Божья коровка (лепка из пластилина)
Автор: Парсалова Светлана Анатольевна, воспитатель, Субботина Татьяна Васильевна, воспитатель, Артамонова Вера Александровна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад №121», г. РязаньКонспект непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию для детей 4-5 лет
«Истоки творческих способностей и дарований
детей на кончиках их пальцев. От пальцев,
образно говоря, идут тончайшие ручонки,
которые питают источник творческой мысли…
Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В.А.Сухомлинский
Изобразительная деятельность (лепка, рисование и аппликация) является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, также она связана с самостоятельной практической и творческой деятельностью детей. В процессе изобразительной деятельности у дошкольников совершенствуется наблюдательность, развивается эстетическое восприятие и эмоции, художественный вкус, творческие способности.
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Исследования многих педагогов, в том числе Халезовой Н.Б., Сакулиной Н.П., Ветлигиной Н.А., Комаровой Т.С. показывают, что уже в дошкольном возрасте занятия лепкой открывают для детей большие возможности для развития. Всякая манипуляция с вылепленными предметами, использование их в игровых ситуациях, значительно обогащают жизненный опыт ребенка. Чем чаще ребенок занимается лепкой, чем разнообразнее материал, из которого он лепит, тем активнее у него развивается сенсомоторика и изобразительные способности.
Т. С. Комарова подчеркивает, что важно опираться на опыт ребенка, активизировать его опыт, развивать активность и самостоятельность.
Данное занятие направлено на формирование и умение лепить предмет из нескольких частей, развитие мелкой моторики.
Цель: организовать деятельность детей, направленную на формирование умения лепить божью коровку из нескольких частей.
Задачи:
Создать условия:
- для закрепления умения детей лепить божью коровку из отдельных частей: туловище, голова;
- для закрепления отщипывания маленьких кусочков от куска пластилина;
- для закрепления приемов скатывания, раскатывания, присоединения, примазывания.
- для расширения представления детей о насекомых;
- для развития мелкой моторики рук;
Материал и оборудование: пластилин черного и красного цвета, стеки, тряпочки для вытирания рук, готовый образец божьей коровки, насекомые, магнитофон.
Предварительная работа: наблюдение на улице за божьей коровкой, рассматривание картин с изображением божьей коровки, разучивание пальчиковой гимнастики, отгадывание загадок о насекомых.
Ход образовательной деятельности
1. Организационный этап
- Ребята, давайте поприветствуем друг друга.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг, и ты мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
2. Мотивационный этап
Воспитатель: Ребята, а к нам сегодня пришла гостья, а кто она вы узнаете, отгадав загадку.
Загадка:
Красненькие крылышки
Черные горошки
Кто это гуляет
По моей ладошке?
(Божья коровка)
Воспитатель: Да, это божья коровка.
- Что же ты, божья коровка такая грустная? (Обращается к божьей коровке)
- Ребята, она что-то хочет мне сказать. (воспитатель подносит ее к уху)
Божья коровка: Ребята, у меня нет друзей, и мне очень грустно.
Воспитатель: Ребята, а мы можем помочь божьей коровке найти друзей? (ответы детей: да, конечно, можем.)
Воспитатель: Можем нарисовать? А слепить сможем? (Ответы детей: можем нарисовать, можем и слепить.)
Воспитатель: Божья коровка, не печалься, сейчас наши дети слепят тебе божьих коровок и у тебя будут друзья. И мы сейчас с вами тоже превратимся в божьих коровок и немного полетаем
Физкультминутка:
Мы божьи коровки – быстрые, ловкие
По травке сочной мы ползем,
А после в лес гулять пойдем
Устали ноги от ходьбы
И кушать мы давно хотим
Домой скорей мы полетим.
Воспитатель: Ребята, чтобы помочь божьей коровке давайте пройдем за столы.
3. Ориентировочный этап
А чтобы слепить божьих коровок, рассмотрим божью коровку.
(Показ образца, анализ строения божьей коровки на доске)
- Ребята, из каких частей состоит божья коровка? (ответы детей: голова, тело, лапки).
- Какой формы тело? (Ответы детей: тело круглой формы).
- Какого цвета ее тело? (ответы детей: тело красного цвета).
-Посмотрите, а что у нее есть на спинке? (ответы детей: крылья.).
- Какой формы голова? (ответы детей: голова круглой формы).
- Какого цвета голова? (ответы детей: голова черного цвета).
4. Исполнительский этап
Воспитатель: Молодцы, ребята! А теперь давайте приступим к работе и нам в этом помогут схемы лепки божьей коровки.
1 картинка схемы (Приложение 1).
- Берём красный пластилин, и катаем из него большой шар - это будет тело, и сверху его прижмем. Теперь возьмем черный пластилин и отщипываем половину, и катаем шар - это будет голова, присоединим её к телу.
2 картинка схемы (Приложение 1).
Теперь возьмем стеку и сделаем надрез - это будут крылья божьей коровки.
А теперь будем делать лапки. От кусочка черного пластилина, отщипнем маленький кусочек и скатаем в ладони маленький шар. Прижмем его пальчиком, и присоединим к телу божьи коровки. Далее скатаем из белого пластилина маленькие белые глазки.
3 картинка схемы:
Лепим глазки, лапки и черные точки на спинке. Божья коровка будет готова.
Воспитатель: Ребята, давайте перед тем, как начать лепить, разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Божья коровка»
По цветку ползет букашка (выставить из левого кулака указательный палец и мизинец - это «усы» божьей коровки)
На ней красная рубашка. (накрыть спинку «божьей коровки» правой ладонью)
Маленькая крошка, (правой рукой погладить «божью коровку»)
На спине горошки. (указательным пальцем правой руки ставить точки на спинке «божьей коровке»)
Продуктивная деятельность детей.
Воспитатель: Ребята, что мы с вами сегодня лепили? (Ответы детей: божьих коровок).
Воспитатель: Ребята, мы порадовали божью коровку? А чем мы её развеселили? (Ответы детей: да, порадовали. Мы вылепили для неё друзей).
5. Рефлексивный этап
Воспитатель: Вот какие красивые божьи коровки у нас получились.
Воспитатель: Ребята, а вам понравилось лепить божьих коровок? А что еще вам понравилось? Что для вас сегодня было самым трудным? (Ответы детей)
6. Перспективный этап
Воспитатель: Молодцы, ребята! Смотрите, божья коровка улыбается, ей очень понравились божьи коровки. Она хочет у нас погостить и поиграть.
Дети: Конечно, оставайся!
Воспитатель: Ребята, вечером я предлагаю вам и божьей коровке поиграть в игру «Найди пару».
Список литературы:
1. «От рождения до школы» Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3 – е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2018.– 368с.
2. Колдина Д.Н. Лепка в детском саду. – Мозаика – Синтез, 2022. – 64 с.
3. Стихи.ру. [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL https://www.stihi.ru/avtor/volkira (дата обращения: 23.01.2020)
Приложение 1
Скачать вложение