Применение авторского дидактического пособия «Патриограф» в патриотическом воспитании дошкольников
Автор: Кузьмина Мария Александровна, Арутюнян Анна Вардкесовна, воспитатели МБДОУ № 17 г. РязаниСтатья рассматривает применение авторского дидактического пособия «Патриограф» в патриотическом воспитании дошкольника. Так же приводятся методические приёмы работы с авторским дидактическим пособием «Патриограф» в патриотическом воспитании дошкольника.
Актуальность проблемы обусловлена современными преобразованиями в культурной, образовательной и общественно-политической жизни России, приоритетом которых является воспитание национально-патриотической личности, глубоко уважающей национально-культурные ценности народа, знающей и говорящей на родном языке, осознающей свою национальную идентичность.[1]
Нормативное обоснование
- 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации.
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 08.11.2022 № 955 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов общего образования
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» (зарегистрирован 28.12.2022 № 71847
Чувство патриотизма очень тесно связано с содержанием общественной жизни. К проблемам воспитания молодого поколения на принципах патриотизма в разное время обращались многие педагоги, как А.С. Макаренко [2], В.А. Сухомлинский [3], К.Д. Ушинский [4] и др. До сих пор актуальны и очень ценны работы по духовно-нравственному воспитанию педагога-гуманиста и философа В.А. Сухомлинского. Он видел приоритет в формировании нового поколения сознательной молодежи, воспитании настоящих патриотов, которые по настоящему любят Родину, гордятся своим народом и его историческим прошлым, ответственных за его будущее. [3]
Ключевые слова: Патриотизм, патриотическое воспитание, духовно-нравственное воспитание, приёмы работы с авторским дидактическим пособием «Патриограф».
Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. [5]
Патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств ребенка.
В воспитательном процессе важное место должны занять: народная мудрость, национальные идеи и идеалы, которые являются тем фундаментом, на котором растет национальное сознание, достоинство, самоуважение. Патриотическое воспитание ученые понимают как «формирование гармоничного, развитого, высокообразованного, социально активного и национально сознательного человека, наделенного глубокой гражданской ответственностью, здоровыми интеллектуально-творческими и духовными качествами, родственными и патриотическими чувствами, трудолюбием, хозяйственной смекалкой, предприимчивостью и инициативностью» [6].
Основными направлениями патриотического воспитания детей являются: формирование представлений о семье – семья, род и родословная; ознакомление с явлениями общественной жизни; формирование знаний об истории государства, государственных символах; ознакомление с традициями и культурой своего народа; формирование знаний о родном крае. Благоприятным для начала систематического патриотического воспитания является дошкольный возраст, когда особенно активизируется интерес ребенка к социальному миру и общественным явлениям [7].
Научить любить родину ребенка не просто, научить его быть причастным к истории своей родины – это настоящее искусство и мастерство.
Мы разработали новое дидактическое пособие «Патриограф», а вдохновило нас на это то, что однажды увидев как дети с удовольствием и желанием играют в свои поделки из воздушного пластилина пришла идея создать что то масштабное и полезное именно для патриотического воспитания дошкольников, так как тема патриотизма в дидактических пособиях на сегодняшний день не велика. И началась работа по поиску вдохновения на эту тему. Мы наткнулись на статью о молодежном движение фотографов «Патриографии», которое стремится восхитить зрителя, заинтересовав его объектами ближайшего окружения. В результате зритель начинает ценить и защищать эти объекты (дом, улицу, город, памятники и т.д.), поэтому мы и решили назвать разработанное нами дидактическое пособие «Патриограф». Это пособие стремится восхитить детей, заинтересовать их темой патриотизма, знакомства со своей Родиной Россией.
Патриограф — это игровое поле с картой России, на которой отмечены Федеральные округи Российской Федерации. [1] (Приложение 1). Россия — страна огромная. И живёт в ней много разных народов — без малого двести. И все рассказывают свои сказки, поют свои песни, танцуют свои народные танцы. С помощью Патриографа мы знакомим детей с разными народами, рассматриваем национальные костюмы, знакомим детей с национальными блюдами России, с животным и растительным миром России, гербами центральных городов каждого Федерального округа России. [2], [3] (Приложение 1)
Так же Патриограф можно использовать на занятиях посвященных Государственным праздникам нашей страны. (Знакомя детей с символикой разных городов нашей родины России) [4] (Приложение 1)
Достоинством Патриографа является то, что ребёнок может самостоятельно заполнить игровое поле сделанными своими руками фигурами из воздушного пластилина (Животные России, куклы в национальных костюмах, цветы России, Деревья России, неофициальные символы России, национальные блюда России, сказочные герои России и т.д.), что помогает воспитать патриотические качества через деятельность и игру.
Таким образом, использование авторского дидактического пособия «Патриограф» способствует развитию речи, расширению познавательной активности, повышению интереса к истории нашей страны.
Вывод:
Создание авторского дидактического пособия «Патриограф» – занятие очень интересное в плане развития педагогических идей, потому что игры с дошкольниками при использовании дидактического пособия «Патриограф», сделанного своими руками, не только разнообразят деятельность ребёнка, но и превратят её в увлекательную игру, создадут хорошее настроение.
Дети остаются под большим впечатлением, из-за того, что сами могут наполнить фигурами игровое поле Патриографа, а затем и использовать их. Патриограф можно сделать самостоятельно и без больших затрат.
Многофунциональность данного дидактического пособия предполагает возможность его использования на любом этапе работы, как на этапе изучения нового материала, так на этапе закрепления. В непосредственно образовательной деятельности пособие выступает как демонстрационный материал, а также используется для создания игровой мотивации и решения проблемных ситуаций.
Для детей это яркая игрушка, с которой можно приятно и с пользой провести время, для педагогов — один из инструментов обучения и воспитания с увлечением.
Список литературы:
1. Черкашина, О. В. Основы нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста путём приобщения к культурным и семейным ценностям / О. В. Черкашина, Л. О. Кобзева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 3 (44). — С. 17-20. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/251/8380/ (дата обращения: 31.03.2024).
2. Макаренко А.С. Доклад в педагогическом училище / А.С. Макаренко // Сочинения. - М.: АПН РСФСР, 1951. - Т. 5. - С. 407-419. с. 412. (233)
3. 3.Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. - М.: Молодая гвардия, 1975. - 240с.; Воспитание советского патриотизма у школьников: Из опыта работы сельской школы. Москва: Учпедгиз, 1959. - 148 с. С.112.; (358)
4. 4.Ушинский К.Д. Собрание сочинений. - М.: Учпедгиз, 1950. - Т. 10. - 668 с.
5. А. Я. Данилюк А. М. Кондаков В. А. Тишков Стандарты второго поколения. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2009. – 14 с.
6. Программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста «Ребенок». – М.: Просвещение, 2004. – 268 с.
7. Константинова О., Харитонович А., Абба П. Воспитываем патриотов // Воспитатель-методист дошкольного учреждения. – 2012. – № 10. –С. 11–24.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утв. приказом Минпросвещения РФ от 08.11.2022 №955 Текст непосредственный.
9. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2023.
Конспект с приложениями во вложении (pdf, 341 Kb)
Скачать вложение