Кукла-пеленашка для нашей куклы-Танюшки
Автор: Коршунова Ирина Геннадьевна и Карпова Елена Евгеньевна, воспитатели МБДОУ «Детский сад №8 «Чебурашка», г. Скопин, Рязанская областьКонспект занятия по художественно-эстетическому развитию для детей 5-7 лет.
Игра и игрушка – это часть народной традиции. В далеком прошлом с их помощью обучали детей труду; они были необходимы, чтобы передать накопленный трудовой опыт.
Игрушки сегодня радуют, удивляют, изумляют, и дети острее взрослых ощущают их необычность. Куклы, с незапамятных времен, были самой известной и любимой игрушкой русского народа. Они сохранили для нас часть мира наших предков, обряды и предания, которые всегда был важны людям, помогали им выживать и передавать знания о мире из поколения в поколение.
В наше время мир игрушек многообразен и доступен. Массовая игрушка заполнила прилавки магазинов, но серийная продукция не оставляет места для «домысливания сюжета», самостоятельного духовного и художественного поиска ребёнка. Массовая игрушка не несёт тепла души создателей. Вспомните, какое отношение было к игрушкам наших бабушек и дедушек, как их берегли. Чем скромнее жили люди, тем бережнее, с душой относились к тем вещам, которые их окружали.
В русской деревне наиболее известна и любима была тряпичная кукла. Она была в каждом крестьянском доме, а в некоторых семьях их насчитывалось очень много.
Крутить своих кукол дети начинали с четырёх-пяти лет. Сначала делали самых простых, из двух-трёх лоскутков, не используя ни ножниц, ни иголки. Первых кукол делали с мамой или старшими сёстрами, потом самостоятельно.
Изготовление народных тряпичных кукол способствует развитию мышления, внимания и личности ребёнка. Создание таких игрушек требует волевых усилий. Постепенно у детей формируется целеустремлённость, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.
Народное творчество само по себе – кладовая фантазии и воображения. Оно воспитывает в детях чувство уважения к обычаям нашего народа и интерес к народно-прикладному творчеству.
Цель: организовать деятельность детей, направленную на знакомство с объектом музея – куклой, ее возникновением и назначением; способствовать развитию у детей 5-7 лет интереса к истории и культуре русского народа, через образ традиционной народной куклы.
Задачи:
1. Организовать мотивацию детей для слушания истории возникновения кукол.
2. Организовать практическую деятельность детей, направленную на Формировать знания о разнообразии и назначении традиционной русской куклы.
3. Организовать контроль знаний детей о русской народной кукле и бережное отношение к культуре своего народа.
Материалы и оборудование:
интерактивная доска, магнитная доска, презентация, тряпичная кукла, одеяло лоскутное, мини-музей «Куклы наших бабушек», ткань, нити вата.
Предварительная работа:
разучивание пальчиковых игр: «Куклы хлопать все умеют», «Я пекла-варила, кукол накормила», «Кукла в гости собиралась», игры с куклами, беседы о любимых игрушках, чтение стихотворений: Л. Рубальская «Фея знала своё дело», В. Берестов «Что за воспитание?», Н. Акишкина «Серии четверостиший о кукле» .
Словарная работа: лоскутное, тряпичная.
ХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Мотивационный этап:
Дети сидят на стульях.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам кто-то пришёл в гости. А кто это, мы с Вами узнаем отгадав загадку:
Буду мастером таким,
Как наш дядя Евдоким:
Делать стулья и столы,
Красить двери и полы.
А пока сестре Танюшке
Сам я сделаю…(игрушки)
Воспитатель: Правильно, это игрушка. Это игрушка кукла – Танюшка. Но ведь игрушек очень много… И наша кукла-Танюшка тоже хочет себе игрушку. Игрушку не простую, а народную игрушку, сделанную своими руками, её в магазине не купишь… Это кукла-Пеленашка, которая есть в нашем мини-музея детского сада.
Хотите, мы с вами отправимся в этот музей и полюбуемся разнообразием кукол. А затем своими руками научимся делать куклу-Пеленашку для нашей куклы-Танюшки.
Идем в музей «Куклы наших бабушек».
Ориентировочный этап:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, как много кукол. Среди них есть и нам нужная кукла-Пеленашка. Хотите смастерить такую?
Давным-давно такие игрушки родители сами делали для своих детей, когда дети были маленькими. Когда же дети вырастали, они помогали родителям, а затем уже могли и сами для себя сделать такие игрушки.
Давайте с вами посмотрим на экран нашей интерактивной доски. Я вам приготовила презентации о той самой кукле-Пеленашки.
(дети смотрят презентацию). Вам понравилось, (ответы детей)
Прежде чем мы приступим к изготовлению нашей куклы, мы с вами немножечко отдохнем.
Физкульт – минутка «Матрёшки»:,
Хлопают в ладошки (хлопок в ладоши)
Дружные матрёшки (повторить ещё раз)
На ногах сапожки, (ногу вперёд на пяточку)
Топают матрёшки (потопать ногами)
Влево, вправо наклонись (наклоны вправо, влево)
Всем знакомым поклонись
Ладушки, ладошки
Весёлые матрёшки. (хлопки в ладоши)
Исполнительский этап:
Воспитатель: Тогда присаживайтесь поудобнее, и мы начинаем изготовление нашей куклы.
Начинается данный процесс с изготовления туловища – это может быть вата или любой другой набивной материал.
Затем берём косынку. На какую геометрическую фигуру она похожа? (ответы детей). Косынку мы повязываем на голову кукле.
Теперь берём пелёночку и пеленаем куклу: нижний край подворачиваем вверх, затем заворачиваем правый и левый края. Вот и готова наша кукла-Пеленашка.
Воспитатель: -Дети, а вы знаете как можно играть с куклой?
Дети: - Кормить, качать, нянчить, баюкать.
Воспитатель: - Давайте споём ей колыбельную песенку:
Котя, котенька, коток
Котя, серенький лобок
Приди, Котя, ночевать,
Нашу детку покачать.
-У всех куколки уснули? Даваёте положим их в кроватки.
Рефлексивный этап:
Воспитатель задает вопрос: - Дети мы смогли помочь кукле-Танюшке? (ответы детей) Посмотрите, какие разные и каждые по-своему красивые получились наши куклы.
Перспективный этап:
Воспитатель: Ребятки, мы с вами настоящие молодцы: мы не только помогли нашей «гостье» и приготовили для неё игрушку, но ещё мы научились делать куклу-Пеленашку своими руками. Предлагаю вам дома с родителями сделать совместно тряпичную куклу и сфотографировать её. Оформим в группе фотовыставку ваших творчеств.
Литература:
1. Бударина, Т. А. Знакомство детей с русским народным творчеством: методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Т.А. Бударина – СПб.: Детство-Пресс; 1999 – 384 с.
2. Рыжова Н.А. Мини-музей в детском саду/ Н.А. Рыжова – М.: Линка-Пресс, 2008 – 245с.
3. Берстенёва Е.В. Кукольный сундучок/ Е.В. Берстенёва – М.: Белый город, 2013 – 112с.
4. Шайдурова Н.В. Традиционная тряпичная кукла: учебно-методическое пособие/ Н.В. Шайдурова - СПб.: Детство-Пресс; 2011 – 172 с.
Презентация к занятию во вложении (pdf, 2Mb)
Скачать вложение