Позаботимся о домашних животных
Автор: Капранова Елена Сергеевна, воспитатель МБДОУ «Искровский детский сад» муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской областиКонспект НОД по познавательному развитию для детей 6 – 7 лет.
Основное содержание знаний дошкольники усваивают через систематические встречи с природой в процессе наблюдения в уголке природы и на участке детского сада. В дошкольной педагогике дидактические игры и упражнения с давних пор считались основным средством сенсорного и умственного воспитания. Использование дидактической игры как средства развития детей дошкольного возраста уходит своими корнями далеко в прошлое. Так, традиция широкого использования дидактических игр в целях воспитания и обучения детей, сложившихся в народной педагогике, получила свое развитие и в настоящее время. Дидактическая игра как игровая форма обучения – явление очень сложное. В отличие от занятий в дидактической игре действуют одновременно два начала: учебное, познавательное и игровое, занимательное. В соответствии с этим воспитатель в одно и то же время и учитель, и участник игры, он учит детей и играет с ними, а дети, играя, учатся.
Экологическое образование дошкольников – это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии. Цель экологического образования дошкольников – формирование осознанного и правильного отношения детей к природе. Оно строится на знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, в том числе животных, на чувственном познании и наблюдении доступных пониманию взаимосвязей в живой и неживой природе.
Игра становится подлинной формой игрового обучения лишь в том случае, когда учебные, познавательные, задачи ставятся перед детьми через игру, тесно связываются с игровым, занимательным началом – с игровыми задачами и игровым действием дидактической игры.
Использование дидактических игр на развивающих и обучающих занятиях природоведческого цикла в группах старшего дошкольного возраста помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, так как игра делает процесс обучения занимательным для ребенка.
В дидактических играх дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных. Многие игры подводят детей к обобщению и классификации. Дидактические игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь, способствуют воспитанию у детей умения играть вместе.
Следовательно, такие игры имеют огромное значение для развития ребенка в целом, они обязательны для использования и должны быть в арсенале каждого воспитателя.
Согласно, комплексной общеобразовательной программе «От рождения до школы», на основании которой разработана ООП нашего детского сада, основными задачами по ознакомлению детей подготовительной группы с домашними животными являются:
- расширение знания и обучение связно рассказывать об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, питания, повадках животных;
- расширение представления о труде и профессиях сельских жителей;
- учить понимать, что жизнь животных тесно связана с человеком;
- подведение к пониманию, что человек - часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее.
Рассмотрим реализацию поставленных задач на примере НОД по познавательному развитию для детей 6 – 7 лет «Позаботимся о домашних животных».
Цель: организовать познавательную деятельность детей, направленную на обобщение и систематизацию представления детей о домашних животных; способствовать развитию любознательности, способности анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи; пробудить интерес к профессии – фермер.
Задачи.
Организовать:
1. мотивацию к теме занятия;
2. обобщение знаний детей о повадках домашних животных, особенностями питания, условиями жизни, пользой для человека.
3. организовать рефлексивную оценку деятельности детей.
Словарная работа.
1. Активизировать и обогащать словарный запас детей по теме.
3. Ввести новые слова: сенник,зернохранилище,овощехранилище.
Методы и приемы: словесные, игровые, наглядные, практические.
Материалы и оборудование: проектор, экран, магнитная доска, слайдовая презентация «Домашние животные зимой», аудиозапись «Звуки деревни», раздаточный материал для игры «Покорми животное», «Собери семью», макет фермы, фигуры домашних животных и фермера, фломастеры.
Предварительная работа: чтение художественной литературы Е. Благинина «Корова», К. Ушинский «Слепая лошадь», «Спор животных», И. Васильева «Ферма», С. Михалков «Три поросенка». «Как старик корову продавал», беседы «Кто и как ухаживает за домашними животными?», «Какую пользу приносят человеку домашние животные?», «Как получают пряжу», «Каких животных можно держать в доме », наблюдения « Заготовка кормов для домашних животных», «Наблюдение за кормлением домашних животных», «Наблюдение за поведением и повадками домашних животных», просмотр мультфильмов о животных «Кошкин дом», «Хаврошечка», «Домашние животные и их детеныши", "Твои первые животные", «В стране домашних животных», прослушивание аудиозаписи «Голоса животных», «Звуки деревни».
Ход деятельности:
Мотивационный этап:
Воспитатель. Здравствуйте, дети! Я предлагаю вам собраться в круг.
(дети становятся с воспитателем в круг)
«Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся».
Воспитатель. Ребята, сегодня утром мне позвонил Незнайка. Вчера он гулял по зимнему лесу и встретил лесных жителей. Они рассказали ему как готовились к зиме. Ребята, а вы знаете как лесные звери готовятся к зиме.
Дети. Да, знаем.
Воспитатель. Тогда, расскажите.
Дети. Они сами строят или утепляют свое жилище и делают запасы на зиму, меняют шерсть, ложатся в спячку.
Воспитатель. Правильно ребята, но Незнайка не знает,как готовятся к зиме домашние животные и поэтому очень переживает за них,ведь они ничего не умеют делать сами. Кто и как позаботится о них зимой? Ребята, а вы знаете ответ на этот вопрос.
Дети. Да, о них заботиться человек.
Организационный этап:
Воспитатель. Ребята, я предлагаю вам рассказать об этом более подробно. Поэтому мы сейчас с вами отправится в путешествие. Вы согласны?
Дети. Да.
Воспитатель. Тогда закройте глаза и повторяйте за мной.
Раз, два – повернись и на месте очутись.
(звучит аудиозапись «Звуки деревни»)
Воспитатель. Ребята, послушайте эти звуки. Откуда они доносятся, давайте подойдем по ближе. Что это за место?
(на столе макет фермы, фигуры домашних животных и фермера)
Дети. Ферма.
Исполнительный этап.
Воспитатель. Ребята, а что это за животные, назовите их?
Дети. Это свинья, овца, лошадь, корова, собака.
Воспитатель. Ребята, как можно одним словом назвать этих животных?
Дети. Это домашние животные.
Воспитатель. Почему их так называют?
Дети. Их так называют, потому что они живут у человека.
Воспитатель. Что делает человек?
Дети. Заботится о животных и ухаживает за ними.
Воспитатель. А как называют человека, который ведет здесь хозяйство и ухаживает за животными?
Дети. Этот человек называется фермер.
Воспитатель.Правильно,ребята.
Воспитатель. А теперь, ребята, давайте сядем на стулья и послушаем одну интересную историю, которая произошла на ферме. Однажды собрались все животные фермы вместе и затеяли спор. Кто из них важнее и нужнее. А что было дальше предлагаю продолжить вам, ребята.
(Игра «Кто важнее - кто нужнее» дети выступают в роли домашних животных, рассказывая о пользе для человека,уточняя действие животного)
— Му-му, — замычала корова —я здесь самая главная…
— Хрю- хрю, — захрюкала свинья — я здесь самая главная …
— Бе-бе, — заблеяла овца — я здесь самая главная …
— Иго-го, — заржала лошадь — я здесь самая главная . . .
— Гав-гав, — залаяла собака — я здесь самая главная …
Воспитатель. Долго они спорили пока в их спор не вмешался фермер. Ребята, как вы думаете, что сказал им фермер, чтобы прекратить спор.
Дети. Фермер сказал, что они ему нужны все, каждый по-своему. И он будет заботиться и ухаживать за всеми животными.
Воспитатель. Правильно, ребята. А сейчас давайте с вами немного разомнемся.
Физкультминутка:
Конь меня в дорогу ждет, (руки за спиной сцеплены в замок)
Бьет копытом у ворот, (ритмичные поочередные поднимания согнутых в коленях ног)
На ветру играет гривой
Пышной, сказочно красивой, (покачивания головой, затем наклоны в стороны)
Быстро на седло вскочу,
Не поеду — полечу, (подскоки на месте)
Цок — цок — цок,
Цок — цок — цок, (руки полусогнуты в локтях перед собой)
Там за дальнею рекой
Помашу тебе рукой (подскоки на месте).
Воспитатель. Отдохнули и продолжаем дальше.
Воспитатель. Ребята, зимой домашним животным необходимо иметь теплое жилище и запасы кормов. И фермер должен позаботиться об этом заранее. Ребята, какие жилища должен построить фермер для своих животных?
Дети. Для свиньи – свинарник, для коровы – коровник, для овцы – овчарню, для лошади – конюшню, для собаки – будку.
Воспитатель. Ребята, жилище животного должно быть просторным. Как вы думаете почему?
Дети. Потому что животных много.
Воспитатель. Правильно, у каждого животного есть семья. Давайте поиграем в игру «Собери семью».
(собрав семью дети называют членов семьи)
Воспитатель. Ребята а запасы каких кормов должен сделать фермер?
Дети. Сено, зерно, овощи.
Воспитатель. А что такое сено?
Дети. Сухая трава.
Воспитатель. Давайте посмотрим как заготавливают сено.
Слайды 1,2,3,4,5
Воспитатель. Ребята, а какие зерновые корма вы знаете?
Дети. Овес, пшеница, рожь, ячмень. Воспитатель. Ребята, а какие овощные корма вы знаете?
Дети. Картофель, морковь, свекла, капуста.
Воспитатель. Давайте посмотрим как фермер заготавливает зерновые и овощные корма.
Слайды 6,7,8,9,10,11
Воспитатель. А теперь, ребята, сядем за столы и я вам предлагаю вам поиграть в игру «Покорми животное». На столах у вас лежат фломастер и карточка с изображением животного и корма. Ваша задача показать стрелкой чем питается животное.
(Воспитатель в это время ходит и индивидуально проверяет выполнение задания. После выполнения задания ребенок по желанию выходит и рассказывает, чем он покормил животное).
Воспитатель. Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Давайте с вами выйдем на ковер закроем глаза и вместе скажем раз, два повернись и в детском саду очутись. Вот мы и дома.
Рефлексивный этап:
Воспитатель. Ребята, о чем мы сегодня говорили на занятии?
А что нового вы узнали?
Ребята, как вы думаете, мы ответили на вопрос Незнайки?
Перспективный этап:
Ребята, у многих из вас есть домашние животные и теперь вы знаете как правильно нужно заботится о них зимой, что готовится к зиме нужно заранее. Вы можете рассказать родителям о том, что узнали сегодня. Обсудить вместе с ними и сделать выводы правильно ли вы заботитесь о своих питомцах. Это позволит вам в дальнейшем избежать ошибок и ваши домашние животные будут всегда активны, здоровы и приносить пользу.
Сюрпризный момент. Ребята, Незнайка благодарит вас за помощь и награждает вас дипломами «ВСЕЗНАЙКА»
Воспитатель. А теперь ребята, давайте с вами,
Снова за руки возьмемся,
В круг веселый соберемся.
Мы не будем огорчаться,
Что уже пора прощаться.
Литература:
1. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Дорофеева Э.В. Инновационная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДНЕНИЯ ДО ШКОЛЫ».– М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020. – 367 с.
2. Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением (подготовительная к школе группа). – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017. - 80 с.
3. Павлова Л.П. Сборник дидактических с окружающим миром (для занятий с детьми 4-7 лет). – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017. – 80 с.
4. Примерное комплексно-тематическое ПЛАНИРОВАНИЕ К ПРОГРАММЕ «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» (подготовительная к школе группа).– М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017. – 176 с.
5. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду (подготовительная к школе группа). – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017. – 112 с.
6. Шорыгина Т.А. Домашние животные. Какие они? – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002. – 71 с.
Материалы к занятию во вложении (zip, 4Mb)
Скачать вложение