Как Муха хвост себе выбирала (По произведению В.В. Бианки «Хвосты»)
Автор: Голубкина Ольга Николаевна, учитель-логопед, МБДОУ "Детский сад №48", г. РязаньМетодическая разработка непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию для детей 5-6 лет, имеющих тяжелые нарушения речи. Технология продуктивного чтения-слушания.
Книги для детей - чудесный мир ребёнка, полный загадок, неожиданных открытий и волшебства. И ведут его в этот мир взрослые (родители, педагоги). Без активного участия и помощи взрослых в этом вопросе никак не обойтись. Ребенок дошкольник является своеобразным читателем. Он воспринимает литературу на слух, и этот процесс длится до тех пор, пока он сам не научится читать. Дети дошкольники - слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них взрослый (педагог, родители), поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Читая книгу, педагог проявляет соответствующие эмоции – удивление, изумление, сострадание и т. п., монотонное, механическое чтение может отбить у детей охоту слушать даже самую интересную книгу.
Очень важно сформировать у детей способность активно слушать произведения, вслушиваться в художественную речь. Слушая чтение произведений различных жанров, ребенок тренирует внимание и память, учится правильно строить предложения и последовательно излагать мысли. Благодаря этим навыкам у ребенка-дошкольника будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь. Понимание текста – важное качество для дошкольника-слушателя. Полноценное восприятие и понимание текста и есть «продукт» чтения-слушания любого текста.
Применение технологии продуктивного чтения в полной мере позволяет решать поставленные задачи, сформулированные в федеральном государственном образовательном стандарте: понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, знакомство с книжной культурой, детской литературой.
Рассмотрим применение данной технологии на примере изучения произведения В. Бианки «Хвосты».
Цель занятия: организовать деятельность детей, направленную на знакомство с рассказом В. Бианки «Хвосты»; способствовать развитию восприятия и понимания текста, развитию диалогической речи; побуждать интерес детей к слушанию рассказов с природоведческим содержанием.
Задачи:
Организовать мотивацию детей для слушания рассказа В. Бианки «Хвосты».
Организовать практическую деятельность детей, направленную на:
- знакомство с рассказом
- формирования умения отвечать полным ответом на вопрос,
- употребление притяжательных прилагательных,
- разгадывание загадок.
Организовать двигательную активность детей, создать условия для развития речевого дыхания и развития силы голоса.
Организовать контроль знаний детей и рефлексивную оценку выражения детьми отношения к содержанию рассказа.
Обогащение словаря: писатель-натуралист, брюхоног, оленуха, назойливая, надоеда.
Предварительная работа: дидактические игры: «Чей хвост?», «Чья морда?», рассматривание предметных картинок с изображением животных, чтение рассказов о животных других авторов (Е.И.Чарушин)
Методические приемы: чтение рассказа, пересказ текста, беседа, лексико-грамматическое упражнение «Чей хвост?», загадывание загадок.
Оборудование: книги В. Бианки, портрет В. Бианки, предметные картинки с изображением героев рассказа (человек, муха, слизняк, рыба, рак, дятел, лиса, оленуха с оленятами, корова), тренажёр для дыхательной гимнастики «Рыбка-ветерок».
Ход образовательной деятельности:
Организационный момент:
- Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! Давайте поздороваемся сегодня необычно? (ответы детей)
Игра «Приветствие»
Свободно перемещаясь по группе, дети слушают сигнал логопеда:
- один хлопок – здороваемся глазками (взглядом) и кивком головы,
- два хлопка – здороваемся за руку,
- три хлопка – здороваемся носиками,
- и не забываем при этом улыбаться!
- Ну что? Готовы? Тогда начинаем (дети играют в игру «Приветствие»). После игры дети занимают свои места.
1. Мотивационный этап (до чтения)
- Ребята, сегодня я хочу вам рассказать о своем любимом писателе, зовут его Виталий Витальевич Бианки (выставляется портрет писателя). Этот писатель жил давным – давно (1894-1959). С детства он наблюдал за жизнью животных, насекомых, за изменениями в природе. Все свои наблюдения он записывал, и потом стал писать рассказы о природе. Виталий Бианки писатель –натуралист.
- Я загадаю вам загадки, а вы отгадаете и узнаете какие же герои в этом рассказе!
Загадки:
1. В птичник повадится – жди беды
Рыжим хвостом заметает следы. (Лиса)
2. Голодная мычит, сытая жует
Всем ребятам молока дает (Корова)
3. Трав копытами касаясь, по лесу идет красавец
Ходит смело и легко, рога раскинув широко (Олень)
4. Кто в беретке ярко – красной
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит
Все стучит, стучит, стучит. (Дятел)
5. На мели сидит, усами шевелит
А гулять пойдет - задом наперед (Рак)
6. В воде она живет
Нет клюва, а клюет. (Рыба)
Дети разгадывают загадки, предметные картинки логопед вывешивает на мольберт
2. Ориентировочный этап (до чтения)
Логопед проводит дидактическую игру «Чей хвост?»
У рыбы – хвост рыбий.
У лисы – хвост лисий.
У коровы – хвост коровий.
У оленя – хвост олений.
- Посмотрите на картинки, у всех героев рассказа есть хвосты, а у мухи нет! А вы знаете, как муха себе хвост выбирала? (ответы детей)
- А как же нам узнать? (ответы детей)
- Правильно, нам нужно прочитать этот рассказ!
3. Исполнительский этап (во время чтения)
3.1. Чтение-слушание
Чтение рассказа В.Бианки «Хвосты» (приложение 1)
Логопед читает рассказ, обращая внимание на предметные картинки, поясняя значения слов: брюхоног, оленуха, назойливая, надоеда. Дети слушают.
3.2. Физкультминутка с элементами дыхательной гимнастики, с упражнениями для развития голоса
Муха утром проснулась
Потянулась, улыбнулась
Раз - росой она умылась
Два - изящно покружилась
Три - нагнулась и присела
На четыре – полетела.
(Дети выполняют движения соответственно тексту)
Дыхательные упражнения с тренажером «Рыбка»
Упражнения для развития силы голоса-муха жужжит (дети произносят звук [Ж]: громко-тихо-громко, тихо – громко-тихо-шепот (превращая звук [ж] в звук [ш])
3.3. Обобщающая беседа (после чтения)
Предполагает систему вопросов, подводящую детей к главной мысли произведения:
- Скажите, к кому приставала Муха? (ответы детей)
- Для чего животным нужен хвост, по мнению Мухи? (ответы детей)
- Зачем хвост слизняку? Как назвал себя Слизняк при разговоре с Мухой? (ответы детей)
- Зачем хвост Рыбе? Как автор называет хвост рыбы? (ответы детей)
- Зачем хвост Раку? Как назвал свой хвост Рак? (ответы детей)
- Зачем хвост Дятлу? (ответы детей)
- Опишите, какой хвост у Оленухи? Зачем он ей нужен? (ответы детей)
- Кому из зверей нужен хвост для заметания следов? А какой хвост у Лисы? (ответы детей)
- Зачем хвост Корове? (ответы детей)
- Какая Муха была по характеру, почему автор называет ее надоеда, назойливая? (ответы детей)
- Что случилось с Мухой - надоедой в конце сказки? Добилась она своего? Получила хвост? (ответы детей)
- Ребята, а вы как думаете, для красоты зверям хвост? (ответы детей)
- Что нам автор хочет сказать, на примере поведения Мухи? (ответы детей)
Молодцы!
3.4. Пересказ текста (после чтения)
Вы хорошо запомнили для чего героям хвосты, а теперь давайте расположим картинки в той последовательности, в которой муха прилетала (выходит один из детей и выставляет картинки, в соответствии с событиями в рассказе).
Дети выполняют пересказ текста по цепочке, друг за другом, опираясь на предметные картинки. Затем предлагается одному или двум детям пересказ рассказа целиком, так же опираясь на предметные картинки.
4. Рефлексивный этап (итог занятия)
- Ребята понравился вам рассказ?(ответы детей)
- Ребята, что вы нового узнали сегодня? Проводится упражнение «Незаконченное предложение»: ребятам нужно высказаться одним предложением, начало фразы: «сегодня я узнал…»(ответы детей)
5. Перспективный этап
- Ребята, когда вы придете домой спросите у своих родителей, какие они знают произведения этого автора! Попросите родителей почитать вам эти рассказы и сказки, а потом расскажите нам на следующих занятиях!
Полный вариант статьи с приложением во вложении (docx, 32Kb)
Скачать вложение