Особенности формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО
Автор: Юринова Ангелина Сергеевна, магистр института психологии, педагогики и социальной работы РГУ имени С. А. ЕсенинаНа сегодняшний день наблюдается недостаточная информированность населения об экологическом состоянии окружающей среды, знание законов природы, умение применить их на практике. Поэтому значительно повышается роль образовательных организаций, где основы экологического образования должно охватывать все возрастные периоды и стать приоритетными в образовательной деятельности.
Для начала необходимо разобраться с понятиями, дать определения экологическому воспитанию, экологической культуре и экологическому образованию.
Согласно «Концепции общего экологического образования в интересах устойчивого развития», разработанной в 2017 году Института стратегии развития образования Российской академии образования, «под экологическим образованием понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью».
Целью экологического образования дошкольников является формирование начал экологической культуры, что позволит в дальнейшем, в соответствии с концепцией общего среднего экологического образования успешно усваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человека с природой, который обеспечит его выживание и развитие. Это становление осознано-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим на основе богатств материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.
Исходя из определения «экологическое образование» сформулируем понятия «экологическое воспитание» и «экологическая культура».
Экологическое воспитание – это процесс формирования у человека сознательного восприятия окружающей природы, убежденности в бережном отношении к природе, разумного использования ее богатств, естественных ресурсов, это усвоение и не только экологических знаний, но и особой экологической этики и перехода их в жизненную позицию.
Экологическая культура – это процесс познания основных законов природы; осознание необходимости считаться с ними и руководствоваться ими в индивидуальной и коллективной деятельности; формирование чувства ответственного отношения к природе, окружающей индивида среде, здоровью людей.
Задача дошкольных образовательных организаций состоит не только в том, чтобы сформировать определенный объем представлений и знаний у детей по экологии, но и способствовать приобретению элементарных навыков научного анализа явлений природы, осмыслению взаимодействия человека и природы, осознанию значимости своей практической помощи в сохранении природы – живой и неживой.
С целью формирования системы экологического образования населения на государственном уровне были приняты законы Российской Федерации «Об охране окружающей среды» [1] и «Об образовании в Российской Федерации»[2]. Согласно этим нормативно-законодательным документам, особое внимание необходимо уделять формированию экологического мировоззрения граждан России, в первую очередь – детей.
Дошкольные образовательные организации на сегодняшний день являются первым этапом в системе непрерывного образования. Именно в дошкольный период ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о живой и неживой природе, тем самым у него формируются первые основы экологического мышления и экологического сознания.
Последнее десятилетие ХХ в и начало ХХI в. можно назвать временем развития двух значимых с точки зрения экологии процессов: углубления экологических проблем мира до кризисного состояния и их осмысление людьми. В зарубежных странах и в России в этот период происходило становление системы непрерывного экологического образования: проводились конференции, съезды, семинары, создавались образовательные программы, разрабатывались новые технологии, учебники и методические пособия для различных возрастных категорий обучающихся.
По словам О. А. Соломенниковой, «полноценное восприятие живой и неживой природы как часть представлений об окружающем мире необходимо детям дошкольного возраста как для познания окружающей действительности и успешного обучения в школе, так и для многих видов трудовой и творческой деятельности» [3].
Согласно примерной основной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы», в процессе ознакомления с природой у детей формируются представления о живом и неживом мире, о взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений живой и неживой природы. Детей учат видеть и понимать реальные причинно-следственные зависимости и отношения. Особое внимание обращается на зависимость жизни и деятельности человека от природных условий в постоянно меняющейся природной среде» [4].
Следует отметить, что многие педагоги в процессе обучения обращают внимание детей, прежде всего на живые объекты крайне мало внимания уделяется объектам неживой природы. Вместе с тем, как пишет М.Д. Маханева, «у дошкольников очень велик интерес и к объектам неживой природы, и при правильной организации работы (проведении опытов, наблюдений) ребенок старшего дошкольного возраста легко усваивает знания о неживой природе и ее связи с живой природой» [5].
Особенности формирования представлений о неживой природе у детей дошкольного возраста содержатся в основных примерных образовательных программах дошкольного образования. Так, в программе «От рождения до школы» [6] в образовательной области «Познавательное развитие» для каждой возрастной группы дошкольников выделен раздел «Ознакомление с миром природы», в котором определены основные задачи этой работы. В старшей группе среди этих задач преобладают такие, которые связаны с развитие представлений детей о живой и неживой природе, их взаимодействии (таблица 1).
Как видим из таблицы 1, в соответствии с требованиями программы в детском саду детей старшей группы знакомят с водой, песком, глиной, камнями, их использованием для нужд человека, с признаками неживой природы разных времен года, с природными явлениями (туманом).
В парциальной программе «Юный эколог» С.Н. Николаева называет неживую природу – «необходимой средой жизни растений, животных и человека» [6]. В это понятие данный автор включает Вселенную, воду, воздух, почву, камни, сезоны (времена года), дает им краткую характеристику и описывает отношение детей к их изучению.
Таблица 1
Задачи по развитию представлений о неживой природе у детей старшего дошкольного возраста по программе «От рождения до школы» [4]
Неживая природа |
Взаимодействие живой и неживой природы (через сезонные наблюдения) |
• Показать, как человек в своей жизни использует воду, песок, глину, камни. • Формировать представления о чередовании времен года, частей суток и их некоторых характеристиках. • Расширять и обогащать представления детей об особенностях зимней природы (холода, заморозки, снегопады, сильные ветры). • Познакомить с таким природным явлением, как туман. |
• Осень. Закреплять представления о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь растений, животных и человека. • Весна. Расширять и обогащать представления детей о весенних изменениях в природе: тает снег, разливаются реки, прилетают птицы, травка и цветы быстрее появляются на солнечной стороне, чем в тени. • Лето. Расширять и обогащать представления о влиянии тепла, солнечного света на жизнь людей, животных и растений (природа «расцветает», много ягод, фруктов, овощей; много корма для зверей, птиц и их детенышей). |
Таким образом, подводя итог выше сказанному можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день в России создано значительное количество программ, направленных на экологическое обучение и воспитание дошкольников. Представления о неживой природе – это составная часть представлений об окружающем мире, это основа всей познавательной и интеллектуальной деятельности и социально-личностного развития ребенка дошкольного возраста. Улучшение качества таких представлений – одна из предпосылок успешной социализации ребенка дошкольного возраста и дальнейшего его обучения в школе.
Список использованной литературы
1. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 31.12.2017) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fzrf.su/zakon/ob-ohrane-okruzhayushchej-sredy-7-fz/st-50.php. – 11.11.2020.
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Текст]. – М. : ЭКСМО, 2018. – 144 с.
3. Соломенникова, О. А. Экологическое воспитание в детском саду [Текст] : программа и метод. рекомендации / О. А. Соломенникова. – 3-е изд. – М. : Мозаика-Синтез, 2009. – 96 с.
4. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика-Синтез, 2014. – 304 с.
5. Маханева, М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст]: метод. пособие для воспитателей ДОУ и педагогов нач. школы / М. Д. Маханева. – М. : АРКТИ, 2004. – 320 с.
6. Николаева, С. Н. Парциальная программа «Юный эколог». Для работы с детьми 3-7 лет [Текст] / С. Н. Николаева. – М. : Мозаика-Синтез, 2016. – 112 с.
Скачать вложение