Камешки «Marble» – инновационная находка для педагога дошкольного образования
Автор: Хаюзкина Марина Юрьевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №106», г. Рязань
Каждый педагог находится в постоянном поиске новых идей для работы с детьми. Обратив внимание на то, как детям нравится играть с небольшими камешками марблс, появилась идея использовать эти камешки для коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи. «Marble» в переводе с английского обозначает «мрамор». Стеклянные камешки марблс – далёкий потомок глиняных камешков, являвшихся игрушками для детей много тысяч лет назад. Сейчас их изготавливают из песка, золы и соды, которые расплавляются при температуре 650 градусов, с добавлением различных красителей, благодаря чему получаются всевозможные по расцветке камешки, что, безусловно, привлекает внимание детей. Изначально камни имели сферическую форму, а на данный момент можно найти камешки различных форм – и круглые, и плоские, в форме бабочек и листочков, квадратные и краеугольные, одноцветные и с сочетаниями нескольких цветов. Плоские камешки называют кабошонами, что в переводе означает «шляпка от гвоздя», они удобнее для выкладывания, потому что не перекатываются. Марблс могут использоваться как на подгрупповых, так и на индивидуальных занятиях и занятиях в малых группах, парах. Хороши они и для релаксации – простое перекатывание камешков в руках дарит приятные ощущения и помогает снять психоэмоциональное напряжение.
Хорошо развитая речь ребёнка – залог успешного обучения в школе. И важно, чтобы развитие речи проходило для ребёнка легко и с интересом. В этом как нельзя лучше помогут камешки марблс. При использовании этого нетрадиционного материала помимо прямо поставленной цели попутно реализуются такие задачи, как развитие мелкой моторики, активизация познавательного интереса, улучшение эмоционального состояния.
Актуальность использования данного дидактического материала в образовательной и коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях реализации требований федерального образовательного стандарта обусловила систематизацию и разработку дидактических игр с использованием камешков марблс. Приведём в качестве примера подборку данных игр для детей старшего дошкольного возраста:
«Выложи букву»
Цель: закрепление графического вида букв.
Описание: ребёнку предлагается картинка с изображением буквы и предмета на эту букву. Ребёнок должен выложить букву и предмет камешками определённого цвета.
Усложнение для игры: выложить на пустой карточке заданную букву, зеркальное отражение буквы.
«Найди звук»
Цель: закрепление умения выполнять звуковой анализ слова.
Описание: детям предлагается изображение предмета и схема звукового анализа слова. Ребёнок должен определить, в каком месте слова находиться тот или иной звук – в начале, в середине или в конце слова, и с помощью камешков марблс отобразить это на схеме.
«Составь схему»
Цель: закреплять умение составлять звуковую схему слова.
Описание: с помощью камешков марблс трёх цветов: синий(твёрдый согласный звук), зелёный (мягкий согласный звук) и красный(гласный звук) составить звуковую схему коротких слов.
«Гусеница»
Цель: развитие пространственных представлений.
Описание: педагог уточняет, что гусеница не всегда ползёт по прямой – она может ползти вверх, вниз, влево, вправо. Затем диктует ребенку направление движения гусеницы, ребёнок на карточке выкладывает «путь» гусеницы с помощью камешков марблс.
«Что изменилось»
Цель: развитие зрительной памяти и внимания.
Описание: игра в парах. Один ребёнок создаёт последовательность из 5 различных камешков марблс, второй ребенок запоминает её, затем закрывает глаза, а ребёнок, который создал последовательность, меняет в ней что-то. Нужно найти изменение. Затем дети меняются ролями.
«Повтори узор»
Цель: развитие внимательности.
Описание: игра предполагает обязательное наличие карточки-образца. Ребёнок должен повторить узор.
«Писатель»
Цель: развитие связной речи.
Описание: ребёнок должен с помощью камешков марблс создать рисунок и придумать рассказ к нему. Камешки должны отражать образ какого-либо предмета, например, жёлтые камешки – солнце, синие – озеро, красные – цветы и т.д.
«Чудесный мешочек»
Цель: развитие мелкой моторики и связной речи.
Описание: в мешочке находятся камешки марблс, один из камешков отличается от других по форме или размеру, ребёнок должен найти этот камешек и объяснить, почему он выбрал именно это камешек.
«Считай-ка»
Цель: развитие навыка правильно называть порядковые и количественные числительные.
Описание: необходимо сосчитать, сколько камешков синего, красного, зеленого цвета, во время подсчёта называть правильно числительные и раскладывать камешки по разным ячейкам.
«Радуга»
Цель: закрепление знаний цветов и порядка их расположения в цветовом спектре.
Описание: нужно выложить радугу из камешков.
«Укрась предмет»
Цель: развитие фантазии и творческих способностей.
Описание: ребёнку предлагаются картинки с изображением различных предметов. Необходимо их украсить с помощью камешков марблс.
«Сортировка»
Цель: развитие умения классифицировать предметы по определённому признаку.
Описание: детям предлагается лоток с различными камешками марблс. Их необходимо разделить на несколько групп и объяснить, по какому признаку они разделены (цвет, форма, размер и т.д.).
Вывод: Варианты игр с камешками марблс очень разнообразны, здесь нет предела творческим исканиям педагога. Польза для всестороннего развития детей очевидна – ведь даже прикосновение к гладким, прохладным камешкам приносит ребёнку тактильное и эмоциональное удовольствие, а творческие задания и игры с камешками создают ситуацию успеха в любом виде детской деятельности.
Скачать вложение