Носовой платок
Автор: Пешко Анжелика Романовна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 140», г. РязаньОрганизованная образовательная деятельность по социально- коммуникативному и познавательному развитию для детей 5-6 лет.
По данным НИИ гигиены и охраны здоровья, число здоровых детей за пару десятилетий уменьшилось в 5 раз и составляет лишь около 10 процентов от числа детей, поступающих в школу. Именно поэтому в настоящее время особенно актуальны задачи по сохранению и укреплению здоровья ребенка-дошкольника. Федеральный государственный образовательный стандарт предусматривает создание условий в дошкольных образовательных организациях для сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Ведь именно этот возраст - самое благоприятное время для формирования правильных привычек, которые в сочетании с обучением методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.
Сохранение и укрепление здоровья невозможно без соблюдения правил гигиены. Большую роль в развитии гигиены детей сыграли учёные В.И. Молчанов, Г.Н. Сперанский, М.С. Маслов, Н.М. Щелованов и другие. Их труды содержат сведения не только по диагностике и лечению детских заболеваний, но и по уходу, питанию, закаливанию и воспитанию здоровых детей. Основываясь исследованиями ученых, примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования, мы решили углубленно работать по воспитанию у детей культурно – гигиенических навыков.
Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви продиктованы не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. При формировании культурно–гигиенических навыков идёт не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации ребенка.
Если в младшем дошкольном возрасте ребенок усваивают элементарные навыки умывания, мытья рук, приема пищи, то в старшем возрасте круг культурно-гигиенических навыков расширяется, они становятся более сложными, объединяются в системы. Навыки личной гигиены соединяются с навыками поведения в общественных местах, как надо вести себя в умывальной комнате, в столовой; как относиться к вещам (сначала к полотенцу, расчёске, мылу и другим предметам повседневного быта, а затем к посуде, игрушкам, одежде и пр.); как относиться к своему труду и труду других людей, к тому, кто приготовил пищу, накрыл на стол, выстирал платье, вымыл пол, т.е. ребенок усваивает первые этические нормы.
В каждой возрастной группе эта задача осуществляется в соответствии с основной общеобразовательной программой в детском саду. Усвоение того или иного навыка детьми требует времени, поэтому задача его формирования может относиться не к одному, а к нескольким годам жизни ребёнка. В основной общеобразовательной программе МБДОУ «Детского сада №140» эти задачи относятся к образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». Решаются через различные виды детской деятельности: игровую, трудовую, коммуникативную. Сформулированы для детей 5-6 лет: закреплять навыки личной гигиены: умывания, мытья рук, прикрывание рта при кашле и чихании; продолжать развивать навыки самообслуживания, закреплять умение быстро и аккуратно одеваться и раздеваться, следить за порядком в своем шкафу. Продолжать учить замечать неполадки в своем внешнем виде, самостоятельно устранять их.
Воспитание культурно-гигиенических навыков, ознакомление с нормами и правилами личной гигиены мы стараемся сделать максимально интересным и желанным для детей. В образовательную деятельность включаем элементы современных технологий: игровых, информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих и т.д. Так в ходе данной организованной образовательной деятельности дети знакомятся с историей носового платка, закрепляют знания правил пользования носовым платком.
Цель ООД: организовать познавательную деятельность детей, направленную на закрепление правил личной гигиены, воспитания любви к чистоте, опрятности, порядку.
Задачи:
1. Организовать мотивацию для ознакомления детей с предметами личной гигиены – историей носового платка.
2. Организовать практическую деятельность детей, направленную на закрепление знаний о назначении носового платка, правилах его использования.
3. Организовать контроль запоминания правил использования носового платка, рефлексивную оценку деятельности детей.
Предварительная работа: беседы с детьми о здоровом образе жизни, о влиянии вредных факторов на здоровье человека «Прогулки под дождем», «Вкусная сосулька», «Грязнуля или чистюля»; экспериментальная деятельность: «Микробы», чтение худ. литературы П.Воронько «Пора спать», В.Берестов «Новый бант», И.Горюнова «Этикет для карапузов», И.Муравейка «Я сама», энциклопедия «О личной гигиене ребенка», рассматривание иллюстраций в книгах, альбомах, энциклопедиях по теме; рисование на тему «Каким я хочу быть», просмотр мультфильмов «Если ты заболел», «Уроки чистюли».
Ход образовательной деятельности:
Мотивационный этап.
Воспитатель: здравствуйте дети, подойдите ко мне, пожалуйста. Скажите, какое у вас сегодня настроение?
Дети: хорошее, радостное.
Воспитатель: почему у вас такое настроение? (спрашивает каждого ребенка).
Дети рассказывают, что повлияло на их настроение: хорошее утро, мама, солнышко.
Воспитатель: а я по дороге на работу встретила кое-кого, кто жаловался на плохое настроение. Хотите узнать? Посмотрите на экран.
Демонстрируется видео с изображением сказочного героя «Домовенка Кузи».
Кузя: здравствуйте, ребята! Какие вы красивые, улыбчивые, радостные. Видимо, у вас хорошее настроение! А у меня очень плохое настроение! (Хлюпает носом, вытирает его рукавом).
Воспитатель: Кузя, что случилось?
Кузя: мой друг Нафаня уехал к Лешему погостить, а я совсем один остался, мне даже поговорить не с кем! (Хлюпает носом, вытирает его рукавом).
Воспитатель: Кузя, зачем же ты вытираешь нос рукавом?
Кузя: потому, что очень удобно, посмотрите (демонстрирует), я все рукавом вытираю и щеки, и нос, и глаза! Я ведь чистюля! А вы разве нос не рукавом вытираете?
Дети: нет.
Кузя: значит вы - грязнули! Так и ходите мокрые и грязные?
Дети: нет, мы вытираем нос, лицо, глаза носовым платком!
Кузя: что это за платок такой?
Ориентировочный этап.
Дети: давай мы, Кузя, тебе расскажем, что такое носовой платок, когда, и для чего его используют.
Исполнительский этап.
Воспитатель: почему платок называют носовым?
Дети: потому что он предназначен для сморкания.
Воспитатель: что еще можно вытирать носовым платком?
Дети: рот, глаза, руки.
Воспитатель: у меня есть коллекция носовых платков. Давайте ее рассмотрим. (вносит поднос с различными носовыми платками). Из чего делают носовые платки?
Дети: носовой платок шьют из ткани.
Воспитатель: чем отличаются платки?
Дети: цветом, размером.
Воспитатель: чем похожи? Может ты, Кузя, заметил?
Кузя: все платки квадратной формы.
Воспитатель: правильно, молодец! Как вы думаете для кого маленькие платки?
Дети: для женщин и детей.
Воспитатель: а большие платки?
Дети: для мужчин.
Воспитатель: правильно. Можно давать пользоваться свой платок другим людям?
Дети: нет. Это предмет личной гигиены.
Воспитатель: можно одолжить чистый свежий платок, только потом им пользоваться вы не можете. Только после того, как его постирают и вернут вам.
Воспитатель: дети, почему платок очень важен и необходим во время болезни?
Дети: потому, что он спасает нас от микробов. Мы используем его для высмаркивания. И, когда кашляем и чихаем, закрываем платком нос и рот.
Воспитатель: правильно! Окружающим неприятно смотреть, как кто-то вытирает нос ладошкой или, как Кузя, рукавом. Неприлично кашлять и чихать в сторону окружающих, так болезнь перейдет к другим людям. Значит, носовой платок может защищать окружающих от распространения болезни.
Воспитатель: что нужно сделать с платком после того, как им пользовались?
Дети: так как на нем скапливаются микробы, платок надо стирать каждый день и проглаживать горячим утюгом.
Воспитатель: Ребята, скажите, как можно назвать хозяина этого платка? Я нашла его сегодня в раздевалке. (достаёт мятый, грязный платок).
Дети: грязнулей, неряхой.
Воспитатель: правильно, неряхой. Носовой платок может сказать о личности своего хозяина. Я, думаю, что вы хотите быть опрятными детьми, ведь как говорит пословица: «Не думай быть нарядным, а думай быть опрятным». Дети, я предлагаю вам поиграть в игру «Постирай платочек».
Физминутка «Постирай платочек».
Мы платочки постираем, крепко-крепко их потрем. (Пальцы сжаты в кулаки, тереть кулак о кулак)
А потом их выжимаем, сильно, сильно отожмем (скручивают воображаемые платочки).
А теперь мы все платочки так встряхнем, так встряхнем! (встряхивают кистями рук)
А теперь платки погладим на дощечке утюжком (водят ребром одной ладони по подругой ладони)
И платочками помашем, (машут руками),
С ними весело попляшем (кружатся).
Воспитатель: Кузя, теперь ты понял, какая важная вещь – носовой платок?!
Кузя: да, действительно! Платок - очень нужная и важная вещь! Интересно, кто его придумал.
Воспитатель: а я вам расскажу (на экране рядом с Кузей демонстрируется презентация).
Воспитатель: платок придумали в Древнем Китае. Сначала его делали из жесткой бумаги. Позже в Италии платки из грубой ткани использовали только богатые люди. Платки расшивали красивыми узорами. Дамы использовали его, как украшение. Много позже во Франции платок стали использовать для вытирания слез. На Руси девушки платочки расшивали шелком и дарили своим возлюбленным на память. Много позже носовой платок стал предметом личной гигиены.
Кузя: как интересно! Спасибо вам, что рассказали мне про носовой платок, и научили меня им пользоваться. Мне пора избу прибирать, кашу варить. Скоро Нафаня вернется.
Воспитатель: дети, давайте прощаться с Кузьмой.
Воспитатель: дети, я предлагаю вам подарить Кузе и его другу Нафане на память носовые платочки. Давайте выберим их из моей коллекции и отправим по почте (дети выбирают носовые платки).
Рефлексивный этап.
Воспитатель: дети – вы молодцы! С чем вы познакомили Кузю? Когда используют носовой платок? Для чего используют носовой платок? как платок помогает быть культурным и воспитанным?
Воспитатель: дети, что вам больше всего понравилось или запомнилось? Что было сложным? С чем вы справились легко? Что нового о носовом платке вы хотели бы узнать?
Перспективный этап.
Воспитатель: интересно, дети, как еще можно использовать носовой платок. Где мы можем узнать?
Дети: прочитать в энциклопедии.
Литература:
1. Абрамова Л., Слепцова И.
Социально-коммуникативное развитие дошкольников. М.: Мозаика-Синтез, 2019. - 112с.
2. Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, Э.М. Дорофеева и др. От рождения до школы. М.:Мозаика-Синтез,2019.- 222-237с.
3. [Электронный ресурс]: https://myslide.ru/presentation/516959_skachat-kitajskaya-narodnaya-respublika (дата обращения: 04.02.2020 г.)
4. [Электронный ресурс]: https://kinodv.ru/viewtopic.php?id=3775 (дата обращения: 04.02.2020 г.)
5. [Электронный ресурс]: https://otveklik.com/29999-starinnye-nosovye-platki.html (дата обращения: 04.02.2020 г.)
Презентация к занятию во вложении (pptx, 2Mb)
Скачать вложение