Подготовка к обучению грамоте старших дошкольников с нарушениями речи с помощью интерактивных презентаций в домашних условиях
Автор: Прошина Алла Константиновна, учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 85», г. РязаньДля детей с тяжёлыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста, их родителей и педагогов.
Дети с общим недоразвитием речи (ОНР) имеют соматические заболевания и временно выбывают из коррекционного логопедического процесса. А ведь для развития детей с ОНР важна систематическая, последовательная коррекционная работа. И в такой ситуации важно вовлечь современных родителей в орбиту педагогической деятельности. Они должны стать активными участниками коррекционного процесса в домашних условиях, где с помощью дистанционных занятий смогут достигнуть максимальных результатов при подготовке дошкольников к школе. Так родители имеют возможность самостоятельно оценить качество собственных усилий и эффективность занятий с ребёнком дома. Их заинтересованное участие в совместной деятельности является мощным стимулом в формировании серьёзной мотивации старшего дошкольника.
Материал каждого нового занятия предлагается в виде компьютерной презентации. Составление заданий и игр с помощью программы «Microsoft Power Point» выбрано не случайно. Учебный материал предъявляется в яркой, интересной и доступной форме, вызывает интерес у дошкольников 6-7 лет и обращает на себя внимание.
Находясь дома, родители совместно с ребёнком в любое удобное время по 5-7 минут 2-3 раза в неделю могут открыть учебную презентацию и выполнить не спеша несколько заданий. Такая форма работы даёт возможность прекратить занятие или сделать физкультминутку, если ребёнок утомился или у него пропал интерес, и возобновить выполнение заданий и упражнений спустя некоторое время.
На каждую неделю предлагается новая тема. Старшие дошкольники выполняют упражнения на развитие слухового и зрительного внимания, мелкой моторики, учатся различать букву на письме, при чтении. Они развивают память, логическое мышление, расширяют кругозор, развивают навыки письма и чтения. Взрослые фиксируют задания в тетради и дети их выполняют. Это позволяет учителю-логопеду проверить, когда ребёнок придёт в детский сад, как он усвоил материал, в чём затрудняется, что не понял. На слайдах в определённом порядке появляются картинки с изображением карандаша, книги, знака вопроса, восклицательного знака, весёлых человечков. Дошкольники действуют в соответствии с указанными значками: карандаш – печатают букву или графический рисунок, книга – читают небольшой литературный стихотворный или прозаический текст, знак вопроса – решают логическую задачу или задачу ТРИЗ.
Партнёрство учителя-логопеда и родителей в создании единого коррекционного развивающего пространства обеспечивает старшим дошкольникам с нарушениями речи успешную социализацию среди сверстников, а в дальнейшем лёгкую адаптацию к школьной среде. Эта форма работы позволяет родителям повернуться лицом к проблемам ребёнка, вооружить их адекватными способами коммуникации и доступными способами коррекции. Родители в ходе педагогического сопровождения начинают относиться к ребёнку как равному, открывают его сильные и слабые стороны, учитывают их в процессе семейного воспитания, готовы эмоционально поддержать дошкольника.
План-конспект занятия «Звук и буква Ф»
Цель: усвоение дошкольником в домашних условиях разнообразных способов действий со звуком, буквой русского алфавита и словами родного языка посредством компьютерной презентации.
Задачи:
- познакомить со звуком Ф через задания, требующие выделения и распознания заданного звука;
- обучить поиску места нужного звука в слове (в начале, середине, конце);
- сформировать графо-моторные функции посредством начертания, горизонтальных и наклонных линий, рисования зигзагов, штриховки рисунка;
- познакомить с контуром буквы русского алфавита посредством печатной записи, поиска буквы как элемента «конструкций» слова;
- отработать навык чтения слов, предложений, адаптированного текста;
- развить словесно-логическую память в процессе обдумывания, размышления над упражнениями, общения со взрослыми (родителями);
- развить логическое мышление через задания поисково-исследовательского характера, построение цепочки рассуждений, обусловливающих поиск результата (ответ на вопрос);
- формировать образную речь дошкольника через знакомство с крылатым выражением;
- сформировать интерес и стремление к познанию родного языка посредством интеллектуальных, логико поисковых заданий, игровых упражнений занимательного характера.
Материал: презентация «Звук и буква Ф», индивидуальная логопедическая тетрадь
План занятия:
1. Работа со звуком Ф.
(3 слайд) Отгадать имя мальчика по первым звукам названий каждой из картинок (Федя).
Какой новый звук встретился в этом слове? (Ф).
Дать характеристику этому звуку. (Звук Ф согласный, глухой, бывает твёрдый и мягкий).
(4 слайд) Помочь филину долететь до финиша, делая остановки только около тех предметов, в названиях которых есть звук Ф. Назвать эти слова. Определить место звука Ф в слове. (Фиалка, фикус, фонарь, туфли, факел, светофор, флажки).
2. Работа с буквой Ф и словом.
(5 слайд) Из слова ФЛОТ брать по одной букве и добавлять в конец каждого из четырёх слов так, чтобы получились новые слова. В тетради записать эти слова и объяснить их значение.
(Пена + л = пенал, шар + ф = шарф, бор + т = борт, метр + о = метро).
(6 слайд) Составить слово из рассыпавшихся букв и записать его в логопедическую тетрадь.
(Т, Ы, Ф, К, У, Р – фрукты).
(6 слайд) Знакомство с крылатым выражением «Филькина грамота».
Филькиной грамотой называют безграмотно составленный документ, место которому — в мусорной корзине. Кто же этот Филька, который не умеет составить грамотную бумагу? За именем Филька скрывается московский митрополит Филипп, осмелившийся выступить против царя Ивана Грозного. Недовольный царь Иван Грозный называл митрополита Филькой, а его послания — «филькиными грамотами».
3.Графический рисунок.
(7 слайд) В логопедической тетради написать указанные элементы.
(8 слайд) В логопедической тетради восстановить по клеткам рисунок (ягоду).
4. Чтение адаптированного текста.
(9 слайд) Прочитать рассказ «У школы» и пересказать.
5. Головоломки и кроссворды.
(10 слайд) Кроссворд. Решить кроссворд, вписывая в соответствующие клетки слова – отгадки, имеющие в своём составе звук Ф.
(1- фартук, 2 – фея, 3 – фасоль, 4 – фары, 5 – лифт, 6 – туфли, 7 – кофе).
(11 слайд) Головоломка «Две буквы». Расположить слоги в сетке так, чтобы согласно стрелкам появилось 12 слов из 4-х букв.
(Шаги, гиря, ряды, дыра, раки, кино, носы, сыро, роса, сани, Ника, каша).
6. Задание на закрепление материала.
Нарисовать (или наклеить) в логопедической тетради картинки, названия которых начинаются на звук Ф.
Литература:
1. Белошистая А.В. Поисково-исследовательская деятельность на занятиях по развитию речи / А.В. Белошистая // Дошкольное воспитание. – 2021. - № 5. – С. 32-42.
2. Вренёва Е.П. Ресурсы информационно-компьютерных технологий в обучении дошкольников с нарушениями речи / Е.П. Вренёва // Логопед. – 2010. - № 5. – С. 46-52.
3. Кибирева Т.Г. Компьютерные технологии в логопедической работе с младшими школьниками / Т.Г. Кибирева // Логопед. – 2012. - № 10. – С. 66-70.
4. Фотина В.В. Логопедические домашние задания: традиции и современность / В.В. Фотина // Логопед. – 2011. - № 6. – С. 84-89.
Скачать вложение