Поможем Зимушке-зиме
Автор: Истропова Маргарита Васильевна, воспитатель МБДОУ "Детский сад № 150", г. РязаньКонспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию дошкольников в подготовительной к школе группе
Аннотация
В наши дни экологическое воспитание является одной из актуальных проблем современности. Поэтому мы в своей работе уделяем большое внимание экологическому воспитанию детей.
По определению Н. Рыжовой, «экологическое воспитание – это процесс формирования у человека сознательного восприятия окружающей природы, убежденности в бережном отношении к природе, разумного использования ее богатств, естественных ресурсов, это усвоение и не только экологических знаний, но и особой экологической этики и перехода их в жизненную позицию».
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) говорится о том, что работа воспитателя должна быть направлена на формирование у детей элементарных экологических представлений, понимания того, что человек – часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать её.
Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и на занятиях.
По содержанию эта деятельность носить проблемный характер. Важно не только ставить перед ребенком проблему, но и научить ее решать. Ребенок старшего дошкольного возраста отличается активностью в познании окружающего мира природы.
Исходя из выше сказанного, мы стараемся включать в свою работу новые, интересные методы, приемы и средства по экологическому воспитанию дошкольников.
При взаимодействии с детьми используются различные формы работы: экспериментирование - в опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к определённым суждениям и умозаключениям, проектно-исследовательская деятельность позволяет применять полученные знания на практике, чтение детям художественной литературы о природе (В. Бианки, М. Пришвина, Н. Сладкова), использование демонстрационного материала. Ещё одним из эффективных средств в работе с дошкольниками по экологическому воспитанию являются дидактические игры и задания. Игры доставляют детям много радости, и содействуют их всестороннему развитию. В процессе игр формируются знания об окружающем мире. На занятии проводятся дидактические игры: «С какого дерева листок?», «Чьи следы?», «Узнай птицу по голосу».
Для повышения качества своей работы включаем в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии. Их целью является обеспечение ребёнку возможности укрепления здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни. На занятии это лазание по туннелю, пальчиковая гимнастика «Снежок», имитация движений лыжника.
Рассмотрим приобретение данного опыта детьми на примере организованной образовательной деятельности по ознакомлению с природой «Поможем Зимушке-зиме». Занятие включает развивающие задания с применением наглядного материала и мультимедийного оборудования. Это способствовало систематизации знаний, повышению интереса к природе и любознательности у дошкольников.
Цель: организовать познавательную деятельность детей, направленную на обобщение знаний детей о лесе и его обитателях, обогащению и активизации словаря, бережного и заботливого отношения к природе.
Задачи:
1. Организовать мотивацию детей на оказание помощи сказочному герою; расширять представления детей о различных видах деревьев, диких животных и птицах зимой; создать условия для активизации и обогащения словаря детей с помощью дидактических игр по теме занятия; формировать умение собирать целое изображение из нескольких частей.
2. Организовать практическую деятельность детей, направленную на развитие исследовательских навыков, познавательного интереса, внимания, зрительного восприятия, развития мелкой моторики рук; умения договариваться и помогать друг другу; через двигательную активность формировать эмоционально- положительное состояние.
3. Организовать контроль результатов самостоятельной деятельности
и рефлексивную оценку деятельности детей.
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Обогащение словаря: ларец, лупа, смешанный, туннель, свирель.
Активизация словаря: названия деревьев, диких животных и зимующих птиц, следов животных.
Предварительная работа: беседы на темы: «Лес и его обитатели», «Правила поведения в природе», дидактические игры: «Кто, где живёт?», «Угадай по голосу?», чтение стихов, рассказов, сказок о природе (В. Бианки «Синичкин календарь», В. Берестов «Заячий след», К. Ушинский «Спор деревьев» и др.), рассматривание следов зверей на картинках, пособий с изображением деревьев зимой, диких животных и зимующих птиц, слушание голосов птиц, наблюдения за птицами на участке.
Обогащение словаря: смешанный лес, хвоя, рыщут, свирель.
Активизация словаря: названия деревьев, диких животных и зимующих птиц, следов животных.
Материалы и оборудование: письмо, ларец (шкатулка), картинки деревьев и листьев, схема туннеля, туннель из физкультурных матов, разрезные картинки с изображением лисы, волка, зайца, белки, презентация «В зимнем лесу», коробочка со снежинками, елки, ноутбук.
Ход образовательной деятельности
1. Мотивационный этап.
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости! Давайте с ними поздороваемся. (Дети здороваются)
Воспитатель: чтобы гости смогли узнать наши имена, давайте назовем друг друга по имени ласково. Вспомните, когда называешь имя, надо взять за руку, посмотреть в глаза, улыбнуться и сказать нежно-нежно, вот так. (Воспитатель показывает, называя по имени рядом стоящего ребенка). Таким образом, дети, называя друг друга, оказываются все вместе, взявшись за руки.
Воспитатель: вот какие мы дружные и добрые.
(Под музыку появляется ребёнок в костюме сороки)
Сорока: здравствуйте! Это детский сад № 150? Вам письмо из зимнего леса!
Воспитатель: большое спасибо! Лесной почтальон принёс нам письмо. Как неожиданно, правда, ребята!
Вы хотите узнать, от кого оно и что в нём написано, тогда давайте откроем его и прочитаем. (Воспитатель открывает и читает письмо от Зимушки-зимы из зимнего леса)
«Здравствуйте, ребята! У нас в лесу случилась беда. Злой волшебник лес заколдовал и теперь в нём тихо и уныло, птицы песен не поют, белки шишек не грызут, только следы на снегу. Помогите, лес от злых чар освободите! Сделать это не просто. Ждут вас задания, трудные испытания! Задания в волшебном ларце, а ларец на высокой ели!»
Зимушка-зима.
2. Ориентировочный этап.
Воспитатель: дети, вы хотите помочь Зимушке расколдовать лес?
Дети: да!
Воспитатель: мы сможем это сделать?
Дети: да
Воспитатель: а как? Подумайте и скажите.
Дети: надо пойти в зимний лес, найти волшебный ларец, выполнить все задания злого волшебника.
Воспитатель: я согласна с вами, дети. Пора нам собираться, в дальнюю дорогу отправляться, а на чём мы отправимся в зимний лес вы узнаете, отгадав мою загадку:
Деревянные гонцы,
Словно братья-близнецы
Друг без друга никуда!
Дети: лыжи!
Воспитатель: правильно, лыжи. Мы отправимся в лес на лыжах. Потеплее одеваемся, встаём на лыжи, берём в руки палки и в путь! (имитация одевания и ходьбы на лыжах под музыку)
Воспитатель:
Мы гуляем зимним днём,
мы на лыжах в лес идём,
между сосен скользят лыжи.
Путь до леса, ох не ближний,
Вот и горка на пути,
Нелегко сюда взойти!
До опушки побежим,
Перед нами лес стоит!
3. Исполнительский этап.
Воспитатель: вот мы и оказались в лесу (слайд 2). Посмотрите, какой красивый лес! Всё засыпано снегом. Лес как будто спит под пуховым одеялом. Сколько много деревьев вокруг. Давайте снимем лыжи, поставим палки и дальше по лесу будем идти по тропинке пешком, чтобы не потревожить лесных жителей. (имитация движений: снимают лыжи, ставят палки).
Воспитатель: как же нам отыскать ель, на которой спрятан ларец?
Дети: обойти лес, посмотреть на всех деревьях.
Воспитатель: к сожалению, в лесу большие сугробы и это займёт много времени, а нам нужно поторапливаться, помочь Зимушке расколдовать лес.
Предлагаю попросить помощи у мудрого старого пня, что на опушке стоит.
(дети с воспитателем подходят к макету пня, второй воспитатель озвучивает пень)
Воспитатель: здравствуйте, Пень Корнеевич! Помогите нам, пожалуйста отыскать ель, на которой злой волшебник спрятал ларец с заданиями!
Пень: добрый день! Помогу, но сначала вы должны сказать сколько моим братьям – пням лет!
Воспитатель: дети, как можно узнать, сколько было лет спиленному дереву?
Дети: посчитать кольца на спиле.
Воспитатель: объединитесь в пары и подойдите к пенёчкам (дети в парах подходят к пням, на каждом пне лежит лупа).
Воспитатель: как называется предмет, который лежит на пнях?
Дети: это лупа.
Воспитатель: для чего она нужна?
Дети: она нужна, чтобы увеличивать предметы.
Воспитатель: рассмотрите с помощью лупы спилы деревьев, посчитайте кольца и определите сколько лет было деревьям. (дети в парах при помощи и дают ответы Мудрому пню).
Пень: молодцы! Правильно сосчитали! А теперь мой ответ: ларец на высокой ели, что в лесной глуши, там спит медведица и её малыши. Будьте осторожны!
Воспитатель: спасибо за помощь! (дети и воспитатель идут по лесу, подходят к ели, находят ларец с заданиями).
Воспитатель: нашли заветный мы ларец, его мы с вами открываем, заданья дружно выполняем (воспитатель открывает ларец с заданиями). Давайте присядем на поляне и выполним первое задание волшебника. (дети садятся на стульчики, на мольберте изображения деревьев без листвы: берёза, рябина, липа, осина, клён, дуб, ель, сосна). Называется оно «С какого дерева листок?»
Воспитатель: посмотрите сколько много разных деревьев растёт в лесу. Зимой они без листвы. Непросто узнать дерево зимой. Волшебник перепутал все листочки (воспитатель высыпает из конверта на стол листья перечисленных выше деревьев).
Давайте по-одному листику возьмём, разобьёмся на пары по видовой принадлежности листа и для всех листиков дерево найдём (дети рассматривают листья, берут по-одному, объединяются в пары: дубовый с дубовым, кленовый с кленовым и т.д., располагают листья под деревом, с которого они опали).
Воспитатель: назовите какой у вас лист и с какого дерева?
(Ответы детей: это берёзовый листок, он с берёзы; это дубовый лист, он с дуба; это кленовый лист, он с клёна; это осиновый лист он с осины; это рябиновый листочек, он с рябины; это липовый лист, он с липы; это еловые хвоинки, они с ели; это сосновые хвоинки, они с сосны).
Воспитатель: если в лесу растут и лиственные, и хвойные деревья, значит лес какой?
Дети: смешанный.
Воспитатель: правильно, такой лес называют смешанным.
Воспитатель: молодцы, а сейчас второе задание для вас (воспитатель из ларца достаёт схему задания. На ней изображён снежный туннель и стрелка, указывающая на вход в него. Воспитатель кладёт схему на стол предлагает детям подумать и сказать, что нужно сделать в этом задании).
Дети: пройти через снежный туннель.
Воспитатель: надеюсь, со мной сегодня все смелые дети в пути?
Дети: да!
Воспитатель: тогда друг за другом вставайте. Через снежный туннель мы пройдём и немного отдохнём (дети проползают через снежный туннель из физкультурных матов и садятся на стульчики).
Воспитатель: ларец я снова открываю, третье заданье вынимаю (воспитатель достаёт из ларца 4 разрезных картинки с изображением диких животных: лиса, заяц, волк, белка). Волшебник предлагает нам собрать из частей целое изображение и узнать, кто оставил следы на снегу на этой поляне? Предлагаю поделиться на группы, чтобы в каждой было по 4 человека (дети самостоятельно делятся на группы и проходят к столам, за одним столом – одна группа. Дети собирают из разрезных картинок целое изображение животных).
Воспитатель: на поляне очень много разных следов, назовите кому они зимой могут принадлежать? (слайд 3).
Дети: лисе, волку, зайцу, белке (каждая группа даёт свой ответ).
Воспитатель (рассказ по В. Бианки): белым ровным слоем покрыл снег всю землю. Поля и лесные поляны теперь как гладкие чистые страницы большой книги. И кто ни пройдёт по ним, всяк распишется: «Был здесь такой-то». Днём идёт снег – страницы чистые. А утром придёшь – белые страницы покрыты множеством таинственных знаков: чёрточек, точек, непонятных завитушек. Значит ночью здесь были разные лесные жители: ходили, прыгали, бегали, резвились. Кто был? Что делал? В книге зимы каждый зверёк, каждая птица располагается по-своему: кто просто, а кто хитро.
Воспитатель: волшебник предлагает каждой группе определить на экране следы животного, которое получилось на картинке.
- Кто оставил строчкой след, дайте правильный ответ?
Дети: это лиса (отвечает команда, собравшая картинку лисы) (слайд 4)
- Правильно, это лисьи следы. «Лисица, передвигается спокойно, идёт по прямой линии, оставляя за собой чёткую цепь следов в одну строчку. Читать строки лисьих следов особенно мудрено, потому что лиса любит пускаться на хитрость, чтобы запутать свой след» (описание по В. Бианки).
- Хитрый маленький зверёк следы на поляне запутал и наутёк. Как вы думаете, чьи это следы?
Дети: это заячьи следы (отвечает команда, собравшая картинку зайца).
(слайд 5)
Воспитатель: зачем заяц их путает?
Дети: заяц так сбивает со следа врагов.
Воспитатель: «зимой заяц легко передвигается, хотя снег в лесу глубокий и рыхлый. Широкие лапы, обросшие к зиме шерстью, не позволяют ему провалиться в снег. Белый заяц лапами по снегу печатает. От задних длинных лап след вытянутый, с пяточкой; от коротких передних – кружочками» (описание по В. Бианки).
- Эти следы очень похожи на собачьи. Какому дикому животному в лесу они могут принадлежать?
Дети: это волчьи следы (отвечает команда, собравшая картинку волка)
(слайд 6)
Воспитатель: зимой волки живут стаями. В стае бывает 10 - 12 волков. Стаей рыщут по полям и, ищут добычу. В поисках пищи пробегают очень большие расстояния. Недаром про них говорят: «Волка ноги кормят».
- Чьи следы могут так выглядеть?
Дети: это беличьи следы (отвечает команда, собравшая картинку белки). (слайд 7)
- Верно. Легко разобрать и запомнить белки почерк: она по следу прыгает – как в чехарду играет. Короткими передними лапками обопрётся – длинные задние далеко вперёд выкинет, широко их расставит. От передних лапок след маленький. Две точки отпечатаны, обе рядом. От задних – след длинный, вытянутый (описание по В. Бианки).
Воспитатель: чьи следы нельзя увидеть зимой в лесу? Почему?
Дети: зимой нельзя увидеть в лесу следы медведя и ежа, потому что они зимой спят.
Воспитатель: чьи ещё следы, кроме диких животных, можно увидеть в лесу зимой?
Дети: ещё можно увидеть на снегу следы человека, птичьи следы.
Воспитатель: дети, пока мы с вами угадывали следы, в лесу пошёл снег, да какой липкий. Как можно ещё сказать про снег? Снег какой? (слайд 8).
Дети: снег белый, мягкий, пушистый, серебристый, холодный.
Предлагаю поиграть пальчиками, чтобы они не замёрзли и слепить снежок (дети и воспитатель встают в круг).
Пальчиковая игра-упражнение «Снежок», автор Нищева Н.В.
Раз, два, три, четыре (загибают пальчики, начиная с большого)
Мы с тобой снежок слепили (лепят, меняя положение ладоней)
Круглый, крепкий, очень гладкий (показывают круг, сжимают ладонь, гладят одной ладонью другую.
И совсем – совсем не сладкий (грозят пальчиком).
Раз – подбросим, (смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок)
Два – поймаем, (приседают, ловят воображаемый снежок)
Три – уроним, (встают, роняют снежок)
И сломаем (топают на месте).
Воспитатель: молодцы, весело играли. Дети, давайте откроем ларец и посмотрим, все ли задания мы выполнили? (воспитатель открывает ларец, достаёт мешочек с кормом для птиц).
- Что в мешочке я не знаю, и волшебник не написал, что нам нужно сделать в этом задании. Давайте откроем мешочек и посмотрим – что внутри? (воспитатель открывает мешочек и показывает детям содержимое: семечки, сухие ягоды рябины, семена, просо).
- Ребята, может вы догадаетесь и сами скажите, что мы должны сделать в этом задании и кому нужно то, что находится в мешочке?
Дети: это корм для птиц. Нам нужно покормить птиц в лесу.
Воспитатель: я согласна с вами дети, давайте оставим корм на снегу и в кормушке, которую повесил для птиц лесник (дети кладут корм на сугроб (выполнен из белой материи) и на кормушку, которая висит на ёлке).
- Посмотрите, сколько птиц собралось на кормушке и даже слышны их голоса (слайд 9). Давайте присядем на пенёчки, чтобы не испугать птиц и послушаем их пение. Попробуйте догадаться, чей голос звучит? (дети выполняют дидактическое задание «Узнай птицу по голосу», звучит мультимедийная запись голоса синицы).
Воспитатель: вы догадались, кто это поёт?
Дети: это синица (слайд 10, правильный ответ появляется на экране).
Воспитатель: правильно, синица. Это небольшая певчая птичка с черной головой и желтой грудкой. Синица – очень подвижная и вертлявая птичка: не усидит на месте. Поёт звонко: «Синь-синь, пинь-пинь», умеет свистеть и трещать. За своё пение она и получила название «синица».
Воспитатель: одну птицу вы всегда можете узнать по голосу. Кто это стучит? (звучит мультимедийная запись голоса дятла)
Дети: это дятел (слайд 11, правильный ответ появляется на экране).
Воспитатель: верно, это большой пестрый дятел. На что похож голос дятла?
Дети: голос дятла похож на стук.
Воспитатель: правильно, дятел стучит так быстро и этот стук можно сравнить с барабанной дробью. Её он выбивает крепким клювом. «Что за красавец этот дятел! Черное, белое, красное. И в таком сочетании, что ни убавить, ни прибавить», — писал о дятле Н. Сладков ... «Спинка у дятла черная, крылья тоже черные, но с белыми крапинками, а на белом брюшке крапины черные, на голове дятла — ярко-красный беретик».
Воспитатель: голоса птиц такие все разные, вот эти птицы поют, словно играют на свирели. Кто так поёт в лесу? (звучит мультимедийная запись голоса свиристели).
Дети: это свиристель (слайд 12, правильный ответ появляется на экране).
Воспитатель: они тихонько посвистывают, будто играют на свирелях, поэтому и назвали их свиристелями. Оперение у нее нарядное, розовато-коричневого цвета. Голову свиристелей украшают задорные хохолки. А на крыльях ярко-красные полоски. Свиристели любят спелые ягоды рябины. «Клюют жадно, торопятся, словно соревнуются, кто съест больше. В результате же добрая половина ягод падает в снег».
- Какие ещё птицы остаются у нас на зиму?
Дети: воробьи, вороны, галки, сороки, снегири, клесты, дятлы.
- Почему они остаются?
Дети: они могут добывать корм.
- Как их называют?
Дети: их называют зимующие.
- Как мы можем помочь птицам пережить суровую зиму?
Дети: птиц надо подкармливать зимой.
- Как называется «птичья столовая»?
Дети: кормушка.
Воспитатель: молодцы, вы покормили птиц и узнали их по голосу.
- Ребята, посмотрите в нашем ларце больше нет заданий от злого волшебника (воспитатель показывает детям пустой ларец). Как вы думаете, что это значит?
Дети: мы выполнили все задания, помогли Зимушке-зиме расколдовать зимний лес (слайд 13).
Воспитатель: молодцы, дети! А нам пора возвращаться в детский сад. Давайте наденем наши лыжи, возьмём в руки палки и в обратный путь. (На лыжах
дети возвращаются с воспитателем в детский сад)
Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Дружно весело идём,
Скоро в садик мы придём.
Воспитатель: вот мы снова в детском саду. Снимаем лыжи, тёплую одежду.
Рефлексивный этап.
- Где мы сегодня побывали?
Дети: в зимнем лесу.
- Кому мы помогли?
Дети: Зимушке-зиме расколдовать лес.
- Как мы помогли расколдовать лес?
Дети: мы нашли в лесу ларец волшебника и выполнили все задания.
Что было сегодня интересным?
Что вызвало затруднение?
Воспитатель: кому сегодня было легко и интересно возьмите себе – белую снежинку, у кого возникли трудности – голубую снежинку (дети с подноса берут снежинки).
Перспективный этап.
Кому вы хотели бы рассказать о том, как помогли Зимушке-зиме?
Нарисуйте зимний лес и его обитателей.
Список литературы:
1. Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2018. – 491 с.
2. Вакуленко Ю.А. Воспитание любви к природе у дошкольников. – В.: Учитель, 2020. – 157 с.
3. Жукова Н.С. Развитие речи: мир вокруг тебя. – М.: Эксмо, 2016. – 320 c.
4. Машкова С.В. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе. – В.: Учитель, 2020. – 185 с.
5. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. – М.: Академия, 2017. – 224с.
6. Рассказ про дятла, 1-2 класс. Окружающий мирhttps://www.idealdomik.ru/yenciklopedija-poleznyh-sovetov/deti-i-roditeli/raskazy-dlja-detei/raskaz-pro-djatla-1-2-klas-okruzhayuschii-mir.html (дата обращения 25.12.2020)
7. Конспект занятия по ознакомлению детей с природой в старшей группе на тему "Синица"https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2016/10/02/konspekt-zanyatiya-po-oznakomleniyu-detey-s-prirodoy-v (дата обращения 25.12.2020)
Текст конспекта во вложении (pdf 230KB)
Скачать вложение