Мой край задумчивый и нежный
Автор: Панарина Нина Ивановна, Ерёмина Евгения Игоревна, воспитатели МБДОУ «Детский сад № 140», г. Рязань
Конспект организованной образовательной деятельности по патриотическому воспитанию в подготовительной к школе группе.
Воспитание патриотов невозможно без изучения традиций своей страны и малой Родины, без созерцания красоты её природы. Задача воспитывать у дошкольников чувство привязанности к Родине реализуется, не в последнюю очередь, через поэзию. Стихотворения С.А. Есенина как нельзя лучше подходят для этой цели.
Большая часть стихотворений великого поэта именно о природе, о любви к родному краю и своей семье. Стихотворения С.А. Есенина – яркие и живые, поэтому дошкольникам легко их воспринимать.
3 октября на Рязанщине прогремели празднества, посвященные 125-летию со дня рождения поэта. Прошло уже больше века, но слава С.А. Есенина только продолжает расти. И в этом нет ничего удивительного. Кто не слышал его стихов, не поймет, насколько они актуальны и в наше время, т.к. патриотизм не может устареть. Любовь к своей стране не может устареть. Русский дух никогда не иссякнет. Именно с таким вечным творчеством нужно знакомить новое поколение людей.
Цель: организовать образовательную деятельность детей, направленную на знакомство детей с жизнью и творчеством Сергея Александровича Есенина; способствовать восприятию образного языка произведений; привлечь внимание к творчеству С.А.Есенина и природе родного края.
Предварительная работа: заучивание стихотворений С.А. Есенина, чтение рассказов о жизни поэта, разучивание физкультминуток, народных игр.
Оборудование: портрет С.А. Есенина, картины села Константиново, картины сосенним, зимним пейзажами, картина черёмухи; аудиозапись «Песенка друзей» (музыка М.Л.Старокадомского); колокольчик; платок; кисти, краска и бумага.
Ход деятельности.
I. Вводная часть
1. Организационно – мотивационный момент.
Воспитатель:Ребята, сегодня наше занятие посвящено памяти Сергея Есенина. (Показывает портрет поэта). Давайте вспомним, кем был Сергей Есенин?
Дети: Сергей Есенин был замечательным русским поэтом.
Воспитатель: Верно. Сегодня мы с вами будем читать стихи Сергея Есенина. В этом году исполнилось 125 лет со дня его рождения. Стоит произнести «Сергей Есенин», как в памяти мгновенно всплывают строки …
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
Воспитатель: Сергей Есенин родился 3 октября 1895 года под Рязанью, в селе Константинове. Его отца звали Александр Никитич, мать – Татьяна Фёдоровна. Но жил Сергей в доме деда – Фёдора Андреевича Титова. Ребята, а вам хотелось бы побывать на родине Сергея Есенина?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда занимайте места в автобусе, с «Песенкой друзей» (музыка М.Л.Старокадомского) отправляемся в село Константиново Рязанской области. Приехали.
II.Основная часть
В Константиново мы, ребята,
В красивом заокском селе.
Здесь Серёжа Есенин когда-то
Босиком пробегал по траве.
(Дети рассматривают картину с изображением села Константиново, домом Есенина).
Присаживайтесь на пенёчки и посмотрите, где рос Есенин. Ребята, внимательно рассмотрите дом поэта, природу села Константиново и скажите: любил ли Есенин свой родной дом? (Ответы детей). Позже он напишет такие строки о своих родных местах:
Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда,
Слишком были такими недавними
Отзвучавшие в сумрак года.
До сегодня ещё мне снится
Наше поле, луга и лес,
Принакрытые сереньким ситцем
Этих северных бедных небес.
«Я рос, - рассказывал Есенин, - в атмосфере народной поэзии. Бабка, которая меня очень баловала, часто распевала духовные стихи. Ещё большее значение имел дед, который сам знал множество духовных стихов наизусть. Из-за меня у него были постоянные споры с бабкой. Она хотела, чтобы я рос на радость и утешение родителям. А я был озорным мальчишкой. Бабка хотела меня всячески уберечь, а дед, напротив, закалить. И то, что я был забиякой, его радовало» [5].
Да, действительно, маленький Есенин вместе с другими ребятами лазал по деревьям – смотреть грачиные гнёзда, скакал на лошади, жёг костры в ночном среди лугов. И всюду он видел красоту родного края: берёзовые рощи, раскинувшиеся во всю ширь хлебные поля, небо, усыпанное звёздами, изгиб реки. Позже он скажет о родных местах:
О край разливов грозных
И тихих вешних сил,
Здесь по заре и звёздам
Я школу проходил.
В детстве Есенин был большой охотник до разных историй. Поэтому, наверное, и сам стал сочинять. В автобиографии он упомянул: «Стихи начал писать рано. Толчки давала бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад» [5]. Первый сборник Сергея Есенина «Радуница» был опубликован в 1916 году. Все стихотворения, включённые в книгу, кажется, сотканы из красок и звуков самой природы. В них слышится шелест берёз, запах скошенного сена, звук одинокого колокольчика. Сам поэт признавался: «Любовь к Родине – основное в моём творчестве» [5]. Вот как он об этом писал:
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю»!
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте Родину мою».
Где бы не бывал Есенин, уже будучи знаменитым поэтом: во Франции или в Америке, его всегда тянуло на Родину, в село Константиново, о котором он так писал:
Тот, кто видел хоть однажды
Этот край и эту гладь,
Тот почти берёзке каждой
Ножку рад поцеловать.
Да и как не любить тот «край задумчивый и нежный», если, куда ни кинь взгляд, кругом такая красота, что стихи, кажется, складываются сами собой, они такие певучие. Многие из стихов ложатся на музыку и становятся песней. Давайте, ребята, исполним песню на стихи Сергея Есенина, композитора Г. Струве «С добрым утром».
2. Дети исполняют песню на стихи С. Есенина, композитора Г. Струве: «С добрым утром».
Воспитатель:Молодцы, ребята. Стихи С. Есенина удивительно красивые, легко запоминающиеся, описывают нашу русскую природу: рассветы и ночи, весну и осень, зимние вьюги и морозные дни. Некоторые из них мы сегодня услышим. Посмотрите на картину поздней осени. (Показывает картину). Стихотворение «Нивы сжаты, рощи голы» прочитает Иван.
3. Стихотворение С. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы …»
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось.
Ах и сам я в чаще звонкой
Увидал вчера в тумане:
Рыжий месяц жеребёнком
Запрягался в наши сани.
Воспитатель: Осень сменяет снежная, вьюжная зима. Она приходит «рассыпавшись клоками», «повисает на суках дубов». (Педагог показывает картину с зимним пейзажем). Стихотворение «Разгулялась вьюга» прочитает Анастасия.
4. Стихотворение С. Есенина «Разгулялась вьюга …»
Разгулялась вьюга,
Наклонились ели
До земли. С испуга
Ставни заскрипели.
А в окно снежинки
Мотыльками бьются,
Тают, и слезинки
Вниз по стёклам льются.
Жалобу кому-то
Ветер шлёт на что-то
И бушует люто:
Не услышал кто-то.
А снежинок стая
Всё в окно стучится
И слезами, тая.
По стеклу струится.
Воспитатель: О том, что ранней весной расцветает черёмуха, наверное, многие из вас знают. (Показывает картину с изображением цветущей черёмухи). Вот как об этом рассказал Есенин. Стихотворение «Черёмуха» прочитают Катя и Арина.
5. Чтение стихотворения С. Есенина «Черёмуха»
1 Ребёнок:
Черёмуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые
Что кудри завила.
2 Ребёнок:
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
1 Ребёнок:
И кисточки атласные
Под жемчугом росы
Горят, как серьги ясные
У девицы-красы.
2 Ребёнок:
А рядом, у проталинки,
В траве между корней
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Вместе:
Черёмуха душистая,
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Воспитатель:А теперь отдохнём. Ребята предлагаю вам взять волшебные кисти и нарисовать осень.
6. Динамическая пауза: «Рисуем осень»
Нарисуем вместе осень: В сером небе стаи туч, Меж зелёных веток сосен, Как подарок, - солнца луч. Красной краской красим клёны, А берёзы – золотой Лапы ёлочек - зелёной, На земле – ковёр цветной. |
Руки вверх, круговые движения над головой Руки вверх, потягиваемся.
Взмахиваем перед собой сначала одной рукой, потом другой. Разводим руки в стороны |
Воспитатель: Ребята, Сергей, как любой ребёнок, весёлый и озорной, любил поиграть с соседскими деревенскими ребятами. Давайте и мы поиграем в народную игру: «Бубенцы».
7. Народная игра: «Бубенцы»
(Дети встают в хоровод. На середину выходят двое - один с бубенцом или колокольчиком, другой - с завязанными глазами).
Все дети говорят:
Трынцы-брынцы, бубенцы,
Раззвонились удальцы:
Диги-диги-диги-дон,
Отгадай, откуда звон!
(После этих слов "жмурка" ловит увертывающегося игрока.(Ловить начинать только после слов«звон!». Игрок, которого ловят, не должен выбегать за пределы круга. Игра проводится 2-3 раза).
Воспитатель: Ребята, а какие деревья особенно любил С. Есенин?
Дети: Берёзку, рябину, липу.
Воспитатель: Правильно. Давайте нарисуем деревья, нарядившиеся в осенние одежды. А потом устроим в детском саду выставку, которую назовём: «Край любимый». (Ответы детей).
8. Рисование.
III. Заключительная часть
Воспитатель: Молодцы, ребята. Хоть и грустно расставаться, но пора нам возвращаться. Садитесь в автобус. (Дети с песней возвращаются в детский сад).
Воспитатель: Ребята, что мы сейчас делали? Что нового вы сегодня узнали? Что вам понравилось больше всего? Кому расскажете о том, что узнали? В какие игры вы теперь будете играть во дворе? (Ответы детей). Все были очень активны и внимательны. Вы молодцы!
Литература:
1. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А.От рождения до школы ФГОС (6-7 лет). Программа и краткие методические рекомендации. – Мозаика-Синтез, 2018. – 216 с.
2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://yadi.sk/i/J90MJ0BfbpkfSg (Дата обращения: 21.10.2020).
3. Есенин С. И опять и живу, и надеюсь. – АСТ.: Вечная поэзия, 2019. – 256 с.
4. Есенин С. Стихотворения. – Эксмо.:Шедевры мировой классики, 2018. – 640 с.
5. Лекманов О., Свердлов М. Сергей Есенин. Биография. – М.:Астрель: Corpus, 2011. – 624 с.
Скачать вложение