Картотека дидактических игр по мотивам русских народных сказок
Автор: Мартынова Татьяна Владимировна, Никулова Елена Эдуардовна, воспитатели, Рогожина Надежда Николаевна, инструктор по физкультуре МБДОУ «Детский сад №123 «Сказка», г. Рязаньдля детей средней группы
Аннотация
С первых дней своей жизни ребенок слышит голос мамы, который поет песенку или рассказывает сказку. То есть сказки, это то, что с начала жизни сопровождаетребенка. Какой же она должна быть, чтобы ребеноквырос достойным человеком? Конечно, это должна быть русская народная сказка. Именно она учит быть смелым, добрым, умным, воспитанным. Из сказок ребенок узнает новые слова, выражения, его речь обогащается новыми эмоциями. Русская народная сказка оказывает стимулирующее воздействие на речевое развитие ребенка. Сказка является потенциалом для развития речи. В русской народной сказке есть замечательные средства для развития образности мышления. Сказка расширяет рамки обычной жизни. Слушая сказку, ребенок вместе с героями переживает все события, сочувствует и мысленно помогает слабым. Именно поэтому мы должны, как можно больше времени уделять чтению и рассказыванию русских народных сказок в дошкольном детстве. А так как игра является основной деятельностью ребенка, мы можем,играя, воспитывать любовь к русскому фольклору, в частности к русской народной сказке.
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования основным принципом дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. (ФГОС ДО п.1.4[5]).
Игра – ведущий вид деятельности ребенка в дошкольном детстве.
В игре ребенок сам стремиться научиться тому, что он еще не умеет, в игре происходит непосредственное общение со сверстниками, развиваются нравственные чувства.
Игра является основным видом деятельности детей, а так же формой организации детской деятельности.
Для детей дошкольного возраста характерен интерес ко всему окружающему. Дети каждый день узнают что-то новое. Со своей стороны мы должны поддерживать этот интерес в виде совместной игровой деятельности. А дидактические игры по мотивам русских народных сказок - отличный помощник нам в этом.
Дидактиеские игры фольклорной тематики можно использовать в конце или в середине занятия. Проводя такие игры, мы даем ребенку отдохнуть, отвлечься. Дети очень любят по вечерам присесть за столом и поиграть в дидактические игры с элементами русских народных сказок, вспомнить сказочных героев. Интерес к таким играм всегда очень большой, играть в них можно каждый день.
1. «Сравни зверей из разных сказок»
Задача: научить детей сравнивать зверей из разных сказок по признакам.
Количество играющих: 5-6 детей
Правило: отвечает тот, на кого покажет стрелочка, прикрепленная к юле.
Действие: Воспитатель предлагает детям рассмотреть Зайку и Волка.
- Зайка добрый, а Волк …(злой). Какой еще Зайка? (Трусливый, ушастый). А какой волк? (Серый, голодный).
- Хвост у зайки короткий, а у волка….(длинный)
Аналогично можно сравнить и других животных из сказок – лису и зайца, волка и медведя.
2. «Придумай окончание сказки»
Задача: Научить детей придумывать новое окончание знакомой сказки.
Количество играющих: 5-6 детей
Правило: внимательно слушать сказку, которую рассказывает воспитатель.
Действие: Воспитатель начинает рассказывать детям знакомую сказку, например, «Колобок». В конце сказки, когда колобок встречает лису, ребенку нужно придумать другое окончание сказки, чтобы колобок остался в сказке и продолжил свое путешествие.
3. «Три медведя»
Задача: Развивать речевую активность, внимание, память
Количество играющих: до 10 детей
Правила: Маша должна громко и правильно отвечать на вопросы детей. Дети задают вопросы только связанные с содержанием сказки.
Действие: Воспитатель выбирает на роль Маши ребенка. Остальные дети готовят вопросы для Маши по ходу сказки, например,
- куда пошла Маша?
- что нашла Маша в лесу?
- что Маша сделала с миской Мишутки?
- что Маша сделала со стулом Мишутки?
Воспитатель заранее должен подготовить вопросы, в случае необходимости подсказать детям.
4. Настольная игра «Найди картинку»
Задача: Упражнять детей в умении сравнивать изображенные предметы на картинке, находить сходства и отличия. Воспитывать внимание, формировать речь, умение сосредоточиваться.
Количество играющих:8-10 детей
Материал: картинки-пары с иллюстрацией к русским народным сказкам «Колобок», «Репка», «Маша и медведь», «Курочка ряба», «Теремок», «Рукавичка», «Гуси-лебеди»
Правила: Детей делят на две команды и раздают каждому по одной картинке-иллюстрации, какая команда найдет быстрее ко всем своим картинкам пары, та и победила.
Игровое действие: поиск нужных карточек.
5. Настольная игра «Собери пазл»
Задача: Упражнять детей в составлении из частей целой картинки-иллюстрации к сказке. Воспитывать волю, усидчивость, внимательность
Количество играющих:5-6 детей
Материал: Конверты с разрезанными картинками-эпизодами из русских народных сказок, картинка-образец.
Игровые правила: Выигрывает тот, кто быстрее соберет картинку-пазл.
Действие: В каждом конверте собраны части к одной картинке-иллюстрации (сказки «Колобок», «Репка», «Маша и медведь», «Курочка ряба», «Теремок», «Рукавичка», «Гуси-лебеди»., «Зимовье зверей». Конверты раздаются детям. Дети начинаютпоиск частей картинки, составляют целую картинку из частей.
6. Настольная игра «Лото»
Задача: Упражнять детей в умении быстро реагировать, узнавать картинку, соответствующую той, которая перед ними на карточке, закреплять знания детей о русских народных сказках
Количество играющих:5-6 детей.
Материал:Карты с картинками из русских народных сказок, мелкие катринки.
Правила: закрывать клеточки карты только теми картинками, которые соответствуют содержанию большой карты, т.е сказке
Действие: Детям раздаются карты с изображением картинок сказок. Ведущий
находит маленькие карточки с изображением эпизодов из сказок и показывает их детям и дети закрывают ими клеточки на большой карте.
7. Настольная игра «Домино»
Задача: Закрепить с детьми название русских народных сказок, умение находить эпизод соответствующей сказке. Развивать внимание и усидчивость
Количество играющих:5-6 детей
Материал: Двухсторонние карточки с иллюстрациями к русским народным сказкам.
Правила: Выкладывать карточки в соответствии с эпизодом сказки, кто первый закончит выкладывать свои карточки, тот и победитель.
Действие: Карточки кладет тот, у кого картинка из соответствующей сказки, если картинка не подходит, то пропускаешь ход.
8. «Чьи слова?»
Задача:Закрепить с детьми знания слов героев из сказок
Колличество играющих: Можно играть всей группой.
Правило: Внимательно слушать воспитателя, не перебивать товарищей.
Действие: Дети делятся на две подгруппы. После каждого правильного ответа, подгруппа получает фишку. Команда, у которой больше фишек становится победителем.
«Не садись на пенек
Не ешь пирожок» («Маша и медведь»)
«Я от дедешки ушел
Я от бабушки ушел» (« Колобок»)
«Не пей из копытца, козленочком станешь» («Сестрица Аленушка и братецИванушка»)
9. «Дикие, домашние» Сказки?
Задача: Упражнять детей в умении делить животных на подгруппы по принципу «Дикие и домашние».
Количество играющих: 6-8 детей
Материал: Картинки с изображением героев сказок (животных, диких и домашних)
Правило: Быть внимательным, не спешить
Действие:Воспитатель уточняет с детьми, какие животные называются дикими и домашними. Дети делятся на две команды. Дети раскладывают животных-героев сказок на два подноса. На одном картинки с дикими животными , на другом картинки с домашними животными. Команда, которая первая выполнила задание, становится победителем.
10. «Угадай из какой сказки предмет»
Задача: Учить детей узнавать знакомые предметы из русских народных сказок.
Материал: Пирожок («Гуси-лебеди»), миска («Три медведя») , колобок («Колобок», яичко («Курочка ряба») , варежка («Рукавичка») , игрушка «гусь» («Гуси-лебеди») .
Правило: Если узнал предмет не кричать, а поднять руку, не спешить.
Действие: Воспитатель по очереди достает предметы, дети называют русскую народную сказку, из которой предмет.
Литература
1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошколь-ного образования (соответствует ФГОС) / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. – 5-е изд., испр. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — 336с.
2. Афанасьев А.Н. Сборник. Русские народные сказки. – М.: Речь,2017. – 532 с.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования . – М.: УЦ Перспектива, 2014. – 32 с.
Документ во вложении (pdf 176KB)
Скачать вложение