Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников
Автор: Гаврилова Евгения Викторовна, музыкальный руководитель, Седова Ирина Витальевна, воспитатель МБДОУ "Детский сад№65", г. РязаньКонсультация для родителей
Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во 2 веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.
Работа по тренировке тонких движений пальцев рук может начинаться очень рано: с трех-четырех месяцев ребенка. Вначале это только массаж кистей рук и пассивные сгибания и разгибания пальцев младенца. С 7—8 месяцев уже вполне возможна и активная тренировка: ребенка можно обучать перебирать сначала крупные, затем все более мелкие яркие предметы (пуговицы, бусы и т.п.). В конце первого — начале второго года ребенку становятся доступны многие игры: со вкладышами, нанизывание колец пирамид и т.п. Такие игры дают возможность тренировать тонкие движения пальцев рук успешно и на очень благоприятном эмоциональном фоне.
Движения в пальчиковых играх сильно варьируются в зависимости от возраста ребёнка. Отмечено, что если в 6-7 месяцев большинство действий производит взрослый, поглаживая ладони и пальцы малыша, то к трём годам ребёнок способен и сам показывать пальцами сложные жесты, самостоятельно рассказывая при этом текст какой – либо истории.
Педагог В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев… Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда ( ручкой, карандашом и т.д.), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума; чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Необходимость развития активных движений пальцев рук получила и научное обоснование. На пример, Павлов И.П. придавал тактильным ощущениям большое значение, так как они несут в речевой центр, его двигательную часть, дополнительную энергию, способствующую его формированию. Чем совершеннее кора мозга, тем совершеннее речь, а значит, и мышление [5].
Выдающийся русский просветитель Н.И. Новиков еще в 1782 году утверждал, «что натуральное побуждение к действию над вещами у детей есть основное средство не только для получения знаний об этих вещах, но и для всего умственного развития».
Развитый мозг и неразвитая рука – это вполне закономерное для современного образа жизни явление. Актуально в работе с детьми с нарушениями в развитии, бывает и нарушение мышечного тона, и ограничение произвольных движений, и нарушение равновесия и координации[5].
Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте; именно к 6 – 7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления ребенка в школу. Взрослые должны уделять внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки. Решаются сразу две задачи: влияние на общее интеллектуальное развитие ребенка и постепенное овладение навыком письма.
Игровые упражнения оказывают оздоровительное воздействие на организм ребенка и решают группу задач в области развития мелкой моторики: учат напрягать и расслаблять мышцы, учат переключаться с одного движения на другое и т.д.
Очень важно развивать занятия пальчиковыми играми, так как они способствуют расширению словарного запаса, а если стихотворение не проговаривать, а напевать — то и музыкального слуха[10].
Вывод 1: . гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение.
Вывод 2: Также занятия пальчиковыми играми помогают достичь тесного контакта, в том числе и тактильного, между взрослым и ребёнком, что положительно сказывается на дальнейших отношениях между ними и, конечно, такие занятия, очень понравятся малышам.
В наше время, когда активно вводится в общеобразовательных дошкольных учреждениях инклюзия - пальчиковая гимнастика всегда будет оставаться актуальным моментом, способствующим развитию речи у детей с ОВЗ в любом дошкольном возрасте.
Пальчиковые игры
Младенчество
Игра «Фонарики»
Вот фонарики горят,
Всех ребяток веселят
(пальчики растопырить).
Вдруг погасли фонари
(пальцы сжать в кулак).
Ты, скорей домой беги!
( руки спрятаны за спину).
Игра «Сорока – ворона»
Сорока – ворона -
Кашу варила
Деток кормила:
Этому дала, этому дала,
Этому дала, этому дала,
(по очередно берем
пальчик покачиваем
и загибаем к ладошке).
А этому – не дала!
Ты в лес не ходил!
Ты дров не рубил!
Ты печь не топил!
Тебе нет ничего!
Игра «Зайка»
Зайка, зайка, где твой хвост? (хлопки).
Вот, вот, вот – руки за спиной,
Зайка, зайка, где твой нос? (хлопки)
Вот, вот, вот ( показывает на нос).
Зайка, зайка, лапки где? (хлопки)
Вот, вот, вот (показывает руки).
Зайка, зайка, ушки где? (хлопки).
Вот, вот, вот (показывает ушки).
Игра «Часы»
Садимся на коврик или подушку, перебираем пальчиками:
«бежим» от коленки до макушки:
«Мышь полезла в первый раз, посмотреть который час,
Вдруг часы сказали: «Бом!» (хлопок над головой),
Мышь скатилась кувырком ( руки скатываются на пол).
Младший дошкольный возраст
Игра «Коза рогатая»
Идет коза рогатая,
За малыми ребятами.
Кто кашку не ест,
Молоко не пьет, забодаю! Забодаю!
(Пальцы рук поджать, только указательный и мизинец держать прямо. Это – «коза». Со словами «забодаю» - козу напускать на ребенка.)
Игра «Солнце»
Солнце утром рано встало,
Всех детишек приласкало!
(Ладошки скрестить. Пальцы широко раздвинуть образуя «солнышко с лучами».)
Игра «Дождик»
Дождик, дождик полно лить,
Малых детушек мочить!
(Подушечки правой (левой руки) прижать к столу. Попеременно постукивать ими по поверхности стола (как игра на пианино).)
Игра «Качаем лодочку»
Долго лодочку качало
Ветер стих и лодка встала.
(Ладонь, руки вверх, сложить пальцы лодочкой, плавно двигать кисти руки влево-вправо.)
Игра «Коготочки»
У кошкиной дочки
На лапках коготочки.
Ты их спрятать не спеши
Пусть посмотрят малыши!
(Поджать подушечки пальцев правой руки к верхней части ладошки. Большой палец прижать к указательному, произносить громко «Мяу» несколько раз. Можно продолжать игру со второй рукой.)
Средний дошкольный возраст
Игра «Жук»
Я веселый майский жук,
Знаю все сады вокруг,
Над лужайками кружу,
А зовут меня: жу-жу…
(Сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны («усы»). Шевелить «усами».)
Игра «Оса»
Оса села на цветок
Пьет она душистый сок.
(Вытянуть указательный палец правой руки и вращать им, затем тоже самое пальцем левой руки.)
Игра «Большой братец»
Покажи уменье другу,
Покружись-ка ты по кругу!
(Четыре пальца правой руки (кроме большого) сжать в кулак. Большой палец поднять вверх и выполнять круговые движения.)
Игра «Человечек»
«Гоп-топ-топ! – топают ножки
Мальчик ходит по дорожке.
(Указательный и средний пальцы правой (затем левой) руки «ходят» по столу.)
Игра «Пальчики»
Раз-два-три-четыре-пять
Вышли пальчики гулять.
Раз-два-три-четыре-пять
В домик спрятались опять.
(Поочередно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке.)
Игра «Моя семья»
Вот дедушка,
Вот бабушка,
Вот папочка,
Вот мамочка,
Вот деточка моя,
А вот и вся семья.
(Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого, а со слов «а вот и вся семья» - второй рукой охватывать весь кулак.)
Игра «Улиточка»
У улитки – крошки
Подрастают рожки.
Научу ее ходить,
Если будут ножки!
(Пальцы сжать в кулачок. Выдвинуть указательный палец и мизинец. Продвигаясь медленно вперед, «улитка» шевелит «усиками».)
Игра «Пальчик-мальчик»
Где ты был?
С этим братцем
В лес ходил.
С этим братцем –
Щи варил.
С этим братцем –
Кашу ел,
С этим братцем –
Песни пел!
(Поочередно сгибать и разгибать все пальцы, начиная с мизинца.)
Старший дошкольный возраст
Игра «Здравствуйте»
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю –
Всех я вас приветствую!
(Пальцами левой руки по очереди «здороваться» с пальцами правой руки, похлопывая друг друга кончиками.)
Игра «Шарик»
Надувайся, шарик больше!
Лучше щеки раздувай!
Поиграй ты с нами дольше:
Катись, прыгай и летай!
(Кончики пальцев обеих рук прижать друг к другу, ладошками образовать маленький, а затем большой «шарик». Когда воздух «выходит», принять ладонями исходное положение.)
Игра «На работу»
Большой палец встал один.
Указательный – за ним.
Средний будит безымянный
Тот поднял мизинчик малый.
Встали братцы все – «Ура!»
На работу им пора.
(Сжать пальцы в кулачок, поочередно разгибать их, начиная с большого. А со слов «встали братцы все – «Ура!» широко расставить пальцы в стороны.)
Игра «Деревья»
Здравствуй Лес,
Дремучий Лес
Полный сказок и чудес!
(Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы.)
Игра «Курочка пьет воду»
Наша курочка гуляла
Травку свежую щипала.
И пила водицу прямо из корытца.
(Поставить руку локтем на стол, пальцы сложить в виде клюва. Ритмично наклонить руки вниз, поднимать вверх, имитируя водопой курочки.)
Литература
1. Белая К.Ю. Дошкольное лето. – М.: МИПКРО, 2016. – 87 с.
2. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. – М.: Просвещение, 2015 –90 с.
3. Михалков С. Стихи. Сказки. – М.: Детская литература, 2015. – 257 с.
4. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. – Ярославль: Гринд, 2019.– 310 с.
5. Пальчиковые игры/ сост. Виноградова Е.А. Издательство: Учитель Серия: Развитие Дошкольника Год издания: 2020.- 133 с.
6. Ребенок учится говорить : М. М. Кольцова. Пальчиковый игротренинг / М. С. Рузина. - Екатеринбург : У-Фактория, 2006 (Екатеринбург: Уральский рабочий). - 214 с.
7. Савина Л.П. Упражнения для развития речи дошкольников М.: ООО Издательство АСТ, 2017. – 46 с.
8. Хрестоматия для маленьких. – М.: Просвещение, 2018. – 431 с.
9. Ткаченко T.А., Мелкая моторика, Гимнастика для пальчиков, ЭКСМО, М., 2014. – 48 с.: ил.
10. Интернет – ресурсы: Википедия. – Режим доступа: URL wikipedia.tel› Пальчиковые_игры [дата обращения: 15.11.2020].
Статья во вложении (pdf, 165KB)
Скачать вложение