прощанье
Мы подарим пожелание –
Знания ищи всегда
Умным станешь ты тогда!
Литература
1. Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. Играем вместе. Занимательные финансы. ООО Издательство «ВИТА-ПРЕСС», 2019.
2. Г.П. Поварницина, Ю.А. Киселёва. Финансовая грамотность дошкольника. Изд. 2-е, испр. – Волгоград: Учитель. – 186с.
3. Крючкова Н.А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» (для дошкольников), Калининград, 2013. – 26с.
4. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры (авт.-сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169с.
5. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб: «Детство-пресс», 2001. – 176с.
6. Смоленцева А.А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я. 2003. № 4. с.63.
7. Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями. Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.103.
Материал во вложении (pdf 230KB)
Скачать вложение