Методики мозжечковой стимуляции в работе с детьми с ОНР
Автор: Слётова Ирина Ивановна, учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №1 «Светлячок» г. Скопин, Рязанская область
За последние несколько десятилетий в мире диагностируется увеличение количества детей, имеющих ограниченные возможности здоровья (врожденные физические отклонения, интеллектуальные дефекты и тяжелые хронические заболевания). Этот факт привлекает внимание ученых из разных областей знаний: медицины, психологии, нейропсихологии, педагогики. И каждый видит в этом свой предмет исследования, свою конкретную проблему. Специальная психология и педагогика призваны сообща решать те проблемы, которые диагностируются специалистами данных областей как тяжелые нарушения речи. Одним из таких нарушений является Общее недоразвитие речи(ОНР).
Общее недоразвитие речи (ОНР) –нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико–грамматической, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом. Дети с ОНР составляют около 40% среди всех детей с нарушениями речи.[1]
ОНР возможно скорректировать, если вовремя его диагностировать и грамотно выстроить коррекционную работу, понимая суть нарушения и очаг его локализации. Именно поэтому при работе с общим недоразвитием речи на логопедических занятиях важным элементом становится мозжечковая стимуляция. Что же это такое?
Стимуляция мозжечка является одним из новых методов коррекции различных нарушений речи. Мозжечок – это важная часть мозга, которая контролирует координацию движений человека, равновесие и осанку, тонус мышц. Мозжечок обрабатывает информацию от мозга и периферической нервной системы, чтобы уравновесить и контролировать движения тела.
Очень часто у детей с ОНР наблюдается моторная неловкость: неуклюжие движения, растерянность и нарушение координации. Именно эти особенности доказывают, что у ребенка проблемы с функционированием мозжечка и стволового отдела мозга. Нарушение связи между мозжечком и лобными долями приводит к замедлению речевых и двигательных процессов. Решить эти проблемы помогает метод стимуляции мозжечка.
Стимуляция мозжечка – это комплекс физических упражнений, направленных на развитие областей мозга, отвечающих за формирование речи и поведения ребенка.
В мозжечке человека больше нервных клеток – нейронов, чем в любой другой части мозга (более 50%). Очень долгое время считалось, что мозжечок регулирует только равновесие, движения глаз и координацию движений. Однако за последние несколько десятилетий роль мозжечка была пересмотрена, и ученые пришли к выводу, что мозжечок является ключом к обучению всему, включая нормальное интеллектуальное, речевое и эмоциональное развитие ребенка.
Мозжечок связан с другими структурами мозга, и его стимуляция активирует эти области, включая лобные области, отвечающие за умственное развитие, и височные области, отвечающие за понимание и двигательную организацию речи.
Познавательные и мыслительные навыки можно улучшить с помощью повторяющихся и хорошо структурированных упражнений на равновесие. Выполнение упражнений с баламетрическими устройствами улучшает синхронизацию и взаимодействие полушарий мозга и, следовательно, взаимодействие вестибулярной, зрительной, тактильной и кинестетической систем.
Стимуляция мозжечка – современный метод коррекции различных нарушений речи, так как базисом для развития речевых функций является умение ребенка контролировать положение своего тела в пространстве. Детям с ОНР такой контроль над положением своего тела представляется невыполнимой задачей в виду низкого уровня их двигательной сферы.
Существуют некоторые показания к проведению такого рода стимуляции. К ним относятся:
– проблемы с речью (непроговаривание слов, логоневроз, дисграфия, дислексия);
– психоэмоциональные особенности;
– особенности моторики;
– плохая память и проблема со сосредочением;
–перепады настроения, плохое поведение.
В программу мозжечковой стимуляции включены следующие методики:
– система упражнений на балансировочной доске, где главная задача ребенка – как можно дольше удержаться на раскачивающей поверхности;
– упражнение на гимнастических мячах–фитболах;
– занятия на гимнастическом бревне;
– разминка;
– игра–самолеты;
– упражнение–цапля.
Комплексы упражнений помогают улучшить координацию движений и закрепить поставленные звуки, а стихи и чистоговорки развивают чувство ритма, тренируют память и улучшают дикцию.
С помощью стимуляции мозжечка можно улучшить восприятие ребенком письменной и устной речи, развить математические навыки, навыки чтения, концентрацию внимания и стимулировать развитие памяти.
Мозжечковая стимуляция существенно повышает эффективность наших программ коррекции, в том числе занятий с логопедами, психологами и педагогами.
Для стимуляции работы функции мозжечка активно используются специальные приспособления, а также быстрые движения тела в пространстве. Прибор постурограф используется для развития координации и равновесия. Балансировочная доска Ф. Бильгоу улучшает равновесие, координацию, ловкость. Платформа WiiFit предоставляет несколько видов занятий (аэробика, йога, физкультура, игры, стимулирующие равновесие тела).
Наиболее популярной и доступной является техника Бильгоу с использованием балансировочной доски.
Помимо приборов, с детьми проводятся занятия в виде свободного передвижения тела в пространстве: вертикальные – уроки прыжков в воде, на батуте, матах, пружинистых снарядах; горизонтальные– упражнения на фитболах, роликах, самокатах, велосипедах; вращательные – кольца, карусели, диски, кувырок через перекладину; маятниковые – качели, кольца, гамак, канат; ощущение невесомости – плавание, катание с горок, прыжки на батуте или в воду. Все эти методы доступны даже как дома, так и в детских садах и на игровых площадках.
Балансир представляет собой доску (платформу), на которой ребенок стоит или сидит, выполняя задания инструктора. Балансировочный комплекс оснащен оборудованием для облегчения занятия. Для усложнения техники выполнения упражнений используются мячи, боулинг, палочки с отметками и другие приспособления.
В настоящее время активно используется балансировочный комплекс «Баламетрикс», который создал ученый Фрэнк Бильгоу, работавший над способами стимуляции внимания. Балансировочная доска помогает детям тренировать равновесие. После создания платформы Бильгоу разработал комплекс упражнений. Доска выглядит как деревянная платформа с округлой основой, за счет которой платформа качается из стороны в сторону. Угол наклона регулируется в зависимости от возраста и сложности упражнений (от 5 до 50 градусов).
Упражнения на доске выполняются в специально проветриваемом помещении продолжительностью 30–40 минут 3–4 раза в неделю. Ребенок стоит на балансировочной доске, сохраняет равновесие, затем начинает выполнять задания инструктора или мамы: бросать и ловить мяч, произносить все буквы алфавита, животных, имена мальчиков и девочек и др.
Возможные задания: бросать мешки с песком разного веса; бросание мячей. В этом случае ребенок должен поймать мяч одной или двумя руками, бросить его маме (инструктору); бросать мяч или мешок двумя или одной руками, стоя на доске; бить по мячу (одной или двумя руками); бросание предметов в мишени; ударить по мячу с наклонной плоскости; бить по мячу ракеткой или палкой.
Начинают занятия с самых простых заданий, постепенно повышая уровень сложности. На фоне занятий у детей с ОНР улучшается координация движений, чувство равновесия, наблюдается положительная динамика в развитии речи, чтения, письма. Дети становятся подвижными, активными и уверенными в себе. Эффект заметен в течение 1–2 месяцев при регулярных упражнениях.
И, конечно же, главным показателем, благодаря которому специалисты делают упор на внедрении упражнений по стимуляции мозжечка в свою практику, является сокращение времени на исправление определенного нарушения. А когда речь идет о коррекционной работе по преодолению общего недоразвития речи данный показатель становится не просто важным, а необходимым!
Литература:
1. Артамонова Н.В. Общее недоразвитие речи (ОНР)// https://www.krasotaimedicina.ru/diseases/speech-disorder/onr
2. Макаренко Л.И. Использование элементов методики мозжечковой стимуляции как условие формирования грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи // Сборник трудов конференции. – 2016. – С. 188–190.
3. Помазкова Н.А. Мозжечковая стимуляция как эффективный метод речевого развития // Вопросы дошкольной педагогики. – 2020. – № 8 (35). – С. 54–61.
4. Сиротюк А.Л., Сиротюк А.С. Роль мозжечковой стимуляции в психическом развитии детей дошкольного возраста // Вестник экспериментального образования. – 2015. – № 3. –С. 19–27.
5. Соколова И.А., Кондратенко И.С. Мозжечковая стимуляция в работе учителя–логопеда и учителя–дефектолога на балансировочной доске «баламетрикс» с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи // Сборник трудов конференции. – 2018. – С. 246–247.
Скачать вложение