Не было бы счастья, да несчастье помогло
Автор: Макарьева Елена Николаевна, Быкова Оксана Викторовна, воспитатели МБДОУ «Детский сад №99 «Кораблик»; Кортунова Александра Петровна; воспитатель МБОУ «Заборьевская СШ»Конспект ООД по художественно – эстетическому развитию для детей 6 – 7 лет (по произведению Е. Чарушина «Про зайчат»). Технология продуктивного чтения – слушания.
Цель воспитателя |
Способствовать формированию навыка эмоционально воспринимать произведение, понимать содержание и идею рассказа, определять черты характера автора. |
|
Предварительная работа: |
Чтение произведений Е. Чарушина, рассматривание иллюстраций. |
|
Оборудования: |
Иллюстрации,портрет Е.Чарушина, книги этого автора |
|
Художественная задача текста |
Способствовать формированию у детей эмоционального отклика к интересным событиям, описанным в рассказе; внимательного отношения к проявлению черт характера автора через текст произведения. |
|
Этапы деятельности |
Задачи |
Действия воспитателя и детей |
1. Мотивационный этап (до чтения) |
Создать условия для формирования интереса к слушанию рассказа Е.Чарушина « Про Зайчат» |
- Ребята, а вы знаете, кто изображён на портрете? (ответы детей). Какие ещё рассказы этого автора вы знаете? О ком они? - О каждом человеке можно сказать добрый он или злой, веселый он или сердитый, любознательный или невнимательный. Можем ли мы по портрету догадаться, какой человек автор? |
2. Ориентировочный этап (до чтения) |
Создать условия для формирования желания прочитать рассказ и получить ответ на вопрос. |
Воспитатель показывает серию иллюстраций к рассказу Е. Чарушина «Про зайчат». - Посмотрите, какие у меня есть иллюстрации к рассказу Е.Чарушина « Про зайчат» (рассматривают). Как вы думаете, о чем этот рассказ? А поверите ли вы, что кошка может выкормить зайчат? А вот Евгений Чарушин видел это своими глазами и написал не сказку, а настоящую историю, которая случилась на самом деле. Но как нам об этом узнать? |
3. Исполнительский этап(во время чтения) 3.1 Чтение рассказа
|
- Способствовать развитию умений внимательно слушать произведение, воспринимать содержание рассказа, сопереживать героям, оценивать их поступки.
- Способствовать воспитанию эмоционального восприятия текста.
- Способствовать обогащению словаря детей: «кормилица», «сосунки»; уточнению «зачмокали».
|
Однажды на даче ко мне прибежал Никита и кричит: - Папа, отдай кроликов! Папа, отдай кроликов! А я не понимаю, каких кроликов ему отдать. И отдавать я никого не собираюсь, и кроликов у меня нет. - Да что ты, Никитушка, — говорю, — что с тобой? А Никита прямо плачет: отдай да отдай ему кроликов. Тут пришла мама и всё мне рассказала. Оказывается, деревенские ребята принесли с лугов двух зайчат: они их на сенокосе поймали. А Никита всё перепутал. Надо было сказать: «Возьми зайчат», а он говорит: «Отдай кроликов». Взяли мы зайчат, стали они у нас жить. Ну и славные были зайчата! Этакие мохнатые шарики! Уши врозь (в разные стороны значит), глаза коричневые, большие. А лапки мягкие-мягкие — будто зайчата в валеночках ходят. Захотели мы зайчат покормить. Дали им травы — не едят. Налили молока в блюдце — и молоко не пьют… Сыты, что ли? А спустили их на пол — они шагу никому не дают ступить. Прямо наскакивают на ноги. Тычутся мордочками в сапоги и лижут их… Должно быть, ищут мать-зайчиху. Видно, голодные, а есть не умеют. Сосунки (питаются молоком мамы-зайчихи) ещё. Как же нам накормить зайчат? Ведь они, бедняги, умрут с голоду. Думали мы, думали, и придумали, наконец. Пошли мы искать им кормилицу-кошку. Она сама к нам пришла. А пришла потому, что котят искала. У неё котята умерли, и она по всей деревне ходила и искала их. Мы накормили её, напоили и уложили на подоконник и принесли к ней зайчат. Сперва одного зайчонка, потом и другого. Сунулись к ней зайчата и сразу присосались, даже зачмокали — нашли молоко! А кошка сначала задёргалась, забеспокоилась, а потом вылизывать их стала (видно за своих котят приняла) — и даже песенку замурлыкала. Значит, всё в порядке. Много дней кормила кошка зайчат. Лежит с ними на подоконнике, а народ останавливается у окошка, смотрит: — Вот так чудо, кошка зайцев кормит!(удивительно, правда) Потом зайчата подросли, научились сами есть траву и убежали в лес. Им там вольнее жить. А кошка завела себе настоящих котят. |
Физкультминутка |
Создать условия для двигательной активности. |
Теперь, предлагаю поиграть. «Если нравиться тебе, то делай так…» |
3.2. Обобщающая беседа(после чтения) |
- Создать условия для формирования понятий: «отзывчивость», цель и ответы детей «сопереживания» «интерес к живой природе».
|
Беседа по иллюстрациям книги - Верите ли вы теперь, что кошка может выкормить зайчат? Давайте вспомним как начиналась эта история. - Кто нашёл зайчат? - Как люди догадались, что зайчата голодные? - И что же придумали взрослые и дети? - Как отнеслась кошка к зайчатам? - Как природа наградила кошку за её доброту? -Удивило ли вас, что кошка выкормила зайчат? - А знаете ли вы, кто в дикой природе выкармливает одиноких детёнышей? - Как бы вы посоветовали поступить деревенским детишкам, по отношению к найденным зайчатам? - А,как вы думаете, Чарушин удивлялся, когда это все происходило? - Ему нравилось за этим наблюдать? Он рассказывает об этом с любовью? - Можно сказать, что он наблюдательный? Любит природу? Добрый? Отзывчивый? |
3. 3. Выражение своего отношения к содержанию текста (После чтения) |
- Создать условия для выражения детьми отношения к содержанию текста. |
- Помогло ли нам это произведение понять, какой человек этот автор? Что же это за человек? - Ребята, и портрет, и произведение помогают нам узнать каким человеком был автор. - Что интересного для себя, вы услышали в этом рассказе? -
|
4. Рефлексивный этап |
- Создать условия для обращения детей к личному опыту. |
- Стали ли вы по-другому относиться к природе после знакомства с произведением Е. Чарушина? Захотелось ли вам понаблюдать за жизнью зайчат, котят в природе? - Кто может поделиться своим наблюдением из жизни животных? (Расскажете нам на прогулке) |
5. Перспективный этап |
- Создать условия для применения полученных знаний на практике. |
- А историю Е . Чарушина «Про зайчат» кому вы хотите рассказать? (ответы детей) - Хотите ли еще почитать произведения этого автора? Кто принесет книгу? |
Литература:
1. Чарушин Е. И. Про зайчат. Для дошкольного возраста. Художник В. Горячева. - М.: Малыш, 1987.
2. Чиндилова О.В., Баденова А.В. «Наши книжки» учебное пособие. Часть 4. – М.: Баласс, 2016. – 64 с.
Скачать вложение