РЯЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
12+
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
(4912) 446392 приемная
(4912) 955922 курсы
(4912) 443763 гостиница
Россия, г. Рязань, ул. Урицкого, д.2а
?
  • Институт
  • Обучение
  • Публикации
  • РИРО.ТВ
  • Форум
  • Оплата
Вход
  • ВОСПИТАНИЕ
  • ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Иностранные языки
    • Русский язык
    • Литература
    • ОРКСЭ, ОДНКНР
    • Обществознание
    • Психология
    • Социология
    • История
    • Культура
    • Право
    • ИЗО
  • ДОШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Биология
    • География
    • Экология
    • Информатика и ИКТ
    • Математика
    • Физика
    • Химия
    • Экономика
  • УПРАВЛЕНИЕ
  • НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ
    • ЗОЖ
    • Физическая культура
    • ОБЖ
  • КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
  • ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ
  • ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
  • РАЗНОЕ
  • ТЕХНОЛОГИЯ
  • ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА
  • МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ. СБОРНИКИ
Добавить публикацию

Мероприятия

20 января Конкурсы программы «Мы – твои друзья!»
20 января Конкурсы в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

Педагогическая рефлексия как механизм развития педагогической деятельности

Автор: Абрамкина Алла Сергеевна. Педагог – психолог МБДОУ «Детский сад №91». г.Рязань

Учебно-методическая разработка.

Одной из актуальной в психологии является проблема развития рефлексии. Она широко обсуждается в рамках отечественных и зарубежных психологических исследований. Решающим событием, определившим развитие рефлексии, было возникновение в рамках философии наиболее общих представлений о познании, впоследствии систематизированных в одном из её разделов — теории познания. 
В кратком психологическом словаре понятие рефлексии дается так: рефлексия (от лат. reflexio -- обращение назад) - процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Рефлексия - это не только самопонимание, самопознание. Она включает такие процессы как понимание и оценка другого. С помощью рефлексии достигается соотнесение своего сознания, ценностей, мнений с ценностями, мнениями, отношениями других людей, группы, общества, наконец, с общечеловеческими. Отрефлексировать что-то - это значит это "пережить", "пропустить через свой внутренний мир", "оценить".
Изучение структуры рефлексии, динамики ее развития представляет большой интерес, как в теоретическом, так и в практическом плане, поскольку позволяет
 приблизиться к пониманию механизмов формирования личности. 
Рефлексия в педагогическом процессе – это процесс самоидентификации субъекта педагогического взаимодействия со сложившейся педагогической ситуацией, с тем, что составляет педагогическую ситуацию: учащимися, педагогом, условиями развития участников педагогического процесса, средой, содержанием, педагогическими технологиями и т.д. Отечественный исследователь С.С.Кашлев под рефлексией в педагогическом процессе или педагогической рефлексией понимает процесс и результат фиксирования субъектами (участниками педагогического процесса) состояния своего развития, саморазвития и причин этого.
Российский педагог Б.З.Вульфов профессиональную рефлексию определяет как соотнесение себя, возможностей своего Я с тем, чего требует избранная профессия, в том числе, с существующими о ней представлениями. Он ведет также речь о педагогической профессиональной рефлексии, понимая под ней то же, что и всякая профессиональная рефлексия, но в содержании, связанном с особенностями педагогической работы и собственным педагогическим опытом.
Педагогическая рефлексия – это сложный психологический феномен, представляющий собой умение педагога становится в активную исследовательскую позицию по отношению к собственной деятельности и себе как к субъекту педагогического процесса.  
По исследованию Л.А. Карпенко. Рефлексия – способность взрослого анализировать свою воспитательную деятельность и прогнозировать результаты влияния на ребёнка.
Таким образом, рефлексирующий педагог – это думающий, анализирующий, исследующий свой опыт. Это, как сказал Д.Дьюи, "вечный ученик своей профессии" с неутомимой потребностью к саморазвитию и самосовершенствованию. Рефлексивно думать для педагога - значит: сначала попытаться понять, кем является другой человек – ребёнок. Затем представить, какими могут быть перспективы его развития. Важно подчеркнуть, что в сознании педагога рефлексивно отображается не только ребёнок, но и действия, которые воспитатель предпринимает по отношению к нему.
Использование технологий организации рефлексивной деятельности в педагогической деятельности позволяет воспитателю проводить: анализ и оценку деятельности детей с разных позиций; своей деятельности; определять новые направления в организации эффективного взаимодействия с детьми. В качестве основного метода развития педагогической рефлексии в моём ДОУ было выбрано тренинговое занятие с педагогами детского сада. Тренинговое занятие проводилось со всеми педагогами ДОУ однократно. При необходимости методическое мероприятие могло быть проведено и  повторно. Тренинговое занятие включало в себя вводную часть, основную часть, которая делилась на теоретическую и практическую, и заключительную часть.  Время работы на тренинговом занятии от 1 до 1,5 часов.  В ходе данного методического мероприятия воспитатели ДОУ знакомились со способами развития саморефлексии, имели возможность в активной форме применить эти упражнения на себе «здесь и сейчас». 
Цель: Создать условия для распространения педагогического опыта, знаний среди педагогов ДОУ по проблеме педагогической рефлексии как механизме развития педагогической деятельности. Обучить методике ее проведения.
Задачи тренинга:
-  Дать определение понятиям: рефлексия, педагогическая рефлексия (как понятие, связанное с особенностями педагогической работы педагога ДОУ и собственным педагогическим опытом).
-  Познакомить педагогов с основными аспектами педагогической рефлексии: определении, цели, компонентах, видах, функциях, модели, результатах, значении.
-  Познакомить педагогов с личным  опытом работы по применению видов  рефлексии в процессах педагогического общения и способов развития педагогической рефлексии.
- Дать возможность педагогам в активной форме применить способы       развития педагогической рефлексии  на себе «здесь и сейчас». 
Форма проведения: лекция с элементами тренинга.
Состав тренинга: воспитатели групп, педагог – психолог, специалисты ДОУ.
Предварительная работа: Подготовить материал, написать конспект тренинга.
Материал: планшетки, бумага формата А4, карандаши, карточки с фразами к упражнению «Без маски». Музыкальное сопровождение к упражнению «Подари себе имя".

Список литературы:
1. Дубровина, И. В. Словарь для начинающего психолога. 2-е изд./Под ред. Дубровиной И. В. – СПб: Питер, 2007. – 160с. 
2. Кипнис, М. Тренинг креативности / М. Кипнис. – М.: Ось-89, 2005. – 128с. 
3. Кремлякова, А. Ю. Рефлексивные техники в работе педагога-психолога / А. Ю. Кремлякова // Справочник педагога-психолога. Школа. – 2014. - №7. – С.54-62. 
4.  Немов, Р. С. Психологический словарь / Р. С. Немов. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2007. – 560с.  
5. Психология труда и профессиональное развитие учителя: учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений/Л.М. Митина., 2004.- 300с

Полный вариант статьи во вложении (doc, 98Kb)



Скачать вложение

Возврат к списку



  • Главная
  • Интернет-приёмная
  • Контакты
  • RSS
Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Рязанский институт развития образования» (ОГБУ ДПО "РИРО")
Интернет-портал  rirorzn.ru (12+) зарегистрирован в Роскомнадзоре 25.12.2015 г. Реестровая запись Эл №ФС77-64083 
Учредитель ОГБУ ДПО "РИРО" 390023, г. Рязань, ул. Урицкого, д. 2а тел.: (4912) 44-49-79, (4912) 44-63-92 e-mail: riro@ryazan.gov.ru
Главный редактор Лапкина Е.В. тел.: (4912) 444902 Доб. 168,  e-mail: rirorzn@yandex.ru