Использование приемов технологии критического мышления для познавательного развития дошкольников
Автор: Коржавчикова Наталья Владимировна, воспитатель, МБДОУ "Детский сад № 1 "Светлячок" г.Скопина Рязанской областиВопросы выявления, измерения и оценки уровня сформированности у учащихся знаний, умений и навыков в настоящее время являются одними из центральных в практике обучения. Современное образование требует от педагога не столько передачи готовой информации, сколько ознакомления с методами ее получения, осмысления и применения, в результате чего обучающийся должен овладеть способами извлечения знаний, необходимыми для дальнейшего саморазвития. Достичь данную цель возможно лишь тогда, когда педагог организует образовательную деятельность в соответствии с задачами, способствующими развитию полученных знаний, идей, навыков у детей. Образовательная деятельность должна разрабатываться таким образом, чтобы воспитанникам была предоставлена возможность продемонстрировать свои знания по изучаемой теме, подвергнуть сомнению определенные предположения, скорректировать убеждения и сформировать новое понимание. В решении данного вопроса педагогам может помочь таксономия педагогических целей Блума.
Таксономия Блума делит образовательные цели на три сферы: когнитивную, аффективную и психомоторную, которые можно соответственно описать словами «знаю», «чувствую» и «творю». Внутри каждой отдельной сферы для перехода на более высокий уровень необходим опыт предыдущих уровней, различаемых в данной сфере. Цель таксономии Блума–мотивировать педагогов фокусироваться на всех трех сферах, предлагая, таким образом, наиболее полную форму обучения.
Когнитивная (познавательная) область. В нее входят цели от запоминания и воспроизведения изученного материала до решения проблем, в ходе которых необходимо переосмыслить имеющиеся знания, строить их новые сочетания с предварительно изученными идеями, методами, процедурами (способами действий), включая создание нового продукта деятельности.
Аффективная (эмоционально-ценностная) область. К ней относятся цели формирования эмоционально-личностного отношения к явлениям окружающего мира, начиная от простого восприятия, интереса, до усвоения ценностных ориентаций и отношений, их активного проявления. В эту сферу попадают такие цели какформирование интересов и склонностей, переживание тех или иных чувств, формирование отношения, его осознание и проявление в деятельности.
Психомоторная область. В данную область попадают цели, связанные с формированием тех или иных видов двигательной (моторной), манипулятивной деятельности, нервно-мышечной координации. Это навыки письма, речевые навыки; цели, выдвигаемые физическим воспитанием, трудовым обучением.
Первоочередной задачей организации учебной деятельности является выделение отдельных компонентов учебных целей. Цели обучения (согласно таксономии Блума) напрямую зависят от таких мыслительных процессов, как:
1.Знание – запоминаниеивоспроизведениеизученногоматериалаотконкретныхфактовдоцелостнойтеории.
2.Понимание–преобразованиематериалаизоднойформывыражениявдругую, интерпретацияматериала, предположениеодальнейшемходеявлений, событий.
3.Применение–возможностьиспользоватьизученныйматериалвконкретныхусловияхиновыхситуациях.
4.Анализ–умениеразбитьматериалнасоставляющиетак, чтобыясновыступаластруктура.
5.Синтез–умениекомбинироватьэлементы, чтобыполучитьцелое, обладающееновизной.
6.Оценка–умениеоцениватьзначениетогоилииногоматериала.
Именно в такой последовательности Блум выстраивает иерархию учебных целей. (рисунок 1)
Рисунок 1. Иерархия учебных целей Б. Блума
Проектируя модель образовательного процесса с опорой на таксономию Блума, в условиях дошкольного образовательного учреждения можно достичь высоких результатов. Педагоги МБДОУ «Детский сад № 1 «Светлячок» г.Скопина адаптировали теорию Б.Блума и на основе этого проследили определенную положительную динамику в развитии критического мышления воспитанников. Для этого в деятельность детей, на разных ее этапах (как часть занятия, дидактическая игра, наблюдение в природе), были включены три приема: «Пуговицы Блума», «Кубики Блума», «Ромашка Блума».
Работу начали с разработки занятий по ознакомлению с окружающим и социальным миром для детей младшего дошкольного возраста. Каждое занятие данной категории включило один из приемов - «Пуговицы Блума». Прием «Пуговицы Блума» содержит три уровня таксономии – знание, понимание и применение. На данных занятиях, у детей формируются умения повторить или воспроизвести усвоенную ранее или только что полученную информацию без искажения ее смысла и найти способ ее применения.
Прием «Пуговицы Блума» показал положительный результат при использовании его для закрепления полученных знаний после проведения тематических прогулок, наблюдений в природе. Если рубашка полностью застегнута, ребенок одет и «готов в путь». Иными словами, он овладел заданным понятием или темой.
Для дальнейшей работы, в средней группе, был разработан план мероприятий на основе технологии таксономия. Он включил серию занятий, основанных на приеме «Кубики Блума», усложнив их структуру, добавив четвертый уровень таксономии – анализ. Решая образовательные задачи для данного возраста, мы применили прием «Кубика Блума» в дидактических играх, наблюдениях за домашними и уличными животными, птицами, итоговых беседах, например, на тему «Труд в природе».
Использование приема «Кубики Блума» помог детям успешно освоить уровень анализа, научиться определять свойства предметов и явлений, устанавливаются элементарные причинно – следственные связи.
Умение формулировать вопросы позволяет нам формировать познавательные навыки и развитие речи дошкольников. Для реализации данной цели в работе со старшими дошкольниками мы используем прием «Ромашка Блума». На этом этапе, в образовательную деятельность добавили два последних уровня – синтез и оценка. Прием «Ромашка Блума» дает положительный результат на занятиях по развитию речи детей, в частности при обучению рассказыванию и составлению рассказов по картине, что всегда считалось наиболее трудной их частью. Отрывая лепестки, дошкольники кратко излагают сюжет картины, высказывают предположение о дальнейшем ходе явлений, событий, прогнозируют конец.
В план работы, помимо занятий, вошли экскурсии, опыты и эксперименты. Высокое обучающее действие показали проекты одного дня. Начиная утро в группе с первого вопроса лепестка Блумовской ромашки - «Что это?», проект заканчивался ребенком дома с родителями, последним лепестком и творческой находкой «Что произойдет потом…».
Опираясь на предыдущий опыт, старшие дошкольники смогли понять и научиться использовать все уровни таксономии Блума. В результате у ребенка активизируется мыслительная деятельность и, как следствие, формируются предпосылки учебной деятельности.
Старшие дошкольники успешно применяют все три приема таксономии Блума в дидактических и интеллектуальных играх, при составлении сюжетных рассказов по картинкам.
Использование таксономии Б. Блума в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста значительно обогатит содержание занятий и разнообразит формы работы. Данную систему можно использовать в работе с детьми как младшего, так и старшего дошкольного возраста.
Литература
1. Загашев И.О. Учим детей мыслить критически / И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. –СПб : Альянс-Дельта, 2017. –192 с.
2. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. –М.: Просвещение, 2016. –223 с.
3.Курьянов, М.А., Половцев, В.С.Активные методы обучения[Текст] / М.А.Курьянов, В.С.Половцев. –Тамбов : Изд-во ТГТУ, 2016.– 78 с.
Текст статьи во вложении (doc, 89KB)
Скачать вложение