Прогулка по осеннему лесу
Автор: Глазова Наталья Михайловна, логопед МДОУ «Детский сад № 1» муниципального образования Милославский район Рязанской областиКонспект непосредственно образовательной деятельности с элементами логоритмики в старшей группе с ОНР.
Актуальность проблема нарушений речи и их коррекция у детей интеллектуальным недоразвитием определяется, прежде всего когнитивной функцией речи тесной связью процессов развития речи и познавательной деятельности ребёнка. У детей отмечается резкое снижение потребности в речевом общении, что приводит к ограниченности речевых контактов и отрицательно складывается на процессе овладения речью. Изучив методические рекомендации и обширный практический материал многих авторов, занимающихся логоритмикой (А.Я.Мухина,М.Ю. Картушина, А.Е. Воронова, Н.В. Микляева, О.А. Полозова, Г.В. Дедюхина и др.) Я попробовала проводить занятия с элементами логоритмики и хочу отметить, что положительная динамика в коррекции речи есть.
Цель: формировать познавательные процессы и способы умственной деятельности; составление и распространение предложений о приметах осени.
Задачи: уточнить знания детей об изменениях, которые происходят в живой и неживой природе осенью; активизировать словарный запас, уточнить глагольный словарь в настоящем и прошедшем времени; развивать связную речь, умение чётко передавать свои мысли; способствовать развитию познавательного интереса.
Оборудование: иллюстрации грибов и муляжи – сыроежки, подосиновика, мухомора, опят, поганки; на полу по кругу разложены кружочки – кочки из осенних листьев, корзинка.
Содержание занятия:
1. Мотивационный этап
Дети входят в зал и останавливаются у дверей(логопед держит в руках игрушечного воробышка).
Логопед: Кто-то бросил мне в оконце,
Посмотрите, письмецо.
Может, это лучик солнца,
Что щекочет мне в лицо?
Может это воробьишка
Пролетая, обронил?
Может, кот письмо, как мышку,
На окошко заманил?
Логопед: Ребята, вы хотите узнать от кого, пришло письмо? Тогда послушайте и угадайте, о каком времени года говорится в стихотворении?
Листья с деревьев в лесу осыпаются
Дождик уныло по крышам стучит .
Светлое небо с землёю прощается.
Хмурая осень в окошко глядит. ……(дети) осень!
Логопед: Правильно. Вот что пишет нам Осень: «Ребята я приглашаю вас в путешествие за осенними кладами». Отправимся в путешествие?(да).
Вот и осень к нам пришла,
Нас в дорогу позвала.
- закройте глазки, представьте, как мы отправляемся в прекрасный осенний лес (звучит тихая спокойная музыка).
2. Ориентировочный этап.
Песня «Здравствуй, осень!» автор Яворовская (Дети поют песню и на последнем куплете рассыпают листья из корзинки)
Логопед показывает детям букет осенних листьев.
Логопед: посмотрите, наш воробьишка нашёл первый клад осени. Я вам буду показывать листья из букета, а вы должны отгадать, с какого они дерева, и сказать какие они. (Это листья тополя. Они желтые, овальные, крупные). Про какое дерево говорят: «Зимой и летом одним Цветом? (елка, сосна). Знает е ли вы, на каких деревьях весной распускаются серёжки? (берёзе). Как называются семена дуба? (желуди).
Лети, воробьишка, вперёд, а мы по тропинке пойдём и много, может быть, интересного найдём!
3. Исполнительный этап
Логопед: Как хорошо в осеннем лесу!
Упражнение на развитие общей моторики (дети стоят по кругу).
Логопед: Как мы нашумели в лесу, давайте послушаем тишину.
Упражнение на увеличение выдоха.
Дети повторяют за логопедом каждую строчку на одном дыхании.
Слушай…
Слушай шорох…
Слушай шорох чащи…
Слушай шорох чащи леса…
Слушай шорох: чаща леса дышит…
Логопед: Ребята посмотрите как интересно в лесу.
Чистоговорка «С – СЬ».
СА-СА-СА- на траве лежит роса.
СУ-СУ-СУ- в лесу видели лису.
ИС-ИС-ИС- в лесу много лис.
СЯ-СЯ-СЯ- на тропе следы лося.
СИ-СИ-СИ- грибы из лесу принеси.
Логопед: А вы знаете, какие грибы можно собирать? Найдите отгадку к загадке (загадывает загадки, если дети затрудняются, показывает ответ картинку гриба)
В лесу
На одной ножке
Выросла лепёшка. (гриб)
Зашёл мужик в сосняк
Нашёл слизняк:
Бросить – жалко.
Съесть–сыро, (груздь)
Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек
В шляпках разноцветных,
Издали заметных.
Собирай, не мешкай,
Это …… (сыроежки).
Под осинкой мальчик-с пальчик,
На нём серенький кафтанчик.
Шапка красненькая. (подосиновик)
А вот кто-то важный
На беленькой ножке
Он в шапочке красной
На шапке горошки! (мухомор)
Посмотрите-ка, ребята,
Тут – лисички, там – опята,
Ну, а это на полянке
Ядовитые …… (поганки)
Логопед: Какие же бывают грибы?
Дети: Съедобные и несъедобные.
Логопед: Как по-другому назвать несъедобные грибы, какие?
Дети: Ядовитые.
4. Рефлексивный этап
Логопед : Посмотрите, какие красивые картинки принёс воробышек! На них изображены осень, грибы! Давайте их рассмотрим и вспомним ,что же мы увидели и делали на нашей прогулке?(рассматривали листья и деревья, грибы и т.д.).
Логопед: В осеннем лесу много грибов ,посмотрите по сторонам .
Упражнение на развитие внимания «По грибы».
Муляжи грибов спрятаны по залу(под деревьями , под листьями и т.д.) .Дети должны найти гриб назвать его и положить в корзину .
Логопед: ой, ребята посмотрите, под ёлкой спрятался, ежик. Ежик увидел, как вы весело грибы собираете, и предлагает вам поиграть с ним (логопед одевает маску ёжика )
Двигательное упражнение «Ёжик».
Логопед: Несмотря на всю красоту осеннего леса, скоро все листья совсем опадут, деревья будут голыми и придут холода.
5. Перспективный этап
Логопед: Вот и подошла к концу наша осенняя прогулка!
По тропиночке пойдём
Друг за дружкою гуськом.
На носочки встали,
Из лесу побежали. (Дети бегут к своему стулу).
Литература.
1. Коноваленко В.В. , Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико – фонематическим недоразвитием – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2001.- 125 с.
2. Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм , движение : пособие для логопедов и родителей . – СПБ .: Дельта,1997.
4. Лопухина И.С. Логопедия,550 занимательных упражнений для развития речи : пособие для логопедов и родителей. – М .: Аквариум , 1995.
5. Круглов Ю.Г., «Русские народные загадки, пословицы, поговорки. -М.: Просвещение, 1990 - 335 с.
Цель: формировать познавательные процессы и способы умственной деятельности; составление и распространение предложений о приметах осени.
Задачи: уточнить знания детей об изменениях, которые происходят в живой и неживой природе осенью; активизировать словарный запас, уточнить глагольный словарь в настоящем и прошедшем времени; развивать связную речь, умение чётко передавать свои мысли; способствовать развитию познавательного интереса.
Оборудование: иллюстрации грибов и муляжи – сыроежки, подосиновика, мухомора, опят, поганки; на полу по кругу разложены кружочки – кочки из осенних листьев, корзинка.
Содержание занятия:
1. Мотивационный этап
Дети входят в зал и останавливаются у дверей(логопед держит в руках игрушечного воробышка).
Логопед: Кто-то бросил мне в оконце,
Посмотрите, письмецо.
Может, это лучик солнца,
Что щекочет мне в лицо?
Может это воробьишка
Пролетая, обронил?
Может, кот письмо, как мышку,
На окошко заманил?
Логопед: Ребята, вы хотите узнать от кого, пришло письмо? Тогда послушайте и угадайте, о каком времени года говорится в стихотворении?
Листья с деревьев в лесу осыпаются
Дождик уныло по крышам стучит .
Светлое небо с землёю прощается.
Хмурая осень в окошко глядит. ……(дети) осень!
Логопед: Правильно. Вот что пишет нам Осень: «Ребята я приглашаю вас в путешествие за осенними кладами». Отправимся в путешествие?(да).
Вот и осень к нам пришла,
Нас в дорогу позвала.
- закройте глазки, представьте, как мы отправляемся в прекрасный осенний лес (звучит тихая спокойная музыка).
2. Ориентировочный этап.
Песня «Здравствуй, осень!» автор Яворовская (Дети поют песню и на последнем куплете рассыпают листья из корзинки)
Текст | Движения |
1. Снова осень на дворе И счастливой детворе Спелых фруктов принесла И букеты раздала. |
Дети идут по залу, образуя хоровод. |
Припев. Здравствуй, осень золотая, В синем небе птичьи стаи Пролетают над лесами И над нивами. Здравствуй, осень золотая, Снова мы тебя встречаем. Ты нарядная такая И красивая. |
Девочки руки на подол, мальчики на пояс выполняют пружинки. |
2. Ярко солнышко блестит Речка быстрая бежит Разноцветный листопад Осыпает всё подряд. |
Идут, взявшись за руки по кругу. |
Припев тот же | Движения повторяют и рассыпают листья |
Логопед: посмотрите, наш воробьишка нашёл первый клад осени. Я вам буду показывать листья из букета, а вы должны отгадать, с какого они дерева, и сказать какие они. (Это листья тополя. Они желтые, овальные, крупные). Про какое дерево говорят: «Зимой и летом одним Цветом? (елка, сосна). Знает е ли вы, на каких деревьях весной распускаются серёжки? (берёзе). Как называются семена дуба? (желуди).
Лети, воробьишка, вперёд, а мы по тропинке пойдём и много, может быть, интересного найдём!
3. Исполнительный этап
Логопед: Как хорошо в осеннем лесу!
Упражнение на развитие общей моторики (дети стоят по кругу).
Текст | Движения |
Дует, дует ветер, Дует, задувает. |
Энергичные взмахи руками. |
Жёлтые листочки С дерева срывает. |
Имитация срывания листьев. |
Падают листочки Прямо нам под ножки. |
Наклон вперёд, руки касаются ног. |
Упражнение на увеличение выдоха.
Дети повторяют за логопедом каждую строчку на одном дыхании.
Слушай…
Слушай шорох…
Слушай шорох чащи…
Слушай шорох чащи леса…
Слушай шорох: чаща леса дышит…
Логопед: Ребята посмотрите как интересно в лесу.
Чистоговорка «С – СЬ».
СА-СА-СА- на траве лежит роса.
СУ-СУ-СУ- в лесу видели лису.
ИС-ИС-ИС- в лесу много лис.
СЯ-СЯ-СЯ- на тропе следы лося.
СИ-СИ-СИ- грибы из лесу принеси.
Логопед: А вы знаете, какие грибы можно собирать? Найдите отгадку к загадке (загадывает загадки, если дети затрудняются, показывает ответ картинку гриба)
В лесу
На одной ножке
Выросла лепёшка. (гриб)
Зашёл мужик в сосняк
Нашёл слизняк:
Бросить – жалко.
Съесть–сыро, (груздь)
Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек
В шляпках разноцветных,
Издали заметных.
Собирай, не мешкай,
Это …… (сыроежки).
Под осинкой мальчик-с пальчик,
На нём серенький кафтанчик.
Шапка красненькая. (подосиновик)
А вот кто-то важный
На беленькой ножке
Он в шапочке красной
На шапке горошки! (мухомор)
Посмотрите-ка, ребята,
Тут – лисички, там – опята,
Ну, а это на полянке
Ядовитые …… (поганки)
Логопед: Какие же бывают грибы?
Дети: Съедобные и несъедобные.
Логопед: Как по-другому назвать несъедобные грибы, какие?
Дети: Ядовитые.
4. Рефлексивный этап
Логопед : Посмотрите, какие красивые картинки принёс воробышек! На них изображены осень, грибы! Давайте их рассмотрим и вспомним ,что же мы увидели и делали на нашей прогулке?(рассматривали листья и деревья, грибы и т.д.).
Логопед: В осеннем лесу много грибов ,посмотрите по сторонам .
Упражнение на развитие внимания «По грибы».
Муляжи грибов спрятаны по залу(под деревьями , под листьями и т.д.) .Дети должны найти гриб назвать его и положить в корзину .
Логопед: ой, ребята посмотрите, под ёлкой спрятался, ежик. Ежик увидел, как вы весело грибы собираете, и предлагает вам поиграть с ним (логопед одевает маску ёжика )
Двигательное упражнение «Ёжик».
Текст | Движения |
За грибами в лес идём. | Идут по кругу |
Прыгаем по кочкам. | Прыгают через кочку |
А в лесу колючий ёж Стережёт грибочки |
Присели, смотрят на ёжика. |
Ты нас, ёжик, не коли, | Грозят пальчиком. |
А попробуй, догони! | Разбегаются по залу, ёжик ловит. |
5. Перспективный этап
Логопед: Вот и подошла к концу наша осенняя прогулка!
По тропиночке пойдём
Друг за дружкою гуськом.
На носочки встали,
Из лесу побежали. (Дети бегут к своему стулу).
Литература.
1. Коноваленко В.В. , Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико – фонематическим недоразвитием – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2001.- 125 с.
2. Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм , движение : пособие для логопедов и родителей . – СПБ .: Дельта,1997.
4. Лопухина И.С. Логопедия,550 занимательных упражнений для развития речи : пособие для логопедов и родителей. – М .: Аквариум , 1995.
5. Круглов Ю.Г., «Русские народные загадки, пословицы, поговорки. -М.: Просвещение, 1990 - 335 с.
Скачать вложение