Край мой заповедный
Автор: Золотарёва Ольга Борисовна, воспитатель МАДОУ «Детский сад № 35», г. РязаньКонспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе.
Аннотация
Современные условия образования и воспитания характеризуются гуманизацией процесса, обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств. В содержании ФГОС ДО отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма у дошкольников. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире.
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Понятие «родной край» у дошкольника тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Культура родного края должна войти в сердце ребенка и стать неотъемлемой частью его души. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства - одно из важных и актуальных направлений современной дошкольной педагогики. Для решения этих задач необходимо дать детям представления о родном крае, его истории, культуре, природе, традициях народа, населяющего его.
Занятие «Край мой заповедный» относится к решению задач знакомства детей 5 – 6 лет с природой родного края, с Окским заповедником – жемчужиной рязанщины.
Занятие построено в виде путешествия. В самом начале, в гости к детям, приходит персонаж - Лосяш, который получил письмо от друга с приглашением в Окский заповедник. Лосяш не знает, где это находится и просит помощи у детей. Дети с радостью отправляются в путешествие, сопровождают Лосяша.
Занятие содержит: игровую мотивацию – появление персонажа; проблемную ситуацию – помощь Лосяшу; закрепление основных видов движений; новый познавательный материал - встреча с обитателями заповедника из Красной Книги с использованием мультимедийной установки с демонстрационными и звуковыми материалами; задания на развитие памяти, внимания, логического мышления через дидактические игры, загадки; перспектива на будущее – создание Красной Книги в группе. Занятие заканчивается подведением итогов путешествия, обменом эмоций и чтением стихотворения.
Краткое структурное изложение занятия: для лучшего усвоения программного материала использованы различные виды динамической организации: работа стоя, построение в круг, в полукруг, работа за столами стоя.
Структура занятия предусматривает несколько видов заданий, а именно:
дидактические и динамические игры, познавательная часть, итог занятия.
На занятии использовались следующие методы:
Словесные: чтение стихов, разгадывание загадок.
Наглядные: презентация «Путешествие по заповеднику»,
Практические методы (перцептивный аспект): дидактические игры «Чей домик», «Накорми животное», отбор картинок.
Для снятия утомления детей включены физкультурные упражнения «Дорога в заповедник», физкультминутка «Журавли».
Методы контроля. Занятие рекомендуется проводилось с небольшим количеством детей, чтобы было возможно провести фронтальную проверку знаний и навыков детей. Индивидуальная помощь оказывалась только в случае затруднения в ответе, а также детям, нуждающимся в этом.
На занятии использованы методы стимулирования: итог подводился после каждого задания, в виде одобрения, похвалы.
Занятие построено логично, его этапы взаимосвязаны: задания плавно переходят от одного вида деятельности к другому.
Длительность занятия 25 минут, что соответствует нормам СанПина для детей старшей группы (5 – 6 лет).
Программное содержание:
- закрепить представления детей о малой Родине;
- познакомить с Окским заповедником, пробудить эмоциональный интерес к объектам родной природы;
- обогащать и активизировать словарный запас по теме;
- развивать логическое мышление, память, внимание;
- воспитывать любовь к родному краю.
Предварительная работа:
Беседы: «Животные родного края» (с использованием мультимедийной информации), «Что такое Красная книга природы».
Этюды: «Изобрази животное», «Слушай и исполняй».
Сюжетно-ролевые игры: «Зоопарк», «Ветеринарная лечебница», «Цирк».
Дидактические игры: «Чей домик», «Как зовут тебя деревце», «Зоологическое лото», «Когда это бывает».
Подвижные игры: «Охотник и зайцы», «У медведя во бору», «Лиса в курятнике».
Народная игра «Перелет птиц».
Чтение произведений К. Паустовского, загадывание загадок, разучивание стихов.
Используемый материал: игрушка «Лосяш», мультимедийная установка, конверт с письмом, гимнастическая доска, две гимнастические палки, презентация «Окский заповедник», дидактическая игра «Накорми животное», настольный макет леса, «Чудесная коробка» с пластиковыми животными, стаканчик с клюквой на каждого ребёнка, картинки - раскраски в подарок детям.
Полный вариант статьи с презентацией и материалами к занятию во вложении (zip, 3Mb)
Скачать вложение