Кто весел, а кто и нос повесил (по произведению Ю.Мориц «Веселая лягушка»)
Автор: Степанова Ольга Сергеевна, Дрыкина Ольга Николаевна, воспитатели; Овчарова Ирина Юрьевна, учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 121», г. РязаньМетодическая разработка непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию для детей 3-4 лет.
Как часто можно слышать о том, что дети в школе не любят читать, а в детском саду становится все больше детей, которые, придя из дома, не любят, чтобы им читали. Поэтому одной из задач дошкольного воспитания является организация деятельности воспитанников, направленная на формирование их интереса к слушанию различных художественных произведений. Решить эту задачу можно через применение технологии продуктивного чтения, разработанную О.В. Чиндиловой и Е.В.Бунеевой.
Для детей дошкольного возраста авторы адаптировали «технологию продуктивного чтения» с учетом особенностей возраста, начиная с 3-4 лет(не умение читать, а важность включения эмоциональной сферы), в технологию продуктивного чтения-слушания. Понятие «чтение-слушание» рассматривается авторами как вид речевой деятельности, при котором текст воспринимается ребенком на слух, и при этом обеспечивается включение эмоций, воображения и реакции на содержание прочитанного.
С позиции структуры читательской деятельности данная технология предполагает три этапа работы с текстом, содержание которых учитывает наличие и уровень сформированности навыка чтения, а также возрастные особенности детей:
1. до чтения;
2. во время чтения;
3. после чтения.
Целью этапа работы с текстом до чтения является развитие такого важнейшего механизма речи, как антиципация (умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, группе ключевых слов). Главная задача педагога – вызвать у ребёнка желание прочитать произведение.
Второй этап работы с текстом (во время чтения) нацелен на восприятие, понимание, интерпретацию текста. Педагог создает условия для медленного (художественного) чтения, обеспечивающего более четкое восприятие детьми произведения, и проверяет эмоциональную реакцию на текст.
На третьем этапе работы с текстом (после чтения) происходит корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом. Педагог обеспечивает углублённое восприятие и понимание текста на уровне концептуальной информации.
Дети на данном этапе отвечают на вопросы, обсуждают прочитанное, участвуют в выполнении творческих заданий, подобранных с учетом художественные задачи текста, или особенности группы в целом и возможности отдельного ребёнка, или учебной задачи. Главный критерий для выбора заданий на данном этапе – это ориентир на наиболее активно включившуюся у детей в процессе чтения текста сферу читательской деятельности (эмоциональная, воображение, осмысление содержания, реакция на художественную форму).
Эмоциональная сфера у детей младшего дошкольного возраста работает активно, но эмоции читателей в этом возрасте, как правило, не носят эстетического характера, они порождаются наложением на текст собственного жизненного опыта.
Рассмотрим применение технологии продуктивного чтения-слушания на примере изучения произведения Ю.Мориц «Веселая лягушка».
Методическая разработка с приложениями во вложении (docx, 499KB)
Скачать вложение