Лимоны для Медвежонка
Автор: Маношкина Евгения Николаевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад «Колокольчик», г. Скопин
Конспект занятия по пластилинографии для детей младшего дошкольного возраста (3-4лет).
«Истоки способностей и дарований детей находятся
на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,
которые питают источник творческой мысли».
В. А. Сухомлинский
Пластилинография - нетрадиционная техника рисования с помощью пластилина, которая привлекает к себе все больше и больше внимания. Принцип ее заключается в создании лепной картины с изображением полуобъемных предметов на горизонтальной поверхности. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется осуществление замысла. Заниматься пластилинографией можно уже с детьми 3-х лет. Лепка всегда привлекает малышей, а пластилинография интересна вдвойне, ведь ребенок и не подозревает, что пластилином можно рисовать. Таким образом, при помощи взрослого ребёнок знакомится с новой техникой, развивает свои творческие способности и мелкую моторику.
Работа с пластилином, сам процесс лепки помогают ребенку выразить эмоции, свое видение окружающего мира и свое отношение к нему, сформировать эстетический вкус, развить гибкость, координацию, мелкую моторику пальцев (что в свою очередь способствует речевому развитию). Малыш постепенно и незаметно для самого себя овладевает искусством планирования и учится доводить работу до конца.
Пластилин также обогащает сенсорный опыт ребенка, который ярко ощущает пластику, форму и вес. Создавая изображение с помощью пластилинографии, ребенок покрывает пластилином поверхность листа, скатывает и раскатывает различные формы, что делает руку более послушной. Можно с уверенностью сказать, что пластилинография готовит руку ребенка к школьному письму.
Дети в младшем дошкольном возрасте уже достаточно хорошо знакомы с пластилином: они раскатывают колбаски и шарики, сплющивают из них «блинчики», вытягивают пластилин, слепляют детали изображения друг с другом. При знакомстве с пластилинографией для детей 3 – 4 лет крайне важно овладеть новыми навыками, а именно: размазыванием пластилина тонким слоем по основе и «мазку». Поэтому и сюжеты, и задания для детей данного возраста должны быть просты и легки.
В старшем возрасте дети готовы создавать более сложные композиции, активно и умело смешивают цвета пластилиновых мазков, сплющивают, прищипывают, оттягивают детали от общей формы, соединяют элементы изображения способом примазывания, создают декоративные налепы. Поэтому работы, которые могут выполнять в этом возрасте дошкольники могут быть сложнее и по замыслу, и по композиции.
В заключении, хочу отметить, что лепка – один из самых увлекательных и интересных видов детского художественного творчества. Она даёт возможность даже самому маленькому ребёнку ощутить себя мастером и творцом.
Цель: умение создавать выразительный рисунок в технике пластилинография.
Задачи:
- учить детей основным приёмам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание);
- развивать любознательность, мелкую моторику кистей рук;
- воспитывать внимательное и заботливое отношение к животным.
Материал к занятию: персонаж «Медвежонок», пластилин жёлтого цвета, доска для лепки, салфетка для рук, трафарет с изображением фрукта.
Ход занятия:
1. Мотивационный этап
Воспитатель: «Ребята, посмотрите, к нам пришёл Медвежонок! Здравствуй, Медвежонок! Почему ты такой грустный?»
Медвежонок: «Здравствуйте, ребята, у меня заболел младший братик, которого зовут Топтыжка. Он кашляет и жалуется на боль в горле, не знаю, что делать. Помогите, пожалуйста.»
Воспитатель: «Ребята, мы сможем помочь Медвежонку? Как вы думаете, что для этого нужно сделать?»
(ответы детей: «дать таблетки», «укутать в одеяло», «дать чай с медом»)
Воспитатель: «Пить таблетки можно только те, которые назначит врач. Теплый чай с лимоном поможет твоему братику. Ребята лимон – это фрукт. Он очень полезный в нём много разных витаминов. И мы сейчас с вами слепим для медвежонка много лимонов. Садитесь на свои места.
Скажите, что мы будем лепить?
Для чего нам нужны лимоны?»
(ответы детей: «лимоны», «чтобы лечить Топтыжку», «чтобы в чай класть»)
2. Ориентировочный этап
Воспитатель –Посмотрите, у вас на столах лежат трафареты с изображением лимона, но они без цвета. Ребята, а какого цвета лимон? (ответы детей: «желтые», «зеленые»). Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы наши лимоны стали жёлтыми? (ответы детей: «покрасить», «нарисовать»)
Воспитатель: «Ребята, сегодня я предлагаю вам сделать наши лимоны желтыми с помощью пластилина. Но сначала давайте разогреем наши пальчики».
3. Исполнительский этап
Пальчиковая гимнастика: «Мы делили апельсин»
Мы делили апельсин.
Много нас, а он один.
Эта долька - для ежа.
Эта долька - для стрижа.
Эта долька - для утят.
Эта долька –для котят.
Эта долька - для бобра.
А для волка – кожура.
Он сердит на нас – беда!!!
Разбегайтесь-кто куда!!!
Воспитатель: «Возьмите в руки пластилин, и начните разминать, чтобы пластилин стал мягким, и мы с вами легко смогли его отщипывать. У всех пластилин получился мягким?»
Воспитатель (показывает образец, объясняет приёмы выполнения)
- Перед вами трафареты с нарисованными лимонами. Разместите их так, чтобы вам было удобно. Начинаем создавать наш рисунок с помощью пластилина. Отщипываем маленькие кусочки пластилина и размазываем его по рисунку. Стараемся выполнять это аккуратно, чтобы слой получался равномерным и не выходил за карандашный контур. (воспитатель смотрит за ходом работы детей, если у кого-то не получается, помогает – показывает, как правильно выполнять работу на своем образце).
4. Рефлексивный этап
Воспитатель: - У всех получились лимоны? - Вам понравилось рисовать пластилином?
(ответы детей)
- А чем Вам понравилось больше рисовать пластилином или карандашами?
- А для кого мы сделали лимоны? (ответы детей)
«Посмотри, Медвежонок, какие красивые жёлтые лимоны у нас получились.»
Медвежонок: «Спасибо вам, ребята, вы мне очень помогли, я обязательно буду поить Топтыжку чаем с лимонами, и он быстро поправится.»
Воспитатель: «Мы очень рады, что смогли тебе помочь!
5. Перспективный этап
- Молодцы, вы хорошо потрудились. Мне понравились ваши лимоны, они яркие, красивые. Когда за Вами придут родители, что Вы им расскажете?
А теперь я вас приглашаю попить чай с настоящими лимонами.
Литература:
1. Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – М.: АСТ: Астрель, 2006
2. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшеговозраста. — М.: Просвещение, 1991
3. Давыдова Г. Н. «Пластилинография для малышей» - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2015. – 96с.
Скачать вложение