Осеннее путешествие
Автор: Жигачева Наталья Сергеевна, Астафьева Светлана Александровна, воспитатели МБДОУ «Детский сад №3 «Светлячок», г. РыбноеМетодическая разработка организованной образовательной деятельности для детей 4- 5 лет по познавательному развитию.
Цель: организовать познавательную деятельность детей, направленную на закрепление и расширение знаний о признаках осени; способствовать обогащению словаря и мелкой моторики; создать условия для развития у детей устойчивого положительного отношения к познанию мира.
Задачи:
Организовать:
-
закрепление и расширение знаний детей с признаками осени (желтеют листья, хмурое небо, звери меняют шубку и т.д.);
-
практические действия детей по отработке умений применять ранее полученные знания в игровых ситуациях;
-
контроль и рефлексивную оценку в деятельности детей.
Оборудование: аудио сопровождение, запись голоса зайчика; макет дерева, осенние листья, карточки с изображением грибов, шишек и орехов; муляжи грибов и орехов, шишек; корзины, ИКТ, игрушка зайчика, ежика и белки; пакет из целлофана, лужи из цветного картона.
Раздаточный материал: карточки «Продолжи узор», фишки с изображением орехов, грибов, шишек.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций осенней природы, чтение художественной литературы.
Активизация словаря: осенний лес, осень, похолодало.
Обогащение словаря: листопад, дупло.
Ход занятия:
Под звуки осенней мелодии дети входят в зал, слышится плач.
1.Мотивационный этап
Воспитатель:
- Ребята, вы слышите, кто-то плачет, давайте посмотрим? (игрушка Зайчик сидит на пеньке, дети подходят к нему).
- Зайчик, что случилось?
- (Звучит запись голоса Зайчика): «Ребята, я весь запутался, сначала все было зеленым, потом желтым, а теперь вообще ничего нет».
- Ребята что же такое случилось? Почему нет листьев? Какое сейчас время года?
- Почему вы думаете, что сейчас осень? Расскажите зайчику.
Дети:
- Наступила осень, на улице стало холодно, желтые листья, идет дождь.
Воспитатель:
- Ребята, поможем зайчику разобраться?
2. Ориентировочный этап.
- Как мы это сделаем?
- Да, давайте вместе с зайчиком отправимся в осенний лес и все ему расскажем и объясним. (Показ слайда «Осенний лес»).
Дружно по лесу гуляем и листочки собираем.
Собирать их каждый рад,
Просто чудный листопад!
Слышу шелест под ногами - это осень рядом с нами.
Дети: выполняют движения в соответствии с текстом: шаги на месте, наклоны вперед, прыжки на месте, с хлопками в ладоши.
3. Исполнительский этап
- Мы с вами в осеннем лесу (педагог имитирует шуршание листвы).
- Ребята, а как шуршит осенний лес?
Дети: имитируют голосом шуршание.
- Как красиво в лесу, кругом листья, от ветра они падают и покрывают землю. Это явление называется листопад.
Дети: хоровые и индивидуальные ответы.
Игра: «Да или нет»
Воспитатель: - Ребята, напомните Зайчику, какое сейчас время года? (осень). Я буду задавать вопросы, а вы отвечать "да" или нет".
- Осенью цветут цветы?
Дети: да, осенние.
- Осенью растут грибы?
Дети: да.
- Тучки солнце закрывают?
Дети: да.
- Звери норки закрывают?
Дети: да.
- Урожай все собирают?
Дети: да.
- Часто-часто льют дожди?
Дети: да.
-Солнце светит очень жарко?
Дети: нет.
- Ну, а что же надо делать,
Куртки, шапки надевать?
Дети: да.
- Зайчик, видишь, как осенью изменяется природа.
Воспитатель:
- Ребята, пойдём дальше по лесу. Может, мы ещё кого-нибудь встретим. Кто это под деревом? (игрушка Ежик).
- Зайчик, вот мы встретили твоего друга Ежика.
-Ребята, что у нас под ногами?
Дети: шишки, муляжи грибов, орехи.
Может быть, кто-то их потерял?
Дети: ответы.
- Наверное, надо все собрать. Предлагаю помочь Зайчику и Ежику. Девочки помогут Зайчику собирать шишки. Вот корзины.
- А мальчики помогут Ежику собрать грибы. (мальчики собирают грибы).
- Что вы девочки собрали?
Дети: шишки для Зайчика.
- Мальчики, что собрали вы в свои корзины?
Дети: Ежику грибы.
- Ребята, посмотрите, что-то осталось?
Дети: орехи.
- А кто любит орехи?
Дети: Белка.
- Куда собрать орехи для Белки? Корзинки все заняты?
Воспитатель имитирует голосом белочки:
«А у меня для вас припасена корзиночка».
- Ребята, давайте поможем Белочке собрать орехи.
Дети: собирают орехи.
- Белочка, Зайчик, Ежик ребята вам помогли. Тебе Белочка орешки для корма зимой, Ежику – грибы, Зайчику – шишки.
- Ребята, с наступлением холодов ежи ложатся в спячку до весны. Они закапываются в листья и ждут, когда согреет солнышко.
- Зайчик, а ты хочешь с нами поиграть?
Игра: «Продолжи узор»
Дети: продолжают узор на карточках – грибы, шишки, орехи.
- Зайчик, мы помогли Ежику и Белке. Они съедят угощение. Ежик ляжет на зиму спать, а Белочка сделает запасы в дупле. Дупло - это беличий дом, оно находится в дереве. (Показ слайда «Дупло на дереве).
Ребята, как называется дом Белки?
Дети: хоровые и индивидуальные ответы.
Воспитатель: На зиму белка меняет свою шубку (показ слайда Белки).
Зайчик, с наступлением зимы, тоже поменяет свою шубку: серую на белую (показ слайда «Зайца в белой шубке»). Он это делает для того, чтобы его не заметили враги – волк, лиса, может еще и охотник в лесу появится. Снег белый и Зайчик в белой шубке незаметен на снегу.
- Давайте напомним Зайчику, что же бывает осенью?
Дети рассказывают Зайчику об осенних изменениях в природе.
Воспитатель:
- Что-то стало очень холодно (показ слайда «Осеннее небо»)
Небо хмуриться, подул сильный ветер, начался дождь. Нам пора возвращаться домой. Чтобы вернуться из леса, надо перепрыгнуть через лужи.
П\И «Перепрыгни через лужи»
Дети: перепрыгивают через лужи из картона.
Воспитатель:
- Где мы с вами были? Кому мы помогали? Как называется дом Белки.
Дети: рассказывают об осени, дупло – белки дом, белка и заяц меняют шубку, еж ложится спать.
4. Рефлексивный этап
-Мы помогли с вами Зайчику? Зайчик, ты понял, какие изменения в природе происходят, и теперь он не будет бояться.
5. Перспективный этап
Воспитатель: мы с вами рассказали Зайчику об изменениях осенью, чтобы нам все запомнить и научить этому своих друзей, в группе создадим альбом «Времена года». Первые странички – осень.
Список литературы:
1. Рабочая программа воспитателя. Средняя группа.
2. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду - М.: Просвещение, 2002. - 225 с.
3. Николаева, С.Н., Комарова, И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005. – 91 с.
Скачать вложение